ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-04-18-05-38-49
Владимир Набоков родился в Петербурге 22 апреля (10 апреля по старому стилю) 1899 года, однако отмечал свой день рождения 23-го числа. Такая путаница произошла из-за расхождения между датами старого и нового стиля – в начале XX века разница была не 12, а 13...
90-
«Эта песня хороша – начинай сначала!» – пожалуй, это и о теме 1990-х годов: набившей оскомину, однако так и не раскрытой до конца.
2024-04-25-13-26-41
Президент Владимир Путин сказал, что «в СССР выпускали одни галоши». Такое высказывание задело многих: не одними галошами был богат Советский союз, чего стоила бытовая...
2024-04-25-11-55-09
1 мая исполнится 100 лет со дня рождения Виктора Астафьева
2024-05-02-02-55-14
Зоя Богуславская – знаменитая российская писательница, эссеист, искусствовед и литературный критик, автор многочисленных российских и зарубежных культурных проектов, заслуженный работник культуры...

Утренняя молитва

Изменить размер шрифта

alt

Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить всё, что принесёт мне наступающий день. Дай мне всецело предаться воле Твоей Святой. На всякий час сего дня во всём наставь и поддержи меня…

Читаю молитву Оптинских старцев. Нахожу слова, которые помогут мне в течение дня, дадут необходимые силы.

Кто же автор этого сотворённого шедевра?

Никто не будет отрицать и протестовать, что каждая молитва (а их не счесть) несёт в себе чистоту, милосердие, любовь и терпение. До нашего времени, аж до XXI века дошли канонические молитвы, которые были даны людям ещё со времён Христа в самом начале христианства.

Каждая имеет своё назначение. Энергию даёт тому, кто её читает, и веру в поддержку высших сил. И это самое главное.

Но простите меня, а я посмотрела на молитву Оптинских старцев как на произведение, на творчество неизвестных нам авторов. Сколько же лирики, проникновенной, за душу хватающей, видится и в молитвах, обращённых к Матушке Пресвятой Богородице.

Встану я благословясь,
Пойду, перекрестись,
Из дверей в двери,
Из ворот в ворота.
Пойду на восточную сторону
Там море-окиян,
На нём остров,
На острове часовенка
В часовенке Матушка Пресвятая Богородица…

Я не буду перечислять все молитвы, обращённые к Господу нашему и святым. Сейчас издано много молитвословов, доступна и Библия.

Позвольте процитировать хотя бы несколько строк из Писания: «Сказано: с преподобным и самъ преподобен будеши – съ благодатнымъ и самъ облагаухаешься ароматом благодати, исходящимъ от одеяния души его…» Это ли не шедевр!

Но покоя не даёт мне молитва Оптинская. Кто же сотворил её? Казалось, что разгадка будет найдена легко, ибо Оптина Пустынь до сих пор существует и литературу и документы, опубликованные о ней, можно найти. (Преподобные старцы Оптинские. Свято-Введенская Оптина Пустынь, 2002)

И впрямь, нашла кое-что, но ни словом нигде не упомянут автор. Священнослужитель, к которому обратилась со своим вопросом, сказал, что сотворили её монахи, которые проживали в скитах. Может быть, это был их коллективный труд, но, возможно, написал кто-то из великих старцев. А их, великих, в Оптинской Пустыне было четырнадцать.

Что же такое старчество?

По преданию Оптина Пустынь основана была в древние времена покаявшимся разбойником Оптиным. Место для обители Оптин выбрал удачно – на берегу быстрой речки Жиздры. Здесь шумел девственный бор, лучи солнца проникали до самого травяного покрова и нежно грели землю.

Лесная зона богата, разнообразна. Хвойные, лиственные и смешанные леса. Холмы, рассечённые оврагами (моренными грядами). Тысячи речушек и множество больших и малых озёр, богатых рыбой. Птичий гомон не умолкал. Дышалось здесь легко и вольготно.

Вот в таком месте был выстроен величественный белый кремль с четырьмя храмами, крепостными стенами и башнями. Сейчас этот монастырь находится всего в нескольких верстах от города Козельска Калужской губернии.

Оптина Пустынь много пережила. Были и тяжкие времена, когда татары взяли Козельск и всех жителей перебили. В начале XV в. хозяйничали здесь литовские князья. И только через полвека Москва утвердила своё владычество. И рост, и падения не раз сопровождали Оптину. Но она возрождалась, набиралась сил, расцветала. Привлекал в Пустынь особый дух, напоминающий древнее подвижничество.

Особо жаловал Оптину царь Михаил Фёдорович, и она разрасталась новыми имениями, постройками. Пётр I во время своих реформ всё отобрал, монастырь обеднел и закрылся. В 1821 году вблизи монастыря был построен скит, так было положено основание Оптинскому старчеству, которое принесло славу всей Руси.

Что же такое старчество? А это одно из высочайших достижений духовной жизни церкви. Оно органически связано с иноческим внутренним подвигом, который имел цель – достижение бесстрастия. В это время старцами считались опытные монахи, которым на попечение поручались не только молодые, поступившие в монастырь, но даже предоставлялась забота о духовной жизни мирян.

Оптинские старцы отличались исключительной глубиной духовной жизни, личной святостью, даром прозорливости. Заботились о духовном очищении и спасении приходивших к ним. И постоянно помогали людям в их житейских делах и невзгодах. Помогали находить выход из самых безвыходных положений благодаря своей прозорливости. К тому же старцы обладали даром исцелений и чудотворчеством.

Первыми подвижниками старчества были отец Моисей и младший брат его Антоний. Это они привлекли в Оптинский скит других великих старцев.

Самым строгим постником и подвижником был отец Моисей, он всегда был преисполнен самой нежной любви к людям, сострадателен к их немощам и погрешностям. Неподражаемо было его искусство говорить с каждым в его тоне: с образованными на их языке, с простыми сообразно их понятиям и образу речи.

Отличался отец Моисей исключительным смирением. «Сам-то я хуже всех, другие, может быть, только думают, что они хуже всех, а я на самом деле дознался, что я хуже всех». Так смиренно он выражался о себе.

Много книг духовного содержания печаталось в Оптиной. Переводились с греческого и славянского на русский язык творения и жития выдающихся отцов церкви как древних, так и более современных.

К концу 19 в. было выпущено свыше 125 изданий в количестве 225 000 экземпляров. Библиотека, созданная Моисеем, состояла из 5000 книг. Явление миру этих книг – событие, которое не поддаётся оценке.

Чудеса, совершаемые старцами, были бесчисленны. Толпы обездоленных стекались к ним.

Была построена обитель с приютом для бездомных детей. Она быстро разрослась, и там находилось более 500 детей. Недаром сравнивают Оптину Пустынь с чашей, куда сливалось всё драгоценное духовное вино.

Невозможно описать и рассказать о всех чудесах, которые творили старцы. Поломничество к ним было огромным. Бывало, что очередь в течение нескольких дней заполняла лестницы, тянулась по залам и комнатам. Очередь объединяла самых разных людей – простых горожан, крестьян, чиновников.

Особенно почитаем был отец Амвросий. Со всех концов России стекались к его хибарке бедные и богатые. Его посещали известные общественные деятели и писатели: Ф. М. Достоевский, А. Н. Толстой, В. С. Соловьев, М. Н. Погодин и др.

Николай Васильевич Гоголь побывал у преподобного отца Амвросия. Вот что он написал: «…За несколько вёрст, подъезжая к обители, уже слышишь её благоухание: всё становится приветливее, поклоны ниже, и участие к человеку – больше».

За год до революции Оптину посетили последний раз представители дома Романовых – Великий князь Дмитрий Константинович и Великая княгиня Татьяна Константиновна. По случаю престольного праздника св. Георгия Победоносца состоялось торжественное всенощное бдение.

Дух мира Христова, обретённый оптинцами через святое старчество, ощущался всеми благочестивыми посетителями обители.

Преподобному старцу Амвросию открылась та бездна, перед которой стояла Россия перед февральским переворотом. В феврале 1917 года старец собрался в Петроград, но был застигнут революционными событиями в Москве. Почитатели Преподобного тревожно спросили старца: что же будет теперь? Пророческие слова произнёс Амвросий:

– Будет шторм, и русский корабль будет разбит. Да, это будет, но ведь и на щепках и обломках люди спасаются. Не все же гибнут… А что после шторма бывает? Штиль. И явлено будет великое чудо Божие. И все щепки и обломки волею Божией и силой его соберутся и соединятся, и воссоздастся корабль в своей красе и пойдёт своим путем…

От креста своего не отрекусь

Начались гонения на монахов со стороны властей. Их ссылали, арестовывали, издевались.

Арестовали и старца Амвросия. Заболел он тифом. Вылечили в больнице и выпустили. Стали закрывать монастыри и храмы, священнослужителей ссылали и казнили.

Старец Нектарий духовным взором своим провидел беды и радости людей. Это он в беседе с прихожанкой Татьяной Галицкой сказал:

– Тяжёлое время наступает теперь… наступает век молчания. Молчи. Молчи. И вот Государь, теперь сам не свой, сколько унижений он терпит. 1918 год будет ещё тяжелее. Государь и вся семья будут убиты, замучены…

Поток беженцев из Польши, Белоруссии заполнил в это время Оптинский монастырь. Гонимым отдана была гостиница, а для больных тифом был выделен больничный корпус. Ещё в одной гостинице расселили осиротевших детей.

А гонения со стороны властей ужесточались. Репрессиям подвергались и священнослужители, и монахи, и миряне.

В 1918 году декретом Совнаркома закрыли Оптинскую Пустынь как монастырь. Еще пять лет просуществовала она под видом сельскохозяйственной артели.

В 1923 году закрыли и сельхозартель. В тюрьму была превращена хлебня с её келиями. Архимандрит Исаакий был арестован. Храмовые службы прекратились на целых 65 лет.

Лавина бедствий, обрушившаяся на церковь, всё сметала на своём пути. Под видом «контрреволюционеров» епископов, священников, монахов и даже просто близких людей подвергали всевозможным оскорблениям, глумлениям, побоям, заключали в тюрьмы, расстреливали, ссылали в отдалённые места страны, преимущественно на Крайний Север, заставляя выполнять непосильную работу при нечеловеческих условиях жизни и на голодном пайке.

В 1929 году большинство иеромонахов было отправлено в ссылку. В августе все оставшиеся в Оптинской Пустыни были арестованы.

Мучители добивались признания в предъявленных им ложных обвинениях. Епископа Никиту и Преподобного Исаакия, и всех остальных подвергли жестоким и бесчеловечным истязаниям. Их заставляли стоять и не спать по нескольку суток при беспрерывном допросе сменяющихся следователей. Если кто падал, то его обливали холодной водой. Пять человек не выдержали этих страшных пыток и подписали протоколы, подтверждающие их «контрреволюционную деятельность».

Оставшихся в живых арестованных перевели из г. Белева в Тулу, где истязания были продолжены. И 30 декабря 1937 года «тройка» вынесла всем приговор – расстрел. На второй день Рождества Христова, когда празднуется Собор Пресвятой Богородицы – 8 января 1938 года приговор был приведён в исполнение.

Так прервалась земная жизнь многих священнослужителей и преподобного Исаакия, но он твёрдо стоял на допросах и последними словами его были: «От креста своего не побегу».

***

P.S. На 162 километре Симферопольского шоссе под Тулой в лесу тайно были похоронены тела новомученников. На этом месте братией Оптинской Пустыни воздвигнут Честный Животворящий Крест. А утренняя молитва Оптинских старцев до сих пор возносится христианами.

Молитва Оптинских старцев

Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить всё, что принесёт мне наступающий день. Дай мне всецело предаться воле Твоей Святой. На всякий час сего дня во всём наставь и поддержи меня. Какие бы я ни получал известия в течение дня, научи меня принять их со спокойной душой и твёрдым убеждением, что на всё святая воля Твоя. Во всех словах и делах моих руководи моими мыслями и чувствами. Во всех непредвиденных случаях не дай мне забыть, что всё ниспослано Тобой. Научи меня прямо и разумно действовать с каждым членом семьи моей, никого не смущая и не огорчая. Господи, дай мне силу перенести утомление наступающего дня и все события в течение дня. Руководи моею волею и научи меня каяться, молиться, верить, надеяться, терпеть, прощать и любить. Аминь.

  • Расскажите об этом своим друзьям!