ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-05-02-02-24-06
Максим Галкин*, признанный в России иностранным агентом, разместил в соцсетях фотографию своей жены, Аллы Пугачевой, после душа.
-90-
Некогда суперпопулярную певицу Таню Овсиенко заподозрили в алкогольной зависимости. Поводом для этого стал её уставший вид и неуверенная походка на некоторых...
2024-04-20-16-19-40
Звезда фильма «Виват, гардемарины!» Михаил Мамаев отправился добровольцем на СВО в конце 2022 года. Там он стал военкором и собирал материал для собственного...
2024-05-04-17-39-14
Стас Михайлов довольно долго шёл к признанию и в конце концов добился статуса суперзвезды. Но как известно, у всего есть свои плюсы и минусы.
2024-04-18-18-36-18
Совсем недавно молодая супруга Евгения Петросяна Татьяна Брухунова призналась, что снова стала мамой. Судя по всему, дочь Матильда родилась 13 октября прошлого...

Корабел дядя Леня

Михаил ЮРОВСКИЙ   
24 Июля 2021 г.
Изменить размер шрифта

3 3 1

Мой друг, бутафор из ТЮЗа Леонид Бутаков собирается построить по своим чертежам лодку и заняться на пенсии путешествиями. Зачем ему это нужно и как все это будет – расскажет он сам.

Корабел дядя Леня

– За Оеком живет моя мать. Там и планирую смастерить баркас. Но сначала его нужно спроектировать, рассчитать, потом испытать и – в путь! Технология предполагает каркас, укрепленный перегородками, что обеспечит высокую технологичность данного плавсредства. Осенью и начну.

Кораблестроением Леонид Константинович решил заняться на пенсии, после окончания карьеры бутафора в Иркутском ТЮЗе. Мы живем на одной улице, давно знаем друг друга и плотно общаемся. Если надо стул там починить, холст натянуть, что-то подкрасить или подшить, я иду к дяде Лене.

Теперь у нас всегда есть лишний часок, чтобы поговорить о наших мечтах – до этого все его время съедала работа. А теперь вот появилась возможность воплотить свою мечту в дело – стать и корабелом, и путешественником.

Казалось бы, чего особенного: купи любое судно и плыви себе куда хочешь – хоть по рекам Сибири, хоть на Аляску. Но для этого мастерового человека принципиально важно, чтобы плавать по своим «морям» и непременно на судне собственного изготовления. Своя «хата» посредине своего озера – что еще может быть лучше?!

– Можно, конечно, изготовить и долбленый челн из куска цельного дерева, как это делали люди в древности, – рассуждает дядя Леня. – Но ныне в Сибири дерева нужного диаметра просто не найдешь. Ранее-то челн долбился из тополя или осины. Находили дерево нужной толщины, потом его спиливали, сушили, долбили, смолили. Целая наука! Для долбленок даже специально дерево выращивали, с внутренним пазом. Сделают распил прямо в живом дереве, вставят внутрь колышки-распорки для борта и ждут, когда такая лодка сама вырастит. Борта еще в свою очередь и перилами наращивали – для держания воды и остойчивости.

В старину, в эпоху бездорожья, – продолжает свою лекцию дядя Леня, – челн да плот были заглавными средствами передвижения по рекам. Но на всех желающих больших деревьев не хватало. Там, где строили корабли, все вчистую вырубали. К тому же изготавливать челн долго и тяжело – одна морока, да расходы и хлопоты. Шитики и струги – это уже следующий этап кораблестроения. Плетут их из корня елки – он у нее длинный и гибкий, хошь корабли плети, хошь канаты свивай…

Дядя Леня перечисляет такое количество технических приемов и хитростей при изготовлении сборно-сшитых корабликов, что не на одну лекцию для спецов кораблестроения хватит. Но для него в рассказе необходимо во что бы то ни стало соблюсти все аутентичные тонкости, чтобы не только довести суть своей мечты-задумки до случайного и благодарного слушателя, но и в своих мыслях прогнать весь путь изготовления будущего корабля.

Слушаешь его и воочию веришь, что совсем уже скоро он будет испытывать свое судно в окрестностях родового села Оек, на малой речушке с одноименным названием. А там и Ангара недалеко, и другие реки Сибири, по которым можно доплыть и до самой Аляски. А чего же не попробовать?

  • Расскажите об этом своим друзьям!