В 2005 году в ДТП трагически погиб талантливый артист и политик Михаил Евдокимов. Тогда журналисты самых разных изданий разобрали жизнь Евдокимова до самых мельчайших...
Российские медики требуют освободить из тюрьмы подсудимую по делу о «фейках» педиатра Надежду Буянову. Они также отправили обращение, в котором в стихотворной форме говорят о заслугах...
Громкий плач двухлетней дочери довел папашу до такого состояния, что он выбросил малышку на железнодорожном вокзале со второго этажа на бетонный пол. А позже, пытаясь скрыться от правоохранителей, попал под...
В наши дни этот инструмент под названием хомуз/комуз считается принадлежностью исключительно народов Северной Азии и Сибири, тогда как исторически он был распространен именно у русских и назывался варган.
Сварганить мелодию
Исторически так назывался именно русский народный инструмент, общим наименованием типа стало лишь в первой половине XX века, когда русские уже накрепко забыли про его использование и он разве что остался у северных народов. Этимологически название восходит к славянскому «варга» — рот, уста, на что указывал еще Владимир Даль.
Есть богатая археология, подтверждающая распространение варгана в славянских и уже русских землях. В Белоруссии выкопаны варганы XI—XVIII веков. В Великом Новгороде археологи нашли на раскопках шесть варганов, датируемых XIII—XV веками и один найден на дне реки Волхов. В XIX веке варган широко использовали в поволжских губерниях.
Термин «варган» встречается уже в самом первом толковом словаре русского языка — «Словаре Академии Российской» 1789 года. Есть подтверждения использования термина в XV—XVII веках. Оставил варган след и в отечественной литературе — о нем писали Одоевский и Даль, он упоминается в песнопениях, сказаниях и поговорках. О русском варгане собрано немало материалов такими исследователями, музыковедами и фольклористами, как Владимир Поветкин, Константин Вертков, Николай Привалов, Артем Агажанов, Дмитрий Покровский.
Различают, как минимум, два вида варгана — пластинчатый и стержневой. Первый является продолговатой пластинкой с вырезанным в ней язычком. Стержневой — более поздний вариант, уже металлический, из двух частей: рамки и язычка, соединенных между собой ковкой. При изготовлении стержневого варгана использовалась не только бронза или железо, но даже и серебро.
Растяни меха, гармошка!
Несмотря на незамысловатость конструкции, варган способен издавать довольно изощренные мелодии, богатые тембром и диапазоном, в чем-то напоминающие исполнение на электронных инструментах. Это разнообразие и послужило практически повсеместному распространению варгана как музыкального сопровождения праздников и разного рода торжеств. Интересно, что в старину игра на варгане рассматривалась как способ гармонизации состояния и внутреннего мира человека, прочищения сознания, балансировки функционирования внутренних органов. Современные исследования подтвердили правильность подобных представлений.
Овладению игре на варгане исполнители отдавали годы, а то и десятилетия. Именно эта сложность в освоении стала причиной ухода варгана из русского быта, полагают исследователи. Вытеснению варгана способствовало распространение гармошки, аккордеона и баяна, искусство игры на которых давалось не в пример легче. Последний варганист фиксируется в Новгородской губернии в 1903 году. В Европе варган сходит со сцены примерно в это же время, но тут его вытеснила губная гармоника.
У народов Советской Азии, Алтая и Севера варган пережил репрессии сталинских годов, когда его запрещали как наследие шаманизма. Возрождение началось в 1960—1970-е годы с интереса к инструменту у ученых. В Якутии это был Иван Алексеев, научный сотрудник Института языка, литературы и истории Якутского филиала Сибирского отделения Академии наук. Сейчас он является президентом Международного центра варганной музыки, расположенного в Якутске, где есть Музей хомуса народов мира. В широких массах советского народа варган стал известен благодаря творчеству певца Кола Бельды.
Все гениальное просто, можно сказать, глядя и на этот небольшой инструмент. Такой маленький, незамысловатый, а какую яркую музыку может он дарить людям, соединяя будущее и прошлое, и напоминая о традициях, которые никогда не следует забывать.
А у нас ещё есть любопытные материалы из истории вещей:
По следам экспедиции в Куйтунский район. Форма имени ребенка или подростка с окончанием на -ча в сибирской деревне употребляется и по сию пору: Кольча, Таньча, Тольча… Но чем она продиктована?
Поэт всегда шел рядом с нами. С первого класса. Конечно, в школьной программе были десятки имен известных и талантливых поэтов и писателей: Кольцов, Плещеев, Фет, Тютчев, Баратынский…
Книг так много, что часто бывает сложно решить, какую из них выбрать. Десятки жанров, тысячи авторов, разные вкусы... Пока ищешь подходящую книгу, можно получить почти высшее образование, шутят иногда книголюбы.
В связи с недавним празднованием Дня Победы над гитлеровской Германией и ее сателлитами хочу напомнить читателям, как Франция стала «победительницей» во Второй мировой войне, начавшейся 1 сентября 1939 года оккупацией Польши.
Шарль Азнавур – гениальный французский музыкант армянского происхождения. Певец, поэт и актер прожил долгую творческую жизнь, за время которой создал более 1300 композиций и сыграл в 60 кинокартинах.
«А этот самый Александр Гайдай какое-то отношение к кинорежиссеру имеет?» – на днях спросил более опытный коллега. И тогда стало ясно, что хотя бы к 105-летию со дня рождения иркутянина, Гайдая-поэта, Гайдая-журналиста следует немного напомнить землякам об этом человеке.
Крымская наступательная операция проводилась с 8 апреля по 12 мая 1944 года и закончилась освобождением Крыма. Ее проводили войска 4-го Украинского фронта и Отдельной Приморской армии во взаимодействии с Черноморским флотом и Азовской военной флотилией. В этой операции принимала участие иркутянка Вера Андриановна Чегодаева (на гражданке корреспондент по прозвищу Чижик).
Эту историю мне рассказал коллега по профессии. Он родом с Донской земли, вся его родня произошла из казачества, проживала и до сих пор проживает на Дону. А он после учебы в Москве обрел вторую родину в Сибири. Они подростками сполна хлебнули горечь немецко-фашистской оккупации.
Мое послевоенное детство прошло в маленьком заполярном поселке. Домишки были неказистые, с удобствами во дворе, воду привозили на телеге, наливая пожарным шлангом через прорубленное в стене оконце двухсотлитровые бочки, много чего еще не хватало и в скромных магазинчиках того времени. А вот разновозрастной ребятни было много. И мы, мальчишки 10-12 лет, как-то мало обращали внимание на эти неудобства.
А действительно – кто был лучшим с точки зрения Верховного главнокомандующего? Расхожая точка зрения – Жуков. Вот и Парад Победы 24 июня 1945 года принимал именно он. А командовал парадом Рокоссовский, что тоже символично – его нередко называют «вторым после Жукова». Однако львиная доля возвышения обоих полководцев (особенно Жукова) приходится на 1970-е годы и позже. А как ситуация выглядела в годы войны и первое время после Победы, пока страну возглавлял Сталин?
История – служанка политики, взгляд на прошлое, исходящий из сиюминутной конъюнктуры? Или все-таки наука, одна из сфер наших знаний, требующая точности и беспристрастности?
Философ Иммануил Кант не бывал в Иркутской области. Он практически никогда не покидал родного Калининграда, триста лет назад и до 1946 года называвшегося Кенигсбергом. Но его философские труды, его идеи шагают и по Сибири. Особенно актуально их вспомнить в апреле.
Зоя Богуславская – знаменитая российская писательница, эссеист, искусствовед и литературный критик, автор многочисленных российских и зарубежных культурных проектов, заслуженный работник культуры РФ.
На прошлой неделе побывал сразу на нескольких мероприятиях, связанных с аббревиатурами, вынесенными в заголовок, и нахлынули воспоминания. Правда, они (воспоминания) выстроились в голове в обратном порядке, нежели в заголовке. Впрочем, так и было в истории. И в жизни…
Эту историю поведал Эдуард Копица, мой знакомый, живший в северном Усть-Илимске. Водитель грузовиков и автобусов, простой и светлый человек, он очень любил природу и многое знал о ней. Увы, ушедший туда, откуда не возвращаются.
Виктор Павлович Секерин в 70-е годы заведовал кафедрой и аспирантурой на факультете иностранных языков КГПИ. Он поражал эрудицией, смелостью, раскованностью, ораторским мастерством. Сердце его не выдержало перегрузок в 58 лет. О его жизни и пойдет речь.