ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ

«Радость полетов – это жизнь»: королева неба Марина Попович

Владимир Иванов, histrf.ru   
06 Декабря 2022 г.
Изменить размер шрифта

20 июля 1931 года родилась легенда советской авиации Марина Попович. Данные эти официальные, а есть еще и неофициальные. Потому что Марине Лаврентьевне приходилось корректировать биографические данные, чтобы добиться исполнения своей мечты. Помните слова Н. Некрасова о том, что есть женщины в русских селениях? Да, женщины способны на многое. Но то, что женщина освоит реактивный самолет, великий русский поэт и представить не мог.

 «Радость полетов – это жизнь»: королева неба Марина Попович

Дорога к мечте

Родина нашей героини – деревня Самусенки Смоленской области. Семья – это папа Лаврентий Федосович Коровкин-Васильев, мама Ксения Логиновна Щербакова и пятеро детей. После несчастья, произошедшего со старшей сестрой, старшинство перешло к Марине. Семья была творческой. Папа перегонял плоты по Западной Двине, но он увлекался музыкой, сам делал скрипки и хорошо играл. Марина вспоминала, что с малых лет выступала в семейном музыкальном ансамбле. Родители думали, что девочка свяжет свою судьбу с музыкой. Желание родителей исполнила младшая сестра Валентина, она окончила консерваторию и впоследствии работала дирижером в театре. Но у Марины была своя мечта. Она отчаянно хотела летать, стать летчиком как двое маминых братьев. И начавшаяся война помогла ей сделать решающий выбор.

Во время войны семья была эвакуирована в Новосибирск. Но даже тех коротких дней войны на Смоленщине, которые выпали на долю семьи до эвакуации, хватило, чтобы насмотреться ужасов войны. Марина очень хотела отомстить фашистам, но пока она подросла, и война закончилась. Неизменным и таким же горячим осталось желание летать. В 1947 году первая попытка записаться в аэроклуб не удалась. Оказалось, что из-за малого роста (150 см) ноги не доставали до педалей, сесть за штурвал ей не позволили. Целый год она изнуряла себя тренировками, нацелившись прибавить в росте. И вот результат – выросла до 161 см. Начался путь, который и привел ее к тем высотам, о которых она мечтала. Первым шагом стал Новосибирский авиационный техникум, который она окончила в 1951 году. Затем работала инженером-конструктором в Новосибирске, в Центральной летно-технической школе ДОСААФ в Саранске. А дальше появилось препятствие, которое казалось непреодолимым. После окончания войны появился запрет: женщин в небо не брать. Любая опустила бы руки, но не Марина, слишком велико было ее желание стать профессионалом, военным летчиком. О том, чтобы сдаться, не было и мысли. Марина отправилась в Москву и добилась встречи с Председателем Совета министров СССР маршалом Ворошиловым. Что подействовало на маршала, мы не знаем, но на заявлении он написал: «в порядке исключения направить в летное училище». С этим документом она и отправилась в Саранское авиационное училище, которое и окончила с красным дипломом. После учебы ее оставили там летчиком-инструктором. С 1958 года работала летчиком-инструктором в Москве в Центральном аэроклубе им В.П. Чкалова. А еще за ее плечами учеба в Ленинградской академии гражданской авиации.

Все выше и выше...

Со стороны все просто: захотела – и стала. Но до заветной мечты стать летчиком-испытателем прошло больше 10 лет. В 1964 году настал ее звездный час – она стала единственной в стране военной летчицей-испытателем 1-го класса. Этой хрупкой женщине оказались подвластны небесные просторы и, что очень важно, – рекорды. Она первой преодолела звуковой барьер, а на самолете «РВ» с двумя турбореактивными двигателями она установила мировой рекорд скорости в своем классе. Дальше она бьет мировые рекорды американских спортсменок. На самолете Ан-22 ей принадлежат 10 мировых рекордов. На тот момент она вообще была единственной женщиной, пилотирующей самолеты такого класса.

Но большой ее любовью стали военно-транспортный самолет Ил-76 и истребитель Миг-21. Все ее достижения были высоко оценены, и ее выбрали кандидатом в космонавты, но в отряд не взяли. Позднее, ее первый муж, космонавт Павел Попович, шутил, что она не умела молчать, в том числе и за едой, что в космосе недопустимо. Неудача с космосом не остановила нашу героиню, и она продолжила покорять околоземные просторы. В это время она получает государственные награды, в том числе и орден Трудового Красного Знамени.

 «Радость полетов – это жизнь»: королева неба Марина Попович

  • М. Попович с мужем П. Поповичем и дочерью. Источник: liveinternet.ru

В 1965 году произошло событие, которое надолго лишило нашу героиню неба. При испытательном полете на разведчике ЯК-25РВ произошла авария в кислородной системе, самолет начал падать, но Марина без паники оценила обстановку и смогла благополучно посадить машину. За мужество, хладнокровие и умелые действия она была представлена к званию Героя Советского Союза, что очень не понравилось Главнокомандующему ВВС П. Кутахову. За совершенный подвиг он просто уволил Марину Попович.

Снова в полет

На два долгих года Марину разлучили с небом. Сама она признавалась, что это было очень трудное время. Нечем было заполнить пустоту. Черная полоса закончилась, когда ее пригласили работать в ОКБ Антонова. Первым испытуемым самолетом стал АН-24. Марина Попович собрала прекрасный женский экипаж, на счету которого 71 мировой рекорд по самым различным показателям. Женская команда советских летчиц, доказала, что женщины способны на подвиги, которые не всегда по силам мужчинам.

Марина Попович завершила летную карьеру в 53 года и за все время налетала 5600 часов, освоила 40 типов самолетов и вертолетов. Ей принадлежит 102 мировых авиарекорда.

Мы должны быть благодарны Марине и за то, что она оставила нам замечательное литературное наследство. Еще будучи пилотом, она начала писать книги, что в дальнейшем стало ее главным делом. Она автор 15 книг, общий тираж их 1,5 миллиона экземпляров. А еще она автор сценариев для художественных фильмов.

 «Радость полетов – это жизнь»: королева неба Марина Попович

  • М. Попович и ее книга «Прыжок в вечность». Источник: liveinternet.ru

Последняя ее книга «Я –летчик!» стала автобиографической, и на внутренней стороне обложки ярким девизом написано: «... И радость полетов – это жизнь, настоящая жизнь».

Умерла Марина Попович в 2017 году в возрасте 86 лет.

Большой восторг вызывают такие люди, как Марина Попович. Они идут к своей мечте, сметая любые преграды, верят в себя несмотря ни на что и демонстрируют отличный пример остальным: многого можно добиться, нужно только по-настоящему захотеть.

На нашем сайте читайте также:

По инф. istrf.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • Полководцы Великой войны: рейтинг от Сталина
    А действительно – кто был лучшим с точки зрения Верховного главнокомандующего? Расхожая точка зрения – Жуков. Вот и Парад Победы 24 июня 1945 года принимал именно он. А командовал парадом Рокоссовский, что тоже символично – его нередко называют «вторым после Жукова». Однако львиная доля возвышения обоих полководцев (особенно Жукова) приходится на 1970-е годы и позже. А как ситуация выглядела в годы войны и первое время после Победы, пока страну возглавлял Сталин?
  • Правда о Победе
    История – служанка политики, взгляд на прошлое, исходящий из сиюминутной конъюнктуры? Или все-таки наука, одна из сфер наших знаний, требующая точности и беспристрастности?
  • «А иначе зачем на земле этой вечной живу?»
    К 100-летию со дня рождения Булата Окуджавы и Юлии Друниной.
  • Люди доброй воли Иммануила Канта
    Философ Иммануил Кант не бывал в Иркутской области. Он практически никогда не покидал родного Калининграда, триста лет назад и до 1946 года называвшегося Кенигсбергом. Но его философские труды, его идеи шагают и по Сибири. Особенно актуально их вспомнить в апреле.
  • Золотой век Зои Богуславской
    Зоя Богуславская – знаменитая российская писательница, эссеист, искусствовед и литературный критик, автор многочисленных российских и зарубежных культурных проектов, заслуженный работник культуры РФ.
  • БАМ – ССО – ВЛКСМ
    На прошлой неделе побывал сразу на нескольких мероприятиях, связанных с аббревиатурами, вынесенными в заголовок, и нахлынули воспоминания. Правда, они (воспоминания) выстроились в голове в обратном порядке, нежели в заголовке. Впрочем, так и было в истории. И в жизни…
  • Чутье. Рассказ Владислава Огаркова
    Эту историю поведал Эдуард Копица, мой знакомый, живший в северном Усть-Илимске. Водитель грузовиков и автобусов, простой и светлый человек, он очень любил природу и многое знал о ней. Увы, ушедший туда, откуда не возвращаются.
  • День Победы: страницы жизни Виктора Секерина
    Виктор Павлович Секерин в 70-е годы заведовал кафедрой и аспирантурой на факультете иностранных языков КГПИ. Он поражал эрудицией, смелостью, раскованностью, ораторским мастерством. Сердце его не выдержало перегрузок в 58 лет. О его жизни и пойдет речь.
  • Защитники, или Воспоминания новоявленного бравого солдата Швейка о превратностях воинской службы
    Почти вся история человечества прошла в войнах и вооруженных конфликтах. Причин тому множество, всех их и не перечислить, да и такой задачи автор не ставит. Куда интереснее вопрос о роли подготовки военных кадров для успешной защиты Отечества. Автору на примерах своей биографии представилась возможность рассказать, как его в очень давнюю эпоху готовили защищать свою страну. И первым моим рассказом будет повествование о начале моей воинской «карьеры» в послевоенной Одессе. Александр Табачник
  • Не судьба?
    Судьба некоторых книг складывается словно по драматическому сюжету. Недавно мне довелось ознакомиться с повестью Г.П. Баранова «Злой Хатиман. Записки военного разведчика», которая могла прийти к читателям ещё в конце 80-­х. Но не пришла. И вот тут интересно разобраться – почему...
  • Фронтовик, писатель, гражданин: сто лет Виктору Астафьеву
    1 мая исполнится 100 лет со дня рождения Виктора Астафьева
  • Какой была в СССР бытовая техника
    Президент Владимир Путин сказал, что «в СССР выпускали одни галоши». Такое высказывание задело многих: не одними галошами был богат Советский союз, чего стоила бытовая техника!
  • 90-е: лихие или бурные?
    «Эта песня хороша – начинай сначала!» – пожалуй, это и о теме 1990-х годов: набившей оскомину, однако так и не раскрытой до конца.
  • «…Я знаю о своем невероятном совершенстве»: памяти Владимира Набокова
    Владимир Набоков родился в Петербурге 22 апреля (10 апреля по старому стилю) 1899 года, однако отмечал свой день рождения 23-го числа. Такая путаница произошла из-за расхождения между датами старого и нового стиля – в начале XX века разница была не 12, а 13 дней.
  • «Помогите!». Рассказ Андрея Хромовских
    Пассажирка стрекочет неумолчно, словно кузнечик на лугу:
  • «Он, наверное, и сам кот»: Юрий Куклачев
    Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола (1980).
  • Эпоха Жилкиной
    Елена Викторовна Жилкина родилась в селе Лиственичное (пос. Листвянка) в 1902 г. Окончила Иркутский государственный университет, работала учителем в с. Хилок Читинской области, затем в Иркутске.
  • «Открывала, окрыляла, поддерживала»: памяти Натальи Крымовой
    Продолжаем публикации к Международному дню театра, который отмечался 27 марта с 1961 года.
  • Казалось бы, мелочь – всего один день
    Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой год.
  • Так что же мы строим? Будущее невозможно без осмысления настоящего
    В ушедшем году все мы отметили юбилейную дату: 30-ю годовщину образования государства Российская Федерация. Было создано государство с новым общественно-политическим строем, название которому «капитализм». Что это за строй?