ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-05-02-02-55-14
Зоя Богуславская – знаменитая российская писательница, эссеист, искусствовед и литературный критик, автор многочисленных российских и зарубежных культурных проектов, заслуженный работник культуры...
2024-05-02-04-58-12
Эту историю поведал Эдуард Копица, мой знакомый, живший в северном Усть-Илимске. Водитель грузовиков и автобусов, простой и светлый человек, он очень любил природу и многое знал о ней. Увы, ушедший туда, откуда не...
2024-05-02-03-04-41
Виктор Павлович Секерин в 70-е годы заведовал кафедрой и аспирантурой на факультете иностранных языков КГПИ. Он поражал эрудицией, смелостью, раскованностью, ораторским мастерством. Сердце его не выдержало перегрузок в 58 лет. О его жизни и пойдет...
2024-04-25-13-36-26
Почти вся история человечества прошла в войнах и вооруженных конфликтах. Причин тому множество, всех их и не перечислить, да и такой задачи автор не ставит. Куда интереснее вопрос о роли подготовки военных кадров для успешной защиты Отечества. Автору на примерах своей биографии представилась возможность...
2024-05-02-06-36-53
На прошлой неделе побывал сразу на нескольких мероприятиях, связанных с аббревиатурами, вынесенными в заголовок, и нахлынули воспоминания. Правда, они (воспоминания) выстроились в голове в обратном порядке, нежели в заголовке. Впрочем, так и было в истории. И в...

Совесть передвижничества

18 Апреля 2014 г.

[sigplus] Критическая ошибка: Папка галереи изображений TXTS/2014/myasoedov_18_04_14 как ожидается будет относительно пути базовой папки изображений, указанной в панели управления.

myasoedov-grig


Григорий Григорьевич Мясоедов - русский художник, основатель передвижничества в России и один из самых ярких представителей русского реализма в живописи. Основной темой его творчества был крестьянский быт. 19 апреля 2014 года исполнилось 180 лет со дня рождения художника.

Григорий Мясоедов родился 19 апреля 1834 года в селе Паньково Тульской губернии и принадлежал к старинному дворянскому роду. Талант к рисованию у мальчика проявился очень рано. Несмотря на свою дворянскую родословную, отец позволил сыну заниматься любимым делом, и уже в Орловской гимназии Гриша начал знакомство с изобразительным искусством. В 1853 году будущий художник продолжил образование в Академии Художеств, где проучился десять лет. Студенческие годы Мясоедова не были лёгкими. Он рассказывал: «Жил я, как и большинство студентов, на Васильевском острове в бедной комнате. Источником существования моего была работа на кондитерскую, где пеклись пряники, – я с товарищем раскрашивал их. Баранам и свиньям золотили головы, генералам – эполеты. Платили за это по три копейки с дюжины. Обедали на Неве, на барке, где давали за шесть копеек щи с кашей без масла...» Отец полностью лишил сына материальной помощи, и лишь написанный в 1857 году с натуры портрет отца примирил их.
За годы учёбы Григорий Мясоедов успел проявить себя: в 1861 году за полотно «Поздравление молодых в доме помещика», он получил малую золотую медаль.
В 1862 году Мясоедов окончил Академию Художеств по классу исторической живописи, получив большую золотую медаль за композицию «Бегство Григория Отрепьева из корчмы на литовской границе», и был поощрён поездкой за границу. Он посетил Италию, Германию, Бельгию, Швейцарию, работал в Париже, Испании. В Риме обучался в частной Академии. Известные картины, написанные художником в этот период, – «Похоронный праздник у цыган в Испании» и сюжет из «Божественной комедии» «Франческа да Римини и Паоло да Паоленто».


Передвижничество


Вернувшись в Россию в 1869 году, Григорий Григорьевич написал картину «Заклинание». Она имела большой успех, и Мясоедов получил звание академика.
Творчество у Мясоедова сочеталось с активной общественной деятельностью. Когда художник был за границей, он наблюдал как европейские художники организуют коммерческие передвижные выставки. Так Григорию Григорьевичу пришла в голову идея организации в России Товарищества передвижных художественных выставок, которое объединило бы профессиональных художников разных жанров.16 декабря 1870 года состоялось первое общее собрание членов ТПХВ, где было избрано правление, в состав которого вошёл и Мясоедов. Также в правление вошли Василий Перов, Крамской, Михаил Клодт, Николай Ге. «Передвижники», как стали называть членов Товарищества, ставили перед собой задачу широкой пропаганды искусства и эстетического воспитания народных масс. Для картин передвижников была характерна социальная направленность, затрагивающая интересы простых людей. Поэтому и ещё из-за того, что передвижные выставки были доступны всем желающим, они стали очень популярны среди обычного народа.
Григорий Григорьевич стал автором первого устава ТПХВ и оставался бессменным членом правления в течение сорока лет. Он неустанно заботился о независимости Товарищества, был предан ему всей душой. Многие называли Мясоедова «совестью передвижничества».
29 ноября 1871 г. в Петербурге открылась Первая передвижная художественная выставка, показанная затем и в других городах: Москве, Киеве, Харькове. На этой выставке Мясоедов представил картину «Дедушка русского флота. (Ботик Петра I)», написанную в 1871 году.
В марте 1872 года открылась вторая передвижная выставка, на которой экспонировалось самое значительное полотно Мясоедова – «Земство обедает». Эта картина принесла успех художнику. В картине раскрыта главная задача передвижнического реализма – «стремление к реальному и повседневному». Действие картины разворачивается в тихом провинциальном городишке. Главными героями картины являются крестьяне – всё внимание сосредоточено на них. Художник запечатлел разнообразие их характеров, особую красоту простых людей.
Через год после «Земства» появляется картина «Чтение манифеста 19 февраля 1861 года», которая встречает восторженные отзывы в печати.
Григорий Григорьевич изучал древние поверья народа и их роль в жизни крестьянства. Многие из этих обычаев легли в основу картин. В полотне «Опахивание» изображён древний языческий обряд, защищающий скотину от болезни и смерти: крестьяне опахивают деревню от злых духов, впрягая в плуг обнажённых девушек. В картине «Молебен на пашне о даровании дождя» передано эмоциональное напряжение крестьян, просящих помощи Всевышнего в засушливое лето.
В историческом полотном «Самосожигатели» художник изобразил момент самосожжения иступленных фанатиков-староверов в горящей избе. Сюжет картины связан с расколом, произошедшем в XVII веке в русской церкви.


Раскол Товарищества


Расцвет ТПХВ пришёлся на 1870–80-е годы. Но всё меняется. Наступил момент, когда новые веяния в искусстве стали проникать и на передвижную выставку. Мясоедов ополчился против них. Никакого течения, кроме реализма, он не признавал. Будучи новатором в молодости, он в старости превратился в консерватора, яростного защитника устоев передвижничества. Он не понимал и не признавал не только импрессионизм, робко проникавший на выставку, но даже настроение Левитана или Чехова для него было чуждо. О новых талантливых пейзажистах Мясоедов имел уничижительное суждение: «писать всякую пакость в природе: тающий снег... да тут без калош не пройти, а они любуются слякотью». Он шёл против действительности, а она сминала его доводы, увлекая публику новыми модернистскими веяниями. В самом Товариществе начались серьёзные разногласия, грозившие расколом. Первыми из его рядов вышли семь выдающихся художников (Серов, Архипов, Васнецов, Досекин, Светославский, Первухин и Левитан). Но после рокового заседания Совета Товарищества в Академии наук в правлении остался один Мясоедов, он готов был в одиночку защищать традиции передвижничества.
Григорий Григорьевич слыл человеком со сложным и самобытным характером, некоторые его высказывания были оскорбительными. Резкий и ядовитый нрав Григория Мясоедова был запечатлён в картине Репина «Иван Грозный и сын его Иван». Мясоедов, по собственному признанию, с удовольствием позировал и очень этим гордился. «Илья Репин взял Ивана Грозного с меня, потому что ни у кого не было такого зверского выражения лица, как у меня...»


Последние годы


После раскола Товарищества старый художник остро почувствовал своё одиночество: семья распалась, сын не общался с ним. Остались только старые товарищи по передвижничеству. Мясоедов переселился в Полтаву, в усадьбу с садом, парком и прудом. Здесь он помогал местному театральному объединению: создал эскиз театрального занавеса и декорации, открыл школу рисования, написал брошюру по садоводству. Осенью и зимой художник уезжал в Крым, где писал пейзажи, в том числе и морские. Одной из последних его работ стала картина «Зреющие нивы».
Умер Григорий Григорьевич в 1911 году в своём имении Павленки близ Полтавы.

{gallery}TXTS/2014/myasoedov_18_04_14{/gallery}

 

 

 

 

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • Катча – Катенька – Екатерина вторая
    По следам экспедиции в Куйтунский район. Форма имени ребенка или подростка с окончанием на -ча в сибирской деревне употребляется и по сию пору: Кольча, Таньча, Тольча… Но чем она продиктована?
  • Пушкин нашего детства
    Поэт всегда шел рядом с нами. С первого класса. Конечно, в школьной программе были десятки имен известных и талантливых поэтов и писателей: Кольцов, Плещеев, Фет, Тютчев, Баратынский…
  • Пожилые книголюбы назвали ТОП-5 книг, которые должен прочитать каждый
    Книг так много, что часто бывает сложно решить, какую из них выбрать. Десятки жанров, тысячи авторов, разные вкусы... Пока ищешь подходящую книгу, можно получить почти высшее образование, шутят иногда книголюбы.
  • Забытые уроки Франции
    В связи с недавним празднованием Дня Победы над гитлеровской Германией и ее сателлитами хочу напомнить читателям, как Франция стала «победительницей» во Второй мировой войне, начавшейся 1 сентября 1939 года оккупацией Польши.
  • Шарль Азнавур: «Нищие годы – самые радостные в моей жизни»
    Шарль Азнавур – гениальный французский музыкант армянского происхождения. Певец, поэт и актер прожил долгую творческую жизнь, за время которой создал более 1300 композиций и сыграл в 60 кинокартинах.
  • «Шурик» был другим!
    «А этот самый Александр Гайдай какое-то отношение к кинорежиссеру имеет?» – на днях спросил более опытный коллега. И тогда стало ясно, что хотя бы к 105-летию со дня рождения иркутянина, Гайдая-поэта, Гайдая-журналиста следует немного напомнить землякам об этом человеке.
  • «Белые» и «красные»: формула примирения
    От памятника Колчаку к памятнику Троцкому.
  • Связистка Вера, или Корреспондент по прозвищу Чижик
    Крымская наступательная операция проводилась с 8 апреля по 12 мая 1944 года и закончилась освобождением Крыма. Ее проводили войска 4-го Украинского фронта и Отдельной Приморской армии во взаимодействии с Черноморским флотом и Азовской военной флотилией. В этой операции принимала участие иркутянка Вера Андриановна Чегодаева (на гражданке корреспондент по прозвищу Чижик).
  • Дорогами войны
    21 мая исполнится 100 лет со дня рождения Бориса Васильева.
  • Дети войны. Документальный рассказ Евгения Корзуна
    Эту историю мне рассказал коллега по профессии. Он родом с Донской земли, вся его родня произошла из казачества, проживала и до сих пор проживает на Дону. А он после учебы в Москве обрел вторую родину в Сибири. Они подростками сполна хлебнули горечь немецко-фашистской оккупации.
  • Черемховские наступают: о чем говорят перестановки в правительстве
    Правительство в очередной раз пополнила обойма губернаторов, которых в Кремле посчитали годными к работе на федеральном уровне.
  • Размышления в Год семьи
    Мое послевоенное детство прошло в маленьком заполярном поселке. Домишки были неказистые, с удобствами во дворе, воду привозили на телеге, наливая пожарным шлангом через прорубленное в стене оконце двухсотлитровые бочки, много чего еще не хватало и в скромных магазинчиках того времени. А вот разновозрастной ребятни было много. И мы, мальчишки 10-12 лет, как-то мало обращали внимание на эти неудобства.
  • Полководцы Великой войны: рейтинг от Сталина
    А действительно – кто был лучшим с точки зрения Верховного главнокомандующего? Расхожая точка зрения – Жуков. Вот и Парад Победы 24 июня 1945 года принимал именно он. А командовал парадом Рокоссовский, что тоже символично – его нередко называют «вторым после Жукова». Однако львиная доля возвышения обоих полководцев (особенно Жукова) приходится на 1970-е годы и позже. А как ситуация выглядела в годы войны и первое время после Победы, пока страну возглавлял Сталин?
  • Правда о Победе
    История – служанка политики, взгляд на прошлое, исходящий из сиюминутной конъюнктуры? Или все-таки наука, одна из сфер наших знаний, требующая точности и беспристрастности?
  • «А иначе зачем на земле этой вечной живу?»
    К 100-летию со дня рождения Булата Окуджавы и Юлии Друниной.
  • Люди доброй воли Иммануила Канта
    Философ Иммануил Кант не бывал в Иркутской области. Он практически никогда не покидал родного Калининграда, триста лет назад и до 1946 года называвшегося Кенигсбергом. Но его философские труды, его идеи шагают и по Сибири. Особенно актуально их вспомнить в апреле.
  • Золотой век Зои Богуславской
    Зоя Богуславская – знаменитая российская писательница, эссеист, искусствовед и литературный критик, автор многочисленных российских и зарубежных культурных проектов, заслуженный работник культуры РФ.
  • БАМ – ССО – ВЛКСМ
    На прошлой неделе побывал сразу на нескольких мероприятиях, связанных с аббревиатурами, вынесенными в заголовок, и нахлынули воспоминания. Правда, они (воспоминания) выстроились в голове в обратном порядке, нежели в заголовке. Впрочем, так и было в истории. И в жизни…
  • Чутье. Рассказ Владислава Огаркова
    Эту историю поведал Эдуард Копица, мой знакомый, живший в северном Усть-Илимске. Водитель грузовиков и автобусов, простой и светлый человек, он очень любил природу и многое знал о ней. Увы, ушедший туда, откуда не возвращаются.
  • День Победы: страницы жизни Виктора Секерина
    Виктор Павлович Секерин в 70-е годы заведовал кафедрой и аспирантурой на факультете иностранных языков КГПИ. Он поражал эрудицией, смелостью, раскованностью, ораторским мастерством. Сердце его не выдержало перегрузок в 58 лет. О его жизни и пойдет речь.