«По ступеням лет» продолжается |
К выходу в свет очередной книги (шестой) хроники жизни и творчества Е. А. Евтушенко (1980–1984) Да-да, уважаемый читатель, вышла из печати уже шестая книга одноименного серийного издания «По ступеням лет. Хроника жизни и творчества Е. А. Евтушенко», фиксирующая события 1980–1984 годов. Как далеки сейчас от нас эти годы – расстояние почти в сорок с лишним лет. Но от этого удивительное разнообразие жизни и творчества Евгения Александровича нисколько не умаляется. Стоит отметить, что шестая книга вышла в год 90-летия Евгения Александровича Евтушенко и накануне празднования его юбилея (18 июля 2020 года). И при этом надо сказать вот о чем. После выхода в свет пятой книги «По ступеням лет» у авторов-составителей осталось очень много фотографий, не вошедших в предыдущие тома хроники жизни и творчества. И было решено выпустить пятую дополнительную книгу, но уже не хроники, а фотохроники жизни и творчества поэта с хронологическим охватом с 1932 по 1979 год. По существу, это обширнейшая фототека, где фотографии дополнены иллюстрациями афиш, программ выступлений поэта не только в СССР, но и за границей, автографами писем, шаржами, экслибрисами, черновиками стихов, факсимиле самиздатовских работ, плакатами и буклетами. Конечно, весь этот визуальный объем не охватывает всего имеющегося фотоматериала, но хотя бы отчасти дает более расширенное представление о масштабах творчества и жизни Евтушенко, а также создает широкомасштабный визуальный образ эпохи. Не премину сказать, что большая часть фотоматериалов в пятой дополнительной книге уникальна. Вот и получается, что шестая книга – по сути, уже седьмая по числовому порядку. У шестой книги хроники жизни и творчества Е. А. Евтушенко есть, к сожалению, очень печальная и грустная особенность. Дело в том, что один из авторов, Валерий Павлович Прищепа, доктор филологических наук, профессор Хакасского государственного университета имени Н. Ф. Катанова, ушел из жизни, ушел к березкам в сентябре 2020 года. Четвертьвековое сотрудничество с филологом Виталием Павловичем Коминым, к сожалению, прервалось. Но соавтор не опустил рук, продолжил и продолжает многотомное издание «По ступеням лет». В обозреваемые авторами годы (1980–1984) Евгений Александрович вновь обратился к прозе, но уже более в крупной форме – роману «Ягодные места». Роман необычный и многослойный, роман о России и планете Земля, о человечестве и человеке, об истории и современности. Интересно отметить, что в России его приняли более благосклонно, чем на Западе. В это время поэт увлекся фотографией. Это увлечение привело к показу собственных фоторабот на выставках от Бреста до Владивостока, в частности, столице Восточной Сибири – Иркутске. Беспокойная натура Евтушенко привела его в кино. Актерская работа – роль Циолковского в фильме С. Кулеша «Взлет». По всей видимости, игра в кино и подсказала поэту создать фильм по собственному сценарию «Детский сад». Сценарий был построен на чисто автобиографическом материале. Евтушенко говорил так: «Я решил сам стать режиссером. Не хочу, чтобы другой режиссер вольничал с моим собственным детством». Поэт сам возглавил съемочную группу «Мосфильма». Сцены художественного фильма «Детский сад» снимались на улицах и окраинах Зимы, в Москве, Ясной поляне, в Порту Байкал и в Иркутске. Мало того, поэт в эти годы не забывает про путешествия по сибирским рекам. Так, в 1980 году он со своими друзьями совершил трехнедельный сплав по реке Селенге. Это более тысячи километров. И, конечно же, на первом месте стихи. В эти годы написаны: «Баллада о соринке», «Завещание Симонова», «Афганский муравей», Памяти Высоцкого», «Хранительница очага» и другие. Немалое место в книге занимают воспоминания сибиряков о поэте. Кстати, структура содержательной части шестой книги изменена. Соавтор В. В. Комин посчитал своим долгом посвятить часть книжных страниц воспоминаниям друзей и коллег своему другу, соавтору В. П. Прищепе. Очередная, шестая книга еще раз показывает и доказывает, что Е. В. Евтушенко – знаковая фигура в современной русской культуре. Его имя ассоциируется с целой поэтической эпохой.
|
|