ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ

Где хоронили в Москве умерших от чумы?

Ашхен Аванесова, cyrillitsa.ru   
22 Апреля 2021 г.
Изменить размер шрифта

Свирепствовавшая в Москве в XVIII веке эпидемия чумы имела воистину катастрофические масштабы. Стремительно распространявшаяся инфекция беспощадно губила людей и сеяла панику. Пытаясь остановить рост числа заболевших, в город из Санкт-Петербурга прибыл граф Григорий Орлов.

Где в 18 веке хоронили в Москве погибших от чумы

Чёрная смерть

Чума, именовавшаяся в народе чёрной смертью, уже атаковала москвичей в 1654 году и унесла на тот свет жизни свыше 150 тысяч горожан, поэтому, когда в 1771 году она вернулась, люди были не на шутку перепуганы. Желая обезопасить себя, они не ходили на похороны погибших от чумы, выкуривали места, где ступала нога заразившегося, предавали огню дорогу, по которой шла похоронная процессия с чумным покойником.

Удержать ситуацию под контролем и избежать волнений удалось благодаря стараниям Григория Орлова, который ужесточил наказание за сокрытие больных, учредил премию за донос на заражённую личность, увеличил жалование врачам, очистил город от бродячих животных и мусора. Кроме того в 1742 году в качестве границы Москвы был объявлен обнесённый рвом Камер-Коллежский вал, за которым были выделены специальные участки для захоронения жертв чумы, коих запрещалось предавать земле в пределах города.

Так появились Миусское, Преображенское, Ваганьковское, Введенское (католико-протестантское), Даниловское, Пятницкое, Рогожское, Калитниковское кладбища, а также не сохранившиеся до XXI века Дорогомиловский и Лазаревский погосты.

Если в век своего основания эти кладбища располагались за городом, то в наше время они являются частью исторического центра Москвы.

Миусское кладбище

Ныне теснящееся между трамвайными путями и жилыми домами Миусское кладбище в прошлом занимало свободный пригорок близ местности Миусы, от которой и получило своё название.

Воздвигнув на кладбище деревянную церковь в честь Софьи-мученицы и трех ее дочерей: Веры, Надежды и Любови, городское начальство дало добро на захоронение здесь людей, умерших от беспощадной чумы.

Несмотря на это в его пределах весьма затруднительно обнаружить надгробия XVIII века, поскольку в 1800 году, из-за обветшания церкви было принято решение сровнять с землёй Миусское кладбище.

Распоряжение градоначальника, графа Ивана Салтыкова было приведено в исполнение, однако, через 23 года купец Иван Кожевников, чьи предки покоились на данном кладбище, отстроил в камне церковь святой Софии, и москвичи стали вновь обретать здесь последний покой.

Даниловское кладбище

Получившее название от одноимённой слободы Даниловское кладбище считается местом крупнейшего чумного захоронения москвичей. Для его основания в 1771 году была выделена территория за границами города, и состояла она из двух участков: Центрального, предназначенного для умерших от болезни православных, и Мусульманского, где должны были покоиться ставшие жертвами чумы приверженцы ислама и иных религий.

До революционных преобразований Даниловское кладбище считалось последним пристанищем мещан, ремесленников и купцов, среди которых значились представители прославленной фамилии Третьяковых. К слову под могильной плитой их семейного захоронения отсутствуют останки основателя известной художественной галереи, поскольку в 1948 году они были перенесены на более престижное по советским меркам  Новодевичье кладбище.

Центральная часть этого кладбища располагает сохранившимися по сей день старинными купеческими надгробиями и памятниками. Здесь же возвышаются действующий храм Сошествия Святого Духа и церковь Николая Чудотворца.

Кстати в 1952 году на Даниловском кладбище была предана земле Матрона Никонова, но после причисления к лику святых, её мощи были доставлены в расположенный на Таганке Покровский монастырь. Правда, несмотря на это, верующие по традиции приходят к месту её первого захоронения, чтобы забрать с собой горсть земли.

Пятницкое кладбище

Пятницкое кладбище появилось на карте московского региона в 1771 году и раскинулось оно за Камер-Коллежским валом, сражу же за Крестовской заставой, из-за чего первоначально и именовалось Крестовским кладбищем.

Своё нынешнее наименование оно получило после того, как в 1772 году здесь была построена деревянная церковь во имя Параскевы Пятницы, впоследствии заменённая Храмом Живоначальной Троицы. К слову на этом небольшом по размеру кладбище располагается ещё и церковь святого Симеона Персидского, возведённая в 1915 году.

В наши дни на Пятницком кладбище практически не осталось богатых памятников, известных в прошлом не только своим убранством, но и остроумно-философскими эпиграммами. В 30-е годы XX века большинство плит с этого погоста были сняты и использованы в дорожном строительстве. Кстати, московские старожилы утверждают, что надгробия с этого кладбища пошли на строительство знаменитого «дома на набережной» на улице Серафимовича.

Ваганьковское кладбище

Ваганьковское кладбище было устроено в 1771 году графом Григорием Орловым в близлежащем к Москве селе Новое Ваганьково на месте функционировавшего с 1696 года погоста. Стремительно разраставшееся из-за огромного количества жертв чумы, данное кладбище, в 1830 году приросло небольшой новой зоной, где предавали земле людей, умерших от последствий холерной эпидемии.

На сегодняшний день Ваганьковское кладбище является самым крупным погостом столицы площадью более 50 га, на территории которого возвышаются храм Воскресения Словущего, церковь Андрея Первозванного и ещё 259 объектов культурного наследия.

И хотя изначально этот погост не считался престижным, со временем он превратился в место захоронения представителей творческой интеллигенции, к могилам которых проложены экскурсионные маршруты.

Характерной чертой Ваганьковского кладбища является наличие на нём общих могил, в которых покоятся жертвы битвы при Бородине 1812 года, массовой давки на Ходынском поле 1896 года, Большого террора 30-х годов XX века, обороны Москвы во время Великой Отечественной, путча 1991 года, теракта на  Дубровке 2002 года.

Рогожское кладбище

Рогожское кладбище было разбито в районе одноимённой заставы и с разрешения императрицы Екатерины II стало местом захоронения умерших от чумы старообрядцев. Оно располагалось вблизи деревни Ново-Андроновка, где проживали христиане, не принявшие церковные реформы Никона.

Именно поэтому к 1823 году вокруг кладбища образовалось колоритное староверческое поселение с целым комплексом жилой и религиозной архитектуры.

После 1917 года советские власти стали тайно хоронить на нём жертв политических репрессий, а после войны последний приют здесь обрели солдаты, умершие в московских госпиталях.

Преображенское кладбище

Другим центром старообрядчества было Преображенское кладбище, где до начала XX века хоронили исключительно федосеевцев, а после Великой Отечественной войны сюда стали привозить усопших из брачного поморского и филипповского согласия. На данном погосте имеются два действующих храма и крупнейший в столице Воинский мемориал погибших в 1941-1945 годы.

Человечество испытывали на прочность самые разные эпидемии, но грозные болячки в итоге были ликвидированы или подчинены. Теплится надежда, что и в этот раз болезнь (напомним, говорим о коронавирусе) будет обуздана, и люди придумают как если не искоренить ее, то существовать рядом с инфекцией без опаски.

На нашем сайте читайте также:

По инф. cyrillitsa.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • Чутье. Рассказ Владислава Огаркова
    Эту историю поведал Эдуард Копица, мой знакомый, живший в северном Усть-Илимске. Водитель грузовиков и автобусов, простой и светлый человек, он очень любил природу и многое знал о ней. Увы, ушедший туда, откуда не возвращаются.
  • Фронтовик, писатель, гражданин: сто лет Виктору Астафьеву
    1 мая исполнится 100 лет со дня рождения Виктора Астафьева
  • Какой была в СССР бытовая техника
    Президент Владимир Путин сказал, что «в СССР выпускали одни галоши». Такое высказывание задело многих: не одними галошами был богат Советский союз, чего стоила бытовая техника!
  • 90-е: лихие или бурные?
    «Эта песня хороша – начинай сначала!» – пожалуй, это и о теме 1990-х годов: набившей оскомину, однако так и не раскрытой до конца.
  • «…Я знаю о своем невероятном совершенстве»: памяти Владимира Набокова
    Владимир Набоков родился в Петербурге 22 апреля (10 апреля по старому стилю) 1899 года, однако отмечал свой день рождения 23-го числа. Такая путаница произошла из-за расхождения между датами старого и нового стиля – в начале XX века разница была не 12, а 13 дней.
  • «Помогите!». Рассказ Андрея Хромовских
    Пассажирка стрекочет неумолчно, словно кузнечик на лугу:
  • «Он, наверное, и сам кот»: Юрий Куклачев
    Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола (1980).
  • Эпоха Жилкиной
    Елена Викторовна Жилкина родилась в селе Лиственичное (пос. Листвянка) в 1902 г. Окончила Иркутский государственный университет, работала учителем в с. Хилок Читинской области, затем в Иркутске.
  • «Открывала, окрыляла, поддерживала»: памяти Натальи Крымовой
    Продолжаем публикации к Международному дню театра, который отмечался 27 марта с 1961 года.
  • Казалось бы, мелочь – всего один день
    Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой год.
  • Так что же мы строим? Будущее невозможно без осмысления настоящего
    В ушедшем году все мы отметили юбилейную дату: 30-ю годовщину образования государства Российская Федерация. Было создано государство с новым общественно-политическим строем, название которому «капитализм». Что это за строй?
  • Первый фантаст России Александр Беляев
    16 марта исполнилось 140 лет со дня рождения русского писателя-фантаста Александра Беляева (1884–1942).
  • «Необычный актёрский дар…»: вспомним Виктора Павлова
    Выдающийся актер России, сыгравший и в театре, и в кино много замечательных и запоминающихся образов Виктор Павлов. Его нет с нами уже 18 лет. Зрителю он запомнился ролью студента, пришедшего сдавать экзамен со скрытой рацией в фильме «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика».
  • Последняя звезда серебряного века Александр Вертинский
    Александр Вертинский родился 21 марта 1889 года в Киеве. Он был вторым ребенком Николая Вертинского и Евгении Скалацкой. Его отец работал частным поверенным и журналистом. В семье был еще один ребенок – сестра Надежда, которая была старше брата на пять лет. Дети рано лишились родителей. Когда младшему Александру было три года, умерла мать, а спустя два года погиб от скоротечной чахотки отец. Брата и сестру взяли на воспитание сестры матери в разные семьи.
  • Николай Бердяев: предвидевший судьбы мира
    Выдающийся философ своего времени Николай Александрович Бердяев мечтал о духовном преображении «падшего» мира. Он тонко чувствовал «пульс времени», многое видел и предвидел. «Революционер духа», творец, одержимый идеей улучшить мир, оратор, способный зажечь любую аудиторию, был ярким порождением творческой атмосферы «серебряного века».
  • Единственная…
    О ней написано тысячи статей, стихов, поэм. Для каждого она своя, неповторимая – любимая женщина, жена, мать… Именно о такой мечтает каждый мужчина. И дело не во внешней красоте.
  • Живописец русских сказок Виктор Васнецов
    Виктор Васнецов – прославленный русский художник, архитектор. Основоположник «неорусского стиля», в основе которого лежат романтические тенденции, исторический жанр, фольклор и символизм.
  • Изба на отшибе. Култукские истории (часть 3)
    Продолжаем публикацию книги Василия Козлова «Изба на отшибе. Култукские истории».
  • Где начинаются реки (фрагменты книги «Сказание о медведе»)
    Василию Владимировичу в феврале исполнилось 95 лет. Уже первые рассказы и повести этого влюблённого в природу человека, опубликованные в 70-­е годы, были высоко оценены и читателями, и литературной критикой.
  • Ночь слагает сонеты...
    Постоянные читатели газеты знакомы с творчеством Ирины Лебедевой и, наверное, многие запомнили это имя. Ей не чужда тонкая ирония, но, в основном, можно отметить гармоничное сочетание любовной и философской лирики, порой по принципу «два в одном».