Цой-Педе находится в верховьях Малхистинского ущелья, неподалеку от селения Итум-Кале. Само название исторической области Малхиста переводится как «страна солнца» и восходит к языческому периоду в истории Чечни. Исследователи датируют некрополь XIV – XVI веками, однако здесь есть и куда более древние захоронения, например, пятого века нашей эры. Именно тогда в «городе мертвых» стали появляться первые склепы.
Город мертвых в стране солнца
В основном погребальные строения многоярусные: до сих пор внутри можно увидеть полки, на которых оставляли умерших. Некрополь стоит на возвышенности не случайно, ведь такое расположение обеспечивает проникновение внутрь солнечного света и хорошую циркуляцию воздуха. Все это способствовало природной мумификации тел. Помимо сорока склепов со средневековыми останками здесь можно найти две сторожевые башни, а также святилища, куда мужчины приносили дары для богов. Известно, что в XVII веке склепы все еще использовались по прямому назначению, и число их неизменно росло.
До последнего времени самым крупным некрополем на территории Северного Кавказа считался осетинский Даргавс, но захоронения в Малхисте, по мнению многих историков, имеют все шансы оказаться более внушительных размеров. Чеченские склепы изучены не полностью; ученые всерьез заинтересовались ими лишь несколько лет назад. В былые времена жизнь в Малхистинском ущелье била ключом: об этом напоминают развалины на горных склонах и следы террасного земледелия на холмах. Согласно переписи населения 1925 года, здесь проживало 893 человека, а спустя девятнадцать лет число жителей выросло до тысячи. В марте 1944 года чеченские селения опустели – местных жителей депортировали. Вернуться им разрешили в 1957 году, но доступ в горные села закрыли.
Последнее пристанище
Согласно преданию, в далекие времена в Цой-Педе раз в год собиралось общечеченское войско. Вне зависимости от того, как далеко жили воины, в определенный день им всем приказывали прибыть сюда. Того, кто доберется до места последним, казнили. Существует древняя легенда об этом обычае: однажды воин намеренно замедлил бег своего коня и опоздал. Когда старейшины спросили его, почему он добровольно пошел на смерть, юноша объяснил, что накануне женился, но узнал, что его супруга влюблена в другого человека. Чтобы любимая обрела свободу, он принял решение погибнуть. После того, как воин произнес свою речь, явился другой всадник. «Казните меня», – обратился он к старейшинам. Та самая девушка была его возлюбленной, однако он решил не мешать ее браку. Старейшины были удивлены благородству воинов и навсегда отменили суровый закон предков.
Этнографы уверены, что в Средние века чеченцы заранее готовились к смерти, желая встретить ее в Цой-Педе. Старики и тяжело больные люди нередко сами приходили в склеп и там готовились отойти в мир иной. Поступали так и во время эпидемий, когда было неизвестно, где больной проведет последние часы жизни. Добравшись до ущелья, человек взбирался на склон, выбирал для себя подходящий склеп, проходил через специальное окошко и ложился на каменные нары, покорно ожидая собственной смерти. Основываясь на расположении костей умерших, исследователи Цой-Педе полагают, что порой живые «претенденты» на склеп вынуждены были соперничать с мертвыми. Если человек видел, что на подходящем для него месте уже лежит чье-то тело, он мог сбросить его вниз и занять освободившиеся нары. Через некоторое время его останки тоже могли покинуть выбранное место – местные жители относились к этому философски и не осуждали покойников.
А действительно – кто был лучшим с точки зрения Верховного главнокомандующего? Расхожая точка зрения – Жуков. Вот и Парад Победы 24 июня 1945 года принимал именно он. А командовал парадом Рокоссовский, что тоже символично – его нередко называют «вторым после Жукова». Однако львиная доля возвышения обоих полководцев (особенно Жукова) приходится на 1970-е годы и позже. А как ситуация выглядела в годы войны и первое время после Победы, пока страну возглавлял Сталин?
История – служанка политики, взгляд на прошлое, исходящий из сиюминутной конъюнктуры? Или все-таки наука, одна из сфер наших знаний, требующая точности и беспристрастности?
Философ Иммануил Кант не бывал в Иркутской области. Он практически никогда не покидал родного Калининграда, триста лет назад и до 1946 года называвшегося Кенигсбергом. Но его философские труды, его идеи шагают и по Сибири. Особенно актуально их вспомнить в апреле.
Зоя Богуславская – знаменитая российская писательница, эссеист, искусствовед и литературный критик, автор многочисленных российских и зарубежных культурных проектов, заслуженный работник культуры РФ.
На прошлой неделе побывал сразу на нескольких мероприятиях, связанных с аббревиатурами, вынесенными в заголовок, и нахлынули воспоминания. Правда, они (воспоминания) выстроились в голове в обратном порядке, нежели в заголовке. Впрочем, так и было в истории. И в жизни…
Эту историю поведал Эдуард Копица, мой знакомый, живший в северном Усть-Илимске. Водитель грузовиков и автобусов, простой и светлый человек, он очень любил природу и многое знал о ней. Увы, ушедший туда, откуда не возвращаются.
Виктор Павлович Секерин в 70-е годы заведовал кафедрой и аспирантурой на факультете иностранных языков КГПИ. Он поражал эрудицией, смелостью, раскованностью, ораторским мастерством. Сердце его не выдержало перегрузок в 58 лет. О его жизни и пойдет речь.
Почти вся история человечества прошла в войнах и вооруженных конфликтах. Причин тому множество, всех их и не перечислить, да и такой задачи автор не ставит. Куда интереснее вопрос о роли подготовки военных кадров для успешной защиты Отечества. Автору на примерах своей биографии представилась возможность рассказать, как его в очень давнюю эпоху готовили защищать свою страну. И первым моим рассказом будет повествование о начале моей воинской «карьеры» в послевоенной Одессе. Александр Табачник
Судьба некоторых книг складывается словно по драматическому сюжету. Недавно мне довелось ознакомиться с повестью Г.П. Баранова «Злой Хатиман. Записки военного разведчика», которая могла прийти к читателям ещё в конце 80-х. Но не пришла. И вот тут интересно разобраться – почему...
Президент Владимир Путин сказал, что «в СССР выпускали одни галоши». Такое высказывание задело многих: не одними галошами был богат Советский союз, чего стоила бытовая техника!
Владимир Набоков родился в Петербурге 22 апреля (10 апреля по старому стилю) 1899 года, однако отмечал свой день рождения 23-го числа. Такая путаница произошла из-за расхождения между датами старого и нового стиля – в начале XX века разница была не 12, а 13 дней.
Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола (1980).
Елена Викторовна Жилкина родилась в селе Лиственичное (пос. Листвянка) в 1902 г. Окончила Иркутский государственный университет, работала учителем в с. Хилок Читинской области, затем в Иркутске.
Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой год.
В ушедшем году все мы отметили юбилейную дату: 30-ю годовщину образования государства Российская Федерация. Было создано государство с новым общественно-политическим строем, название которому «капитализм». Что это за строй?