«Добро и зло, хорошие и плохие люди... так много надуманных стереотипов. Почему мы мыслим с помощью этих ярлыков, хотя знаем, что мир состоит из множества оттенков?» — пишет журналистка Le Figaro Лора Дезиньер.
«(...) Термин «манихейство» берет начало от зороастрийской религии, в III веке ею руководил древний перс Мани, который утверждал, что основу мироздания составляет борьба между светом и мраком, — объясняет Ришар Монвуазен, исследователь, специализирующийся на изучении спорных теорий. — Отсюда способ рассуждения является манихейским, когда он искусственно сводит обсуждение к двум противоположным альтернативам». По его мнению, такой прием привычен для политической риторики: «Чтобы бороться против терроризма, мы должны пожертвовать своим правом на неприкосновенность частной жизни», «Без запрета на чадру возникнет религиозный экстремизм»... Форма, наиболее часто используемая в дебатах, — это ложный выбор, когда два предложения исключают друг друга: «Либо ты любишь Францию, либо ты ее покидаешь».
«(...) Монвуазен отмечает, что одна из самых скрытых форм манихейства заключается в поспешных обобщениях, таких как «Все безработные ленивы, все евреи такие, чернокожие сякие, жители Оверни эдакие», и т. д. Однако он успокаивает: «Хорошие новости исходят от ученого и философа Карла Поппера, говорившего, что обобщение опровергается даже единственным контрпримером», — передает автор статьи.
«В когнитивной и социальной психологии ставится под сомнение тенденция к признанию подобного черно-белого мышления, о нем принято говорить как о «поляризованном мышлении» или «поляризации» отношений, чувств и убеждений, которые побуждают нас занимать определенную позицию, иногда экстремального характера. По мнению исследователя социальной психологии Сильвена Делувэ, анализ должен проводиться на двух уровнях: индивидуальном и коллективном», — пишет Le Figaro.
«На первом уровне следует упомянуть работы Даниэля Канемана, где он определяет две системы мышления», — поясняет исследователь. Система 1 — это интуитивная система простого и автоматического мышления. Мы используем его в повседневной жизни, чтобы не тратить слишком много когнитивных резервов. «Но это самое искаженное мышление, — отмечает Сильвен Делуве. — Я либо не размышляю, либо стараюсь как можно меньше думать, поэтому использую стереотипы и когнитивные предубеждения, позволяющие мне упростить мир, чтобы я был способен легко и быстро отреагировать. Эта система не всегда ложная, но чаще всего она приводит к ошибкам». Система 2 — это система сознательного анализа и рационального мышления. Они требуют больше когнитивных ресурсов, потому что нужно думать, а не использовать готовые ярлыки», — указывает издание.
«На втором уровне возникает мотивационный аспект, относящийся к группе: «Поляризация мышления связана с социальной идентичностью и принадлежностью к группе, — отмечает Сильвен Делуве. — Когда моей группе угрожает опасность, я начинаю думать упрощенно, чтобы укрепить сплоченность и объединиться. Я готов клеймить тех, кто не является частью группы, чтобы не потерять свою идентичность. Эта идентичность может быть политической, религиозной, идеологической...»
«(...) К тому же мы склонны воспринимать людей, которые нам противостоят, как одинаковых и имеющих одни и те же недостатки — речь идет об эффекте однородности чужой группы, — говорится в статье. «Я противопоставляю таких, как я, тем, кто против нас. Это вопрос социальной категоризации», — резюмирует Сильвен Делуве.
«(...) Ришар Монвуазен дает рекомендацию: «Техника проста: прежде всего, осознайте, что такой тип суждения существует и что наш мозг получает от него столько же удовольствия, сколько от поедания масла или шоколада. Как только мы поняли, что обнаружили его, то вместо того, чтобы соглашаться на ложную дилемму или ложный выбор, нам нужно приучить себя к поиску третьего, четвертого пути (например, существует предотвращение терроризма, не посягающее на частную жизнь), это размажет манихейскую мысль и придаст ей смехотворность».
И еще на темы психологии человека на нашем портале для зрелых думающих людей:
Эту историю мне рассказал коллега по профессии. Он родом с Донской земли, вся его родня произошла из казачества, проживала и до сих пор проживает на Дону. А он после учебы в Москве обрел вторую родину в Сибири. Они подростками сполна хлебнули горечь немецко-фашистской оккупации.
Мое послевоенное детство прошло в маленьком заполярном поселке. Домишки были неказистые, с удобствами во дворе, воду привозили на телеге, наливая пожарным шлангом через прорубленное в стене оконце двухсотлитровые бочки, много чего еще не хватало и в скромных магазинчиках того времени. А вот разновозрастной ребятни было много. И мы, мальчишки 10-12 лет, как-то мало обращали внимание на эти неудобства.
А действительно – кто был лучшим с точки зрения Верховного главнокомандующего? Расхожая точка зрения – Жуков. Вот и Парад Победы 24 июня 1945 года принимал именно он. А командовал парадом Рокоссовский, что тоже символично – его нередко называют «вторым после Жукова». Однако львиная доля возвышения обоих полководцев (особенно Жукова) приходится на 1970-е годы и позже. А как ситуация выглядела в годы войны и первое время после Победы, пока страну возглавлял Сталин?
История – служанка политики, взгляд на прошлое, исходящий из сиюминутной конъюнктуры? Или все-таки наука, одна из сфер наших знаний, требующая точности и беспристрастности?
Философ Иммануил Кант не бывал в Иркутской области. Он практически никогда не покидал родного Калининграда, триста лет назад и до 1946 года называвшегося Кенигсбергом. Но его философские труды, его идеи шагают и по Сибири. Особенно актуально их вспомнить в апреле.
Зоя Богуславская – знаменитая российская писательница, эссеист, искусствовед и литературный критик, автор многочисленных российских и зарубежных культурных проектов, заслуженный работник культуры РФ.
На прошлой неделе побывал сразу на нескольких мероприятиях, связанных с аббревиатурами, вынесенными в заголовок, и нахлынули воспоминания. Правда, они (воспоминания) выстроились в голове в обратном порядке, нежели в заголовке. Впрочем, так и было в истории. И в жизни…
Эту историю поведал Эдуард Копица, мой знакомый, живший в северном Усть-Илимске. Водитель грузовиков и автобусов, простой и светлый человек, он очень любил природу и многое знал о ней. Увы, ушедший туда, откуда не возвращаются.
Виктор Павлович Секерин в 70-е годы заведовал кафедрой и аспирантурой на факультете иностранных языков КГПИ. Он поражал эрудицией, смелостью, раскованностью, ораторским мастерством. Сердце его не выдержало перегрузок в 58 лет. О его жизни и пойдет речь.
Почти вся история человечества прошла в войнах и вооруженных конфликтах. Причин тому множество, всех их и не перечислить, да и такой задачи автор не ставит. Куда интереснее вопрос о роли подготовки военных кадров для успешной защиты Отечества. Автору на примерах своей биографии представилась возможность рассказать, как его в очень давнюю эпоху готовили защищать свою страну. И первым моим рассказом будет повествование о начале моей воинской «карьеры» в послевоенной Одессе. Александр Табачник
Судьба некоторых книг складывается словно по драматическому сюжету. Недавно мне довелось ознакомиться с повестью Г.П. Баранова «Злой Хатиман. Записки военного разведчика», которая могла прийти к читателям ещё в конце 80-х. Но не пришла. И вот тут интересно разобраться – почему...
Президент Владимир Путин сказал, что «в СССР выпускали одни галоши». Такое высказывание задело многих: не одними галошами был богат Советский союз, чего стоила бытовая техника!
Владимир Набоков родился в Петербурге 22 апреля (10 апреля по старому стилю) 1899 года, однако отмечал свой день рождения 23-го числа. Такая путаница произошла из-за расхождения между датами старого и нового стиля – в начале XX века разница была не 12, а 13 дней.
Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола (1980).
Елена Викторовна Жилкина родилась в селе Лиственичное (пос. Листвянка) в 1902 г. Окончила Иркутский государственный университет, работала учителем в с. Хилок Читинской области, затем в Иркутске.