ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ

Кто осваивал самолеты ещё в царской России?

Валерий Агеев, argumenti.ru   
11 Марта 2023 г.
Изменить размер шрифта

Зарождение, становление и развитие отечественной авиации до Первой мировой войны включительно позволяют проследить редкие, по большей части нигде не публиковавшиеся ранее материалы, представленные в книге историка русской авиации Валерия Томича «Русские воздушные силы». Ниже – подробнее об авторе уникальной книги.

Интересно, кто осваивал самолеты ещё в царской России?

  • Фото с сайта mosds.mos.ru

В Москве, в концертном зале Музея русского зарубежья прошла презентация книги Валерия Миловановича Томича «Русские воздушные силы».

Труд инженера, историка русской авиации, собирателя материалов по военной истории России состоит из восьми глав объёмом более 1000 страниц текста и более чем 3 500 уникальных фотографий. Издание, подготовленное Домом русского зарубежья имени А. Солженицына при содействии государственной корпорации развития ВЗБ РФ, включает в себя редкие, по большей части нигде не публиковавшиеся ранее материалы, которые позволяют проследить зарождение, становление и развитие отечественной авиации до Первой мировой войны включительно.

Значение издания определяется прежде всего тем, что это хронологически первое исследование подобного рода, в силу объективных обстоятельств остававшееся неизданным – сборник по истории воздухоплавания и авиации Императорской России публикуется впервые. Он представляет собой единственное собрание материалов, неизвестное прежде ни широкой публике, ни даже большинству специалистов.

Проводил презентацию книги военный историк, зам. директора Дома русского зарубежья им. Александра Солженицына Игорь Домнин.

Русская трагедия

Валерий Томич родился во Владивостоке в 1914 году и был крещен в городском кафедральном Успенском соборе. Его мать Марфа Михайловна была русская женщина. Отец, Милован Милославович черногорец по национальности, в раннем детстве приехал со старшими братьями учиться в Россию, которая традиционно покровительствовала черногорцам.

Здесь, в России он получил высшее образование, стал юристом. Потом судьба его забросила на Дальний Восток, где и родился в 1914 году Валерий. Как известно, на Дальнем Востоке Гражданская война продолжалась до осени 1922 года. Остатки белой гвардии уходили через границу в Китай. Эвакуацией воинских частей во Владивостоке командовал контр-адмирал Георгий Старк, который начинал свою службу еще в Русско-японскую войну в качестве минного офицера на легендарном крейсере «Аврора». За участие в Цусимском сражении был награждён орденом Св. Анны III степени с мечами и бантом.

Старк в спешном порядке сформировал флотилию, и утром 25 октября 1922 года около 30 кораблей различных классов вышли из Владивостокского порта, унося на своих бортах свыше девяти тысяч пассажиров - военнослужащих и гражданского населения. В том числе и Первый Сибирский императора Александра I и Хабаровский графа Муравьева-Амурского кадетские корпуса, размещавшиеся тогда на о. Русском.

Лишь часть кадет младших классов, которым не грозили репрессии большевиков, раздали по семьям местных жителей. Кадеты же старшеклассники уходили все, так как в летние каникулы часть из них уже успела принять участие в боевых действиях против Красной армии. На одном из судов - канонерской лодке "Манчжур" вместе с отцом, чрезвычайным сербско-черногорским консулом во Владивостоке М.М. Томичем, отплывал восьмилетний Валерий.

- Я как сейчас помню мое мальчишеское прощание с родным городом, когда стоя на корме, я лил горькие слезы, пока берега не скрылись в вечерней туманной дымке, так отразил начало исхода Валерий Милованович много лет спустя в своих записках.

Свою деятельность по собиранию впечатлений и документов любознательный мальчик начал еще на борту «Манчжура»: он вел подробный дневник во время морского путешествия, записывал имена пассажиров. К слову, все эти записи бережно хранятся в музее, как и начатая им впоследствии переписка со всеми участниками тех памятных трагических для России событий.

На чужбине

В Мукдене, где устроилась семья, мальчик получил среднее образование, окончил «Русскую политехническую школу заочного преподавания». С ранних лет Валерий живо интересовался всем, что связано с «воздушной стихией». Первый полёт в качестве пассажира он совершил двенадцатилетним мальчишкой на учебном самолёте «Авро-504» (на его основе впоследствии был разработан советский биплан У-1).

Интересно, кто осваивал самолеты ещё в царской России?

В 1930-х годах там же в Мукдене он обучался и в лётной школе, сдал экзамен и стал «настоящим лётчиком». В эмиграции Валерий летал практически на всех типах тогдашних воздушных судов.

С середины 30-х годов В. Томич состоял в переписке с большинством русских авиаторов и военных лётчиков в эмиграции, а также с отдельными специалистами и коллекционерами, собирал фотографии и их воспоминания.

Позже работал в транспортной конторе знаменитой торговой фирмы И.Я.Чурина в Дайрене (до японской оккупации Дальний). В 1940-е годы в Шанхае Валерий служил в таможенной службе местного порта, а с 1947 по 1949 год был управляющим транспортной конторой в Нанкине.

Он вынужденно покинул Китай в 1949-м, разделив судьбу русских беженцев на о. Тубабао (Филиппины). В 1951 году Валерий Милованович как «перемещенное лицо» прибыл в Сан-Франциско. Здесь повторно сдал экзамены на право пилотирования самолета и затем довольно много летал по стране, но большей частью — по Калифорнии.

Валерий Милованович был весьма активен и заметен в общественной и церковной жизни русского Сан-Франциско. Вскоре после прибытия в город он предложил свои услуги по оформлению музейной экспозиции Обществу русских ветеранов Великой войны. В 1955 году состоялось освящение и открытие, по сути, вновь созданного музея общества, в который Томич сумел вдохнуть новую жизнь, придав ему четкую структуру и обогатив его содержание, что было особо отмечено председателем Общества ветеранов (в тот период) генералом П.П.Петровым. Много лет Валерий Милованович заведовал замечательным военно-историческим музеем, который существует и доныне.

В 1956 году он вместе с военным летчиком Г.Л.Шереметевским основал Калифорнийский отдел Общества бывших русских летчиков в США, а в 70-е годы стал председателем всего общества, которое к тому времени действовало только в Сан-Франциско.

И хотя В. Томич никогда не участвовал в войнах и боевых действиях, всё же удостоился звания «Военного лётчика Русской авиации». Он получил его из рук «старейших пионеров российской авиации» в зарубежье генерала В.Г. Баранова (Лондон) и полковника И.Н. Туношенского (Детройт) за «неоценимые заслуги перед Русской авиацией».

Главное дело всей жизни

Главным делом всей жизни Валерия Миловановича стал уникальный труд по истории русской авиации от ее зарождения до 1917 года. Он начал собирать материалы по авиации с двенадцатилетнего возраста во второй половине 1920-х годов.

- Любопытно отметить, утверждает Домнин, что папки для документов он изготавливал собственноручно. Открыв, например, одну из них, мы ахнули, когда увидели удостоверение русского летчика №1. Его обладателю Александру Срединскому оно было вручено в 1910 году.

Там же – материалы, связанные с Борисом Сергиевским, бессменным председателем американского Общества бывших русских летчиков и почетным председателем всех объединений русских пилотов зарубежья. Более двух десятилетий он возглавлял Союз Георгиевских кавалеров, руководил Союзом русских военных инвалидов и Американо-русским союзом помощи престарелым. До конца своих дней Сергиевский оставался истинным русским патриотом.

Три тысячи фотографий в коллекции Томича посвящены нашим выдающимся соотечественникам, осваивавшим самолеты еще в царской России. Это подлинная летопись истории отечественной авиации. Немало в коллекции Томича удивительных экспонатов, например, таких, как фото самолетов Сикорского с автографом конструктора, или меню последнего обеда офицеров гвардейского корпуса во время Первой мировой. В основе книга была готова к 1960 году и получила название «Русские воздушные силы».

Интересно, кто осваивал самолеты ещё в царской России?

На протяжении многих лет автор дополнял, уточнял, улучшал свое детище. Он показывал его своим соратникам, посылал копии самым авторитетным русским летчикам зарубежья, неизменно заслуживая похвалы, высокие оценки вплоть до награждения званием «Военного летчика». Но издать труд даже общими усилиями в силу разных причин так и не удалось. Одной из них являлся объем фолианта, который содержал около одной тысячи страниц текста и свыше трех тысяч редких фотографий. Слабым утешением была публикация фрагментов его книги в цикле «Из прошлого русской авиации», предпринятая газетой «Русская жизнь» (Сан-Франциско).

Вместе с тем В.М.Томич в 1968 году сумел издать свой труд по истории Российского Императорского флота (на английском языке), в области которой он также был крупнейшим специалистом. Валерий Милованович изучал и военную историю России в целом, являясь ее глубоким и тонким знатоком, включая даже военную музыку. Собрал поистине уникальный архив «Материалы по русской военной истории» и мечтал передать его на Родину.

Еще в 1967 году он писал одному из своих адресатов:

- Собранный мной архив я очень хотел бы впоследствии сохранить для России и передать его в одно из соответствующих учреждений.

В 2006 году Валерий Милованович принял решение о передаче своего детища в Дом русского зарубежья им. А.Солженицына. Но издать огромный труд автору при жизни не удалось, что стало для него подлинной драмой.

30 октября 2013 года в Сан-Франциско, не дожив двух недель до своего девяносто девятого дня рождения, он скончался. Но его труд не пропал втуне. В феврале этого года книга Валерия Миловановича Томича «Русские воздушные силы» вышла в свет.

На нашем сайте читайте также:

По инф. argumenti.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • Полководцы Великой войны: рейтинг от Сталина
    А действительно – кто был лучшим с точки зрения Верховного главнокомандующего? Расхожая точка зрения – Жуков. Вот и Парад Победы 24 июня 1945 года принимал именно он. А командовал парадом Рокоссовский, что тоже символично – его нередко называют «вторым после Жукова». Однако львиная доля возвышения обоих полководцев (особенно Жукова) приходится на 1970-е годы и позже. А как ситуация выглядела в годы войны и первое время после Победы, пока страну возглавлял Сталин?
  • Правда о Победе
    История – служанка политики, взгляд на прошлое, исходящий из сиюминутной конъюнктуры? Или все-таки наука, одна из сфер наших знаний, требующая точности и беспристрастности?
  • «А иначе зачем на земле этой вечной живу?»
    К 100-летию со дня рождения Булата Окуджавы и Юлии Друниной.
  • Люди доброй воли Иммануила Канта
    Философ Иммануил Кант не бывал в Иркутской области. Он практически никогда не покидал родного Калининграда, триста лет назад и до 1946 года называвшегося Кенигсбергом. Но его философские труды, его идеи шагают и по Сибири. Особенно актуально их вспомнить в апреле.
  • Золотой век Зои Богуславской
    Зоя Богуславская – знаменитая российская писательница, эссеист, искусствовед и литературный критик, автор многочисленных российских и зарубежных культурных проектов, заслуженный работник культуры РФ.
  • БАМ – ССО – ВЛКСМ
    На прошлой неделе побывал сразу на нескольких мероприятиях, связанных с аббревиатурами, вынесенными в заголовок, и нахлынули воспоминания. Правда, они (воспоминания) выстроились в голове в обратном порядке, нежели в заголовке. Впрочем, так и было в истории. И в жизни…
  • Чутье. Рассказ Владислава Огаркова
    Эту историю поведал Эдуард Копица, мой знакомый, живший в северном Усть-Илимске. Водитель грузовиков и автобусов, простой и светлый человек, он очень любил природу и многое знал о ней. Увы, ушедший туда, откуда не возвращаются.
  • День Победы: страницы жизни Виктора Секерина
    Виктор Павлович Секерин в 70-е годы заведовал кафедрой и аспирантурой на факультете иностранных языков КГПИ. Он поражал эрудицией, смелостью, раскованностью, ораторским мастерством. Сердце его не выдержало перегрузок в 58 лет. О его жизни и пойдет речь.
  • Защитники, или Воспоминания новоявленного бравого солдата Швейка о превратностях воинской службы
    Почти вся история человечества прошла в войнах и вооруженных конфликтах. Причин тому множество, всех их и не перечислить, да и такой задачи автор не ставит. Куда интереснее вопрос о роли подготовки военных кадров для успешной защиты Отечества. Автору на примерах своей биографии представилась возможность рассказать, как его в очень давнюю эпоху готовили защищать свою страну. И первым моим рассказом будет повествование о начале моей воинской «карьеры» в послевоенной Одессе. Александр Табачник
  • Не судьба?
    Судьба некоторых книг складывается словно по драматическому сюжету. Недавно мне довелось ознакомиться с повестью Г.П. Баранова «Злой Хатиман. Записки военного разведчика», которая могла прийти к читателям ещё в конце 80-­х. Но не пришла. И вот тут интересно разобраться – почему...
  • Фронтовик, писатель, гражданин: сто лет Виктору Астафьеву
    1 мая исполнится 100 лет со дня рождения Виктора Астафьева
  • Какой была в СССР бытовая техника
    Президент Владимир Путин сказал, что «в СССР выпускали одни галоши». Такое высказывание задело многих: не одними галошами был богат Советский союз, чего стоила бытовая техника!
  • 90-е: лихие или бурные?
    «Эта песня хороша – начинай сначала!» – пожалуй, это и о теме 1990-х годов: набившей оскомину, однако так и не раскрытой до конца.
  • «…Я знаю о своем невероятном совершенстве»: памяти Владимира Набокова
    Владимир Набоков родился в Петербурге 22 апреля (10 апреля по старому стилю) 1899 года, однако отмечал свой день рождения 23-го числа. Такая путаница произошла из-за расхождения между датами старого и нового стиля – в начале XX века разница была не 12, а 13 дней.
  • «Помогите!». Рассказ Андрея Хромовских
    Пассажирка стрекочет неумолчно, словно кузнечик на лугу:
  • «Он, наверное, и сам кот»: Юрий Куклачев
    Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола (1980).
  • Эпоха Жилкиной
    Елена Викторовна Жилкина родилась в селе Лиственичное (пос. Листвянка) в 1902 г. Окончила Иркутский государственный университет, работала учителем в с. Хилок Читинской области, затем в Иркутске.
  • «Открывала, окрыляла, поддерживала»: памяти Натальи Крымовой
    Продолжаем публикации к Международному дню театра, который отмечался 27 марта с 1961 года.
  • Казалось бы, мелочь – всего один день
    Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой год.
  • Так что же мы строим? Будущее невозможно без осмысления настоящего
    В ушедшем году все мы отметили юбилейную дату: 30-ю годовщину образования государства Российская Федерация. Было создано государство с новым общественно-политическим строем, название которому «капитализм». Что это за строй?