ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ

Как сносили памятник Железному Феликсу на Лубянке

Павел Жуков, histrf.ru   
15 Сентября 2022 г.
Изменить размер шрифта

В 1991 году памятник Дзержинскому убрали с Лубянской площади. Но, как выяснилось, незаконно.

Как сносили памятник «Железному Феликсу» на Лубянке

Памятник на Лубянке

20 июля 1926 года после выступления на пленуме ЦК, посвящённом экономике СССР, Феликсу Эдмундовичу Дзержинскому стало плохо. Вечером того же дня его не стало. Через четыре месяца Лубянскую площадь переименовали в честь Дзержинского. В советские годы «Железный Феликс» воспринимался как человек, боровшийся со шпионажем, разгулом преступности, детской беспризорностью. Как дальновидный партийный деятель, сыгравший большую роль в восстановлении экономики страны.

Через 10 лет было принято решение об установке памятника Феликсу Дзержинскому на одноимённой площади. Затем объявили конкурс на лучший проект. Участие приняла и Вера Мухина, автор знаменитого монумента «Рабочий и колхозница». Однако ей удалось занять лишь второе место. Выиграла же конкурс Сарра Лебедева, которая была лично знакома с Дзержинским.

В проекте Лебедева изобразила Феликса Эдмундовича в шинели, с чуть опущенной головой. Однако грянула Великая Отечественная война. И установку памятника пришлось отложить.

К идее вернулись уже в 1950-х годах. Создание монумента поручили Евгению Вучетичу, обладателю нескольких Сталинских премий. В тандеме с архитектором Григорием Захаровым он создал из бронзы фигуру и постамент общим весом одиннадцать тонн. Параллельно из фанеры построили макет монумента в натуральную величину. Вучетич и Захаров хотели убедиться, что памятник гармонично впишется в облик площади, а заодно и скорректировали размеры.

В День чекиста, 20 декабря 1958 года, состоялось торжественное открытие. На церемонию приехало очень много людей. Прибыли и первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущёв, член политбюро Леонид Брежнев, секретарь ЦК КПСС Михаил Суслов, заместитель председателя Совета Министров СССР Дмитрий Устинов, а также другие государственные деятели. Почётными гостями являлись вдова Дзержинского, Софья, и его сын Ян.

Летом 1960-го года работе Вучетича присвоили статус «памятника искусства, подлежащего охране как памятник государственного значения». Это означало: бронзовый монумент Дзержинского нельзя перемещать или сносить без специального решения правительства.

События августа 1991 года

И вот наступил август 1991 года... Вечером 22 числа окончательно стало ясно, что путч, организованный ГКЧП, провалился. Для многих это стало сигналом к действию. Взбудораженный народ собрался возле здания КГБ на Лубянской площади, ведь одним из лидеров государственного переворота был председатель КГБ Владимир Крючков.

Манифестанты решили снести памятник собственными силами. Откуда-то из толпы появился трос. К монументу подъехал автобус. Поскольку одиннадцать тонн бронзы не так-то просто «уронить», с первого раза ничего не получилось. Примечательно, что за вандализмом наблюдали сотрудники милиции. Но именно наблюдали, не вмешиваясь в происходящее. По одной версии, стражи порядка просто не знали, что им делать - конкретного приказа не поступало. По другой, приказ как раз был, и поэтому милиционеры не пытались обуздать разгорячённую толпу.

Так или иначе, падение огромного и тяжёлого памятника могло привести к человеческим жертвам и даже обрушению подземного перехода под площадью. Под угрозой оказались и коммуникации станции метро «Лубянка». Необходимо было что-то предпринять. В дело вступил депутат Моссовета Сергей Станкевич. Он вышел к толпе и попросил народ прекратить самосуд и дождаться официального сноса памятника. Понимая, что люди не простят обман и во второй раз остановить их не удастся, представители власти сработали быстро.

Уже через три часа на Лубянскую площадь прибыла необходимая техника. И в ночь на 23 августа памятник сняли с постамента, погрузили и увезли к Центральному дому художника. В то время туда отвозили и другие памятники, которые вызывали негодование толпы в том волнительном августе...

Вне закона

Памятник Дзержинскому снесли по постановлению мэра Москвы Гавриила Попова. Правда, на подобное решение у градоначальника не было соответствующих полномочий.

Проблема заключалась в том постановлении от 1960-го года. Плюс - в 1978 году в РСФСР был принят Закон «Об охране и использовании памятников истории и культуры». И в 41-й статье документа говорилось, что «снос, перемещение, изменение недвижимых памятников истории и культуры запрещаются. Исключение из этого правила может допускаться лишь с особого в каждом отдельном случае разрешения Совета Министров СССР — в отношении памятников общесоюзного значения, Совета Министров РСФСР — в отношении памятников республиканского и местного значения».

Соответственно, мэр Москвы превысил служебные полномочия, когда подписал бумаги о демонтаже памятника Дзержинскому. О том, что была совершена ошибка, власти столицы знали. И уже осенью попытались её исправить. Президиум Моссовета издал постановление «О сохранении, переносе в запасники и размещении в специальной экспозиции мемориальных сооружений политико-идеологической тематики советского периода». Но с юридической точки зрения этот документ нарушал закон 1978-го года.

Под уголовную ответственность попали и участники сноса: статья 243 УК РФ «Уничтожение или повреждение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, выявленных объектов культурного наследия, природных комплексов, объектов, взятых под охрану государства, или культурных ценностей», а также статья 243.1 УК РФ «Нарушение требований сохранения или использования объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, либо выявленных объектов культурного наследия».

Получилось так, будто бы 22 августа 1991 года творение Евгения Вучетича перестало представлять собой ценность. Люди, ответственные за снос монумента, это понимали, но никто в открытую об этом не говорил. А демонтаж памятника оправдывали «августовским путчем» и волей народа. Однако, когда события улеглись, всё чаще стали появляться неудобные вопросы. Касались они, в основном, действий властей Москвы и милиции.

Проблему требовалось решить. Памятник Дзержинскому начали понижать в статусе. Причём делали это незаметно, без лишней шумихи. В мае 1997 года президент Борис Ельцин подписал указ, который перевёл монумент в категорию памятников местного значения. И в ноябре творению Вучетича присвоили такой статус.

Спустя десять лет памятник получил статус культурного наследия региона. Произошло это по Постановлению Правительства города Москвы. Так или иначе, статуя, которая сейчас находится в парке искусств «Музеон», всё ещё официально имеет значение для истории и культуры.

Именно за это и зацепились сторонники возвращения памятника на Лубянскую площадь. Было сделано обращение в Генпрокуратуру с просьбой разобраться в правомерности действий, произошедших в далёком 1991-м году.

После тщательной проверки прокуратура сообщила, что снос памятника незаконен. Но это не гарантирует его возвращение на Лубянскую площадь. Дело в том, что жителям Москвы в 2021 году предложили участвовать в голосовании и выбрать памятник: либо Невского, либо Дзержинского. Но затем вмешался мэр столицы Сергей Собянин. Он предложил оставить площадь без изменений и остановить голосование, поскольку оно превратилось в поле боя людей различных политических взглядов. Мэр заявил: памятники «должны не раскалывать, а объединять общество».

И монумент Дзержинского по сей день находится в «Музеоне». До часа икс...

Как сносили памятник «Железному Феликсу» на Лубянке

Интересно, какая судьба ждет памятник Феликсу Дзержинскому? А вообще, монументы, конечно, иногда сносят. И даже устраивают им целые войны. Только вот историю от этого не поменяешь. Какая ни есть – её нужно принимать.

На нашем сайте читайте также:

По инф. istrf.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • Полководцы Великой войны: рейтинг от Сталина
    А действительно – кто был лучшим с точки зрения Верховного главнокомандующего? Расхожая точка зрения – Жуков. Вот и Парад Победы 24 июня 1945 года принимал именно он. А командовал парадом Рокоссовский, что тоже символично – его нередко называют «вторым после Жукова». Однако львиная доля возвышения обоих полководцев (особенно Жукова) приходится на 1970-е годы и позже. А как ситуация выглядела в годы войны и первое время после Победы, пока страну возглавлял Сталин?
  • Правда о Победе
    История – служанка политики, взгляд на прошлое, исходящий из сиюминутной конъюнктуры? Или все-таки наука, одна из сфер наших знаний, требующая точности и беспристрастности?
  • «А иначе зачем на земле этой вечной живу?»
    К 100-летию со дня рождения Булата Окуджавы и Юлии Друниной.
  • Люди доброй воли Иммануила Канта
    Философ Иммануил Кант не бывал в Иркутской области. Он практически никогда не покидал родного Калининграда, триста лет назад и до 1946 года называвшегося Кенигсбергом. Но его философские труды, его идеи шагают и по Сибири. Особенно актуально их вспомнить в апреле.
  • Золотой век Зои Богуславской
    Зоя Богуславская – знаменитая российская писательница, эссеист, искусствовед и литературный критик, автор многочисленных российских и зарубежных культурных проектов, заслуженный работник культуры РФ.
  • БАМ – ССО – ВЛКСМ
    На прошлой неделе побывал сразу на нескольких мероприятиях, связанных с аббревиатурами, вынесенными в заголовок, и нахлынули воспоминания. Правда, они (воспоминания) выстроились в голове в обратном порядке, нежели в заголовке. Впрочем, так и было в истории. И в жизни…
  • Чутье. Рассказ Владислава Огаркова
    Эту историю поведал Эдуард Копица, мой знакомый, живший в северном Усть-Илимске. Водитель грузовиков и автобусов, простой и светлый человек, он очень любил природу и многое знал о ней. Увы, ушедший туда, откуда не возвращаются.
  • День Победы: страницы жизни Виктора Секерина
    Виктор Павлович Секерин в 70-е годы заведовал кафедрой и аспирантурой на факультете иностранных языков КГПИ. Он поражал эрудицией, смелостью, раскованностью, ораторским мастерством. Сердце его не выдержало перегрузок в 58 лет. О его жизни и пойдет речь.
  • Защитники, или Воспоминания новоявленного бравого солдата Швейка о превратностях воинской службы
    Почти вся история человечества прошла в войнах и вооруженных конфликтах. Причин тому множество, всех их и не перечислить, да и такой задачи автор не ставит. Куда интереснее вопрос о роли подготовки военных кадров для успешной защиты Отечества. Автору на примерах своей биографии представилась возможность рассказать, как его в очень давнюю эпоху готовили защищать свою страну. И первым моим рассказом будет повествование о начале моей воинской «карьеры» в послевоенной Одессе. Александр Табачник
  • Не судьба?
    Судьба некоторых книг складывается словно по драматическому сюжету. Недавно мне довелось ознакомиться с повестью Г.П. Баранова «Злой Хатиман. Записки военного разведчика», которая могла прийти к читателям ещё в конце 80-­х. Но не пришла. И вот тут интересно разобраться – почему...
  • Фронтовик, писатель, гражданин: сто лет Виктору Астафьеву
    1 мая исполнится 100 лет со дня рождения Виктора Астафьева
  • Какой была в СССР бытовая техника
    Президент Владимир Путин сказал, что «в СССР выпускали одни галоши». Такое высказывание задело многих: не одними галошами был богат Советский союз, чего стоила бытовая техника!
  • 90-е: лихие или бурные?
    «Эта песня хороша – начинай сначала!» – пожалуй, это и о теме 1990-х годов: набившей оскомину, однако так и не раскрытой до конца.
  • «…Я знаю о своем невероятном совершенстве»: памяти Владимира Набокова
    Владимир Набоков родился в Петербурге 22 апреля (10 апреля по старому стилю) 1899 года, однако отмечал свой день рождения 23-го числа. Такая путаница произошла из-за расхождения между датами старого и нового стиля – в начале XX века разница была не 12, а 13 дней.
  • «Помогите!». Рассказ Андрея Хромовских
    Пассажирка стрекочет неумолчно, словно кузнечик на лугу:
  • «Он, наверное, и сам кот»: Юрий Куклачев
    Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола (1980).
  • Эпоха Жилкиной
    Елена Викторовна Жилкина родилась в селе Лиственичное (пос. Листвянка) в 1902 г. Окончила Иркутский государственный университет, работала учителем в с. Хилок Читинской области, затем в Иркутске.
  • «Открывала, окрыляла, поддерживала»: памяти Натальи Крымовой
    Продолжаем публикации к Международному дню театра, который отмечался 27 марта с 1961 года.
  • Казалось бы, мелочь – всего один день
    Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой год.
  • Так что же мы строим? Будущее невозможно без осмысления настоящего
    В ушедшем году все мы отметили юбилейную дату: 30-ю годовщину образования государства Российская Федерация. Было создано государство с новым общественно-политическим строем, название которому «капитализм». Что это за строй?