ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ

Кто в России покровительствовал великому композитору Бетховену?

Сергей Князев, lgz.ru   
10 Марта 2023 г.
Изменить размер шрифта

Когда-то жил на этом свете и творил знаменитый немецкий композитор Людвиг ван Бетховен. И были у этого великого деятеля русские покровители, которым мир обязан появлению его многих шедевров. Кто эти люди? Ответ можно найти в книге Ларисы Кириллиной «Бетховен и русские меценаты». Что сама автор рассказывает о своей работе?

Кто в России покровительствовал великому композитору Бетховену?

– Как возникла идея книги?

– Идея возникла довольно давно, и периодически я к ней возвращалась. И в Институте искусствознания, где работаю, когда нужно было заявлять тему монографии, я заявила эту тему. Так что это была плановая работа в институте. Я хотела приурочить выход этой монографии к 250-летию со дня рождения Бетховена, которое отмечалось в 2020 году, но выпустить её тогда не получилось в связи с закрытыми архивами, пандемией и другими обстоятельствами.

– Какую цель вы перед собою ставили?

– Моей первоначальной целью было собрать и проанализировать первоисточники, ведь в исследовательской литературе содержатся ссылки в основном на немецкие источники, редко на русские. Путь мой лежал в первую очередь в русские архивы – я надеялась найти там что-то важное и неопубликованное.

Зарубежные исследователи, которые изучают эту тему, как правило, не знают русского языка и, естественно, не работают в наших архивах. А наши архивы не так легко доступны. И речь идёт не о запретах, просто порядок выдачи материалов такой, что документы, скажем, тебе приносят только через три дня и в ограниченном количестве.

Как только я собралась отправиться работать в Европу, всё закрылось. Дальше тянуть с публикацией было нельзя, работа ведь плановая...

Мне очень помогло то, что зарубежные архивы по моим запросам присылали те или иные материалы. Кроме того, большое количество документов оцифровано и выложено в интернете. Скажем, Боннский дом-музей Бетховена ведёт благородную просветительскую работу и уже выложил значительное количество материалов. Так же ведут себя некоторые венские хранилища. Практически все иллюстрации в книге – с сайтов музеев и архивов (естественно, все правила публикации соблюдены). У нас, к сожалению, не так.

Стравинского как-то спросили: «Для кого вы пишете?» Он ответил: «Для себя и для гипотетического alter ego». Для кого работаете вы?

– Конечно, я писала эту работу не для себя. Многое из того, что в книге написано, мне себе самой не нужно излагать столь обстоятельно. Я представляю себе моего читателя как интеллигентного, просвещённого, интересующегося музыкой, но не обязательно профессионального музыканта. В Институте искусствознания на междисциплинарных семинарах мои работы обсуждали и обсуждают помимо музыковедов также специалисты по живописи и театру. Я старалась писать так, чтобы это было интересно не только нашему цеху. В книге не очень много собственно музыкального анализа – только там, где необходимо. Хотя научный аппарат, естественно, оформлен в соответствии со всеми правилами.

– Что в книге появилось нового – по сравнению, скажем, с вашей книгой о Бетховене в знаменитой молодогвардейской серии «Жизнь замечательных людей»?

– Книга для «ЖЗЛ» написана так, чтобы её читал более-менее массовый читатель. Но и она не является пересказом общеизвестного, там появилось много новой информации, проявился, как мне кажется, какой-то новый ракурс...

Что касается книги «Бетховен и русские меценаты», то, мне кажется, здесь тоже появился новый взгляд на предмет исследования. Принято считать: есть гений и есть почтительные меценаты вокруг него – более мелкого калибра. Когда я стала заниматься биографиями и послужными списками людей, о которых говорится в книге, я увидела, что личности их отнюдь не мелкие, даже если должность кого-то из них незначительна, как, например, у немца Иоганна (Ивана) Фациуса, находившегося на службе у российского правительства, – такие служащие тогда назывались агентами.

Отдельная глава посвящена Андрею Кирилловичу Разумовскому, выдающемуся дипломату, – совершенно потрясающему персонажу, удивительной личности. Им давно занимаются историки, но несколько под другим углом. Я его рассматривала как мецената и в немалой степени как политика, потому что быть вне политики в наполеоновскую эпоху не мог никто из влиятельных персон. Немало написано у меня об императорской чете – императоре Александре I и его супруге Елизавете Алексеевне, которые композитору весьма симпатизировали и всячески поддерживали Бетховена. В советское время эту сторону жизни августейшей четы особо не освещали. Считалось, что монархи достойны главным образом осуждения. Об Александре говорили главным образом, что он «властитель слабый и лукавый, плешивый щёголь, враг труда» (цитата из Пушкина). Я постаралась посмотреть, как складывались отношения императора и его супруги с музыкой, и с музыкой Бетховена в частности, и изложить этот интереснейший сюжет.

– Вы пишете, что Елизавета Алексеевна была тонким знатоком и ценителем музыки, а император и вовсе настолько был увлечён игрой на скрипке, что это даже вызывало неудовольствие его родных, и в том числе бабушки, Екатерины II, и воспитателей. Это исключение в отечественной истории или другие наши правители тоже были людьми, не чуждыми этому искусству?

– В XVIII и XIX веках считалось неприличным, чтобы образованный человек не разбирался в музыке, не умел играть на музыкальных инструментах. Другое дело, что высокопоставленные особы в России никогда этого не делали на людях, в России по крайней мере. Немецкий император Фридрих Великий мог публично музицировать на флейте, а у нас подобное было принято только в узком кругу. Пётр III просил в заточении оставить ему его фаворитку и его скрипку. Может быть, поэтому игра Александра на скрипке так раздражала Екатерину II.

Павел I в музыке разбирался и ещё в 1782 году, путешествуя инкогнито по Европе, лично посетил дом Глюка, засвидетельствовав своё почтение композитору. И благодаря великой княгине Елене Павловне, покровительнице Антона Рубинштейна, была основана Петербургская консерватория.

– Прозаики часто говорят, что их персонажи вдруг начинают своевольничать и вести себя не так, как планировал автор. У вас строго документальное научное повествование, но были ли случаи в процессе создания этой книги, когда в найденных вами письмах и других документах Бетховен и его конфиденты проявили себя как-то по-новому, не совсем так, как вы от них ждали?

– То, о чём вы говорите, есть в главе о Разумовском, которая выстроена как параллельное жизнеописание героев по примеру Плутарха. Удивительный факт: Бетховен и Андрей Кириллович ни разу не поссорились, что часто случалось у композитора с его покровителями. Разумовский прекрасно понимал, кто перед ним, но у них существовало некое духовное равенство при всех политических разногласиях. Они друг друга явно уважали. Разумовский, вероятно, был в курсе личных переживаний композитора и всегда старался помочь, но делал это настолько дипломатично, настолько деликатно, что о многих обстоятельствах из жизни Бетховена нам сегодня можно только догадываться.

Кто в России покровительствовал великому композитору Бетховену?

  • Андрей Кириллович Разумовский

Известно, что Бетховен Пятую симфонию посвятил одновременно Разумовскому и другому своему покровителю – Францу Йозефу фон Лобковицу. Думаю, они сговорились заплатить ему двойной гонорар, чтобы помочь, и мне кажется, что идея эта исходила от Разумовского. Андрей Кириллович Разумовский вообще всегда старался помогать людям в своём окружении – будь то великий композитор, европейские особы королевской крови, собственный секретарь или несчастная жена модного балетмейстера, брошенная им. Разумовский был потрясающей личностью.

– Вы пишете стихи и прозу. Когда вы создаёте художественные тексты и искусствоведческие монографии, у вас работают разные части мозга – или научное и художественное творчество растёт из одного источника?

– Это совершенно разные процессы. Первое, что нужно в науке, – собрать материал. Писать начинаешь, когда материал собран, всё делается по заранее составленному плану, продуманно. Стихи же приходят сами – потому что должны прийти. Что касается прозы, то я погружаюсь в мир героев, наблюдаю за героями, удивляюсь их речам и поступкам, но послушно всё фиксирую.

– Какой из сюжетов помимо истории Разумовского, изложенных в книге, мог бы стать основой художественного произведения – допустим, фильма? Что бы вы подсказали продюсерам, издателям, сценаристам?..

– Тут каждая судьба примечательна, начиная от «русских агентов» в Европе и заканчивая Николаем Борисовичем Голицыным, который заказал Бетховену три струнных квартета и организовал в Петербурге мировую премьеру Торжественной мессы; при жизни Бетховена в Вене она так и не прозвучала. Это притом, что Голицын и Бетховен очно ни разу не встречались.

Каждый из этих людей очень интересен и в связи с его отношениями с Бетховеном, и сам по себе.

  • Монография профессора Московской консерватории, ведущего научного сотрудника Государственного института искусствознания Ларисы Кириллиной «Бетховен и русские меценаты» вышла в издательстве «Бослен».

На нашем сайте читайте также:

По инф. lgz.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • Полководцы Великой войны: рейтинг от Сталина
    А действительно – кто был лучшим с точки зрения Верховного главнокомандующего? Расхожая точка зрения – Жуков. Вот и Парад Победы 24 июня 1945 года принимал именно он. А командовал парадом Рокоссовский, что тоже символично – его нередко называют «вторым после Жукова». Однако львиная доля возвышения обоих полководцев (особенно Жукова) приходится на 1970-е годы и позже. А как ситуация выглядела в годы войны и первое время после Победы, пока страну возглавлял Сталин?
  • Правда о Победе
    История – служанка политики, взгляд на прошлое, исходящий из сиюминутной конъюнктуры? Или все-таки наука, одна из сфер наших знаний, требующая точности и беспристрастности?
  • «А иначе зачем на земле этой вечной живу?»
    К 100-летию со дня рождения Булата Окуджавы и Юлии Друниной.
  • Люди доброй воли Иммануила Канта
    Философ Иммануил Кант не бывал в Иркутской области. Он практически никогда не покидал родного Калининграда, триста лет назад и до 1946 года называвшегося Кенигсбергом. Но его философские труды, его идеи шагают и по Сибири. Особенно актуально их вспомнить в апреле.
  • Золотой век Зои Богуславской
    Зоя Богуславская – знаменитая российская писательница, эссеист, искусствовед и литературный критик, автор многочисленных российских и зарубежных культурных проектов, заслуженный работник культуры РФ.
  • БАМ – ССО – ВЛКСМ
    На прошлой неделе побывал сразу на нескольких мероприятиях, связанных с аббревиатурами, вынесенными в заголовок, и нахлынули воспоминания. Правда, они (воспоминания) выстроились в голове в обратном порядке, нежели в заголовке. Впрочем, так и было в истории. И в жизни…
  • Чутье. Рассказ Владислава Огаркова
    Эту историю поведал Эдуард Копица, мой знакомый, живший в северном Усть-Илимске. Водитель грузовиков и автобусов, простой и светлый человек, он очень любил природу и многое знал о ней. Увы, ушедший туда, откуда не возвращаются.
  • День Победы: страницы жизни Виктора Секерина
    Виктор Павлович Секерин в 70-е годы заведовал кафедрой и аспирантурой на факультете иностранных языков КГПИ. Он поражал эрудицией, смелостью, раскованностью, ораторским мастерством. Сердце его не выдержало перегрузок в 58 лет. О его жизни и пойдет речь.
  • Защитники, или Воспоминания новоявленного бравого солдата Швейка о превратностях воинской службы
    Почти вся история человечества прошла в войнах и вооруженных конфликтах. Причин тому множество, всех их и не перечислить, да и такой задачи автор не ставит. Куда интереснее вопрос о роли подготовки военных кадров для успешной защиты Отечества. Автору на примерах своей биографии представилась возможность рассказать, как его в очень давнюю эпоху готовили защищать свою страну. И первым моим рассказом будет повествование о начале моей воинской «карьеры» в послевоенной Одессе. Александр Табачник
  • Не судьба?
    Судьба некоторых книг складывается словно по драматическому сюжету. Недавно мне довелось ознакомиться с повестью Г.П. Баранова «Злой Хатиман. Записки военного разведчика», которая могла прийти к читателям ещё в конце 80-­х. Но не пришла. И вот тут интересно разобраться – почему...
  • Фронтовик, писатель, гражданин: сто лет Виктору Астафьеву
    1 мая исполнится 100 лет со дня рождения Виктора Астафьева
  • Какой была в СССР бытовая техника
    Президент Владимир Путин сказал, что «в СССР выпускали одни галоши». Такое высказывание задело многих: не одними галошами был богат Советский союз, чего стоила бытовая техника!
  • 90-е: лихие или бурные?
    «Эта песня хороша – начинай сначала!» – пожалуй, это и о теме 1990-х годов: набившей оскомину, однако так и не раскрытой до конца.
  • «…Я знаю о своем невероятном совершенстве»: памяти Владимира Набокова
    Владимир Набоков родился в Петербурге 22 апреля (10 апреля по старому стилю) 1899 года, однако отмечал свой день рождения 23-го числа. Такая путаница произошла из-за расхождения между датами старого и нового стиля – в начале XX века разница была не 12, а 13 дней.
  • «Помогите!». Рассказ Андрея Хромовских
    Пассажирка стрекочет неумолчно, словно кузнечик на лугу:
  • «Он, наверное, и сам кот»: Юрий Куклачев
    Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола (1980).
  • Эпоха Жилкиной
    Елена Викторовна Жилкина родилась в селе Лиственичное (пос. Листвянка) в 1902 г. Окончила Иркутский государственный университет, работала учителем в с. Хилок Читинской области, затем в Иркутске.
  • «Открывала, окрыляла, поддерживала»: памяти Натальи Крымовой
    Продолжаем публикации к Международному дню театра, который отмечался 27 марта с 1961 года.
  • Казалось бы, мелочь – всего один день
    Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой год.
  • Так что же мы строим? Будущее невозможно без осмысления настоящего
    В ушедшем году все мы отметили юбилейную дату: 30-ю годовщину образования государства Российская Федерация. Было создано государство с новым общественно-политическим строем, название которому «капитализм». Что это за строй?