ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-04-18-05-38-49
Владимир Набоков родился в Петербурге 22 апреля (10 апреля по старому стилю) 1899 года, однако отмечал свой день рождения 23-го числа. Такая путаница произошла из-за расхождения между датами старого и нового стиля – в начале XX века разница была не 12, а 13...
90-
«Эта песня хороша – начинай сначала!» – пожалуй, это и о теме 1990-х годов: набившей оскомину, однако так и не раскрытой до конца.
2024-04-25-13-26-41
Президент Владимир Путин сказал, что «в СССР выпускали одни галоши». Такое высказывание задело многих: не одними галошами был богат Советский союз, чего стоила бытовая...
2024-04-25-11-55-09
1 мая исполнится 100 лет со дня рождения Виктора Астафьева
2024-05-02-02-55-14
Зоя Богуславская – знаменитая российская писательница, эссеист, искусствовед и литературный критик, автор многочисленных российских и зарубежных культурных проектов, заслуженный работник культуры...

Поставте памятник деревне

Изменить размер шрифта

alt

На днях меня пригласили в театр. Вот так позвонили и сказали: приходите на премьеру. И я пошла. На улице был сильный мороз. Дома – горячий чай и интересная книга. Спектакль давал любительский театр. Меня мучили сомнения – не пропадёт ли мой драгоценный свободный вечер?

Мне повезло, что меня пригласили в театр. Я вышла на улицу после спектакля с редким и драгоценным чувством общения с искусством, которое укрепляет душу, помогает жить, даёт надежду.

Иркутский театр-студия «Диалог» представил премьеру – спектакль «Марьино поле» по пьесе Олега Богаева. Тем, кто интересуется современным театром, это имя знакомо. Олег Богаев может быть назван одним из самых известных сегодня молодых российских драматургов. Его пьесу «Русская народная почта» поставил один из лучших российских режиссёров Кама Гинкас, Ивана Савельевича Жукова сыграл один из лучших русских актёров Олег Табаков. Богаев родом из Екатеринбурга, хотя сейчас живёт в Санкт-Петербурге. И всё же остаётся нестоличным человеком, что отражается и в пьесе, которую выбрала для постановки бессменный режиссёр театра «Диалог» Валентина Просекина.

Поставьте памятник деревне
На Красной площади в Москве.
Там будут старые деревья,
Там будут яблоки в траве
И покосившаяся хата
С крыльцом, рассыпавшимся в прах.
И мать погибшего солдата
С позорной пенсией в руках.

Плач по русской деревне написал молодой драматург. Сам он определил жанр пьесы так – небылица. В заброшенной русской деревне живут три старухи. Окрест – такие же опустевшие деревни, разрушенные дома и бывшие колхозные постройки. А вот старухи – живее всех живых, хотя одна из них, Марья, совсем было собралась помирать. Соседка и подруга Серафима подарила ей свой гроб: где же бедолаге его взять, если некому сделать? А на крышку пойдёт и дверь сортира. Только вот Марья полежала-полежала и «оттуда», не иначе, снизошло на неё, привиделось, что погибший не один десяток лет назад её молодой муж Иван – жив. И другие мужики тоже живы, только долог путь с войны в поезде, заблудившемся где-то на российских просторах. «Мы вернёмся, – обещает жене Иван, – всё отстроим, наладим, только вы нас встречайте!» И начавшаяся в реалистическом ключе (первая сцена совсем из Распутина) пьеса стала приобретать характер притчевый, с оттенком сюрреалистическим, напоминая уже стилистику пелевинских рассказов. Только вот героини в любой среде и ситуации оставались верны себе – есть женщины в русских селеньях! Поразительно органичны в образах старух молодые актрисы Анна Портнягина, Сана Безменова, Ирина Романова. Они словно бы и не играют. Они будто и не умеют играть. Просто слились с этими чудными, такими разными, такими настоящими старухами! И это ансамбль! Они слышат и чувствуют друг друга. И убедительны в самых невероятных ситуациях. Образы развиваются в процессе сценического действия, и перемены эти тоже убедительны. Заслуга в этом не только исполнительниц главных ролей, но и режиссёра Валентины Просекиной.

Отправились-таки старухи встречать с фронта мужей. Дошли до станции, а станции-то и нет. Только рельсы под водой: затопили станцию. И опять перекличка с распутинской прозой: под воду ушли не просто дома, ушла часть жизни народа, часть генетической памяти. Для кого-то это давно погибший мир, от которого не сохранилось ничего, кроме тоски. А для Марьи, Прасковьи и Серафимы – всё живо, потому что живы их души. Ведь не зря говорят: мы живы, пока нас помнят. А они помнят не вернувшихся с войны молодых ребят, своих мужей – Ивана, Фёдора и Григория.

Персонажи молодых артистов Николая Мареева, Павла Овчинникова и Никиты Россова – это ожившие снимки. Они лишь отражение любви и памяти этих женщин. Но актёры сумели почти без слов сыграть разных людей, разные характеры – живые и тёплые.

А кругом людей копошится всякая нечисть. Вот то ли Гитлер, то ли леший: заманил старух в баньку да было не сжёг. И при всей условности сюжета и декораций озноб по телу идёт самый что ни на есть настоящий. А вот и Сталин из сортира вещает: «Страну-то вы просрали, дорогие братья и сёстры!» И грозит расстрелять как паникёров за то, что без указа отправились встречать своих мужиков. Одна из героинь признаётся, что всю войну после того, как получила похоронку, ждала, что скажет по радио Левитан: «Уважаемые вдовы Советского Союза! Центральное командование информирует вас о том, что все похоронки были вам присланы по ошибке! С Победой вас, вечные вдовы!» Хотите – пожалуйста! И с дерева то ли белка, то ли диктор Левитан говорит эти долгожданные слова – радуйтесь, бабы!

Несмотря на элементы театра абсурда, автор пьесы жалеет и любит своих героев вполне в традициях классической русской литературы. Вот Яша-гриб, он же солдат, вернувшийся с войны человеческим обрубком – без рук и без ног. А жена его в лес отнесла да там и оставила. И превратился он в гриб. И страшно, как в русской сказке, прочитанной в детстве. И больно, как в жизни – от предательства и безнадёжности.

Есть в спектакле и Смерть, похожая на деревенского почтальона. И говорит она Марье: «Помнишь, как ждала ты Ваньку своего с поля Куликова, да с гражданской, да с Первой мировой?» Это тоже почти цитата. В фильме «Слуга» герой Олега Борисова Гудионов, бес-искуситель, тоже носит на теле отметки копья с поля Куликова. Но героини Олега Богаева никогда не поверят, «что прошлое – это ложь, что для памяти нет дорог обратно, что каждая миновавшая весна невозвратима, а каждая безумная любовь всего лишь скоропреходящее чувство». И даёт Смерть старухе Марье ещё сто лет жизни. Зачем, для чего – не нам судить.

Театр-студия «Диалог» дал нам пищу для души, и за это спасибо и актёрам, и режиссёру, и всем энтузиастам этого коллектива. На премьере зал был полон. Были долгие аплодисменты, крики «Браво!», цветы – всё как полагается. Но самым дорогим была та особенная тишина сразу после спектакля, которую рождает настоящее сопереживание.

  • Расскажите об этом своим друзьям!