ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ

Наши горцы: им страх высоты нипочем!

Фаина Шатрова, cyrillitsa.ru   
17 Мая 2020 г.
Изменить размер шрифта

Этнографы увлеченно изучают народы, которые не страдают акрофобией – страхом высоты. Это бесстрашие сложилось у них в силу особенностей жизни, воспитания, традиций и передавалось от отца к сыну.

Им страх высоты нипочем

Чеченцы

Как пишет в книге «Шамиль: от Гимр до Медины» Б.Гаджиев, с пеленок дети горцев не страшатся высоты. Часто можно наблюдать картину, когда 2-3-летний карапуз сидит на отвесном утесе, свесив над обрывом крошечные ножки, и нисколько не опасаясь глубокого ущелья. Обычным развлечением мальчишек в чеченских селах была беготня по крышам саклей, во время которой малейшая неосторожность приводила к гибели. А еще чеченские дети смело прыгали с крыш и перемахивали с разбега через широкие канавы, учились прыгать через ямы с места и виртуозно перебегать по лежащим высоко над землей бревнам.

Русский этнограф-путешественник Евгений Марков рассказывал, что прославленный Шамиль без специального снаряжения и обуви с легкостью перепрыгивал через веревку, натянутую над головами взрослых людей на расстоянии от земли в почти 2 метра. Известно, что национальный герой народов Северного Кавказа с ребенком за спиной перемахивал через Андийское Койсу – горную реку, расстояние между берегами которой превышает 4,5 метра. А в 1832 году Шамиль совершил легендарный «полет» с 2-этажной башни высотой 9 метров.

До сих пор спорят, как Шамилю удалось уйти со скалистого утеса Ахульго от царских солдат. Одни уверены, что он прыгнул в горную Койсу. Другие – что спустился со скалы по веревке. Третьи – будто перешел по поваленному дереву на ближайший утес. Как бы то ни было, но чудесный шанс на спасение Шамиль получил благодаря бесстрашию – в том числе и перед высотой. Бесстрашию перед трудностями, которое стало национальной чертой чеченцев.

Осетины

В статье И. Кокаевой «Осетинские традиции в воспитании культуры здоровья» упоминается, что сама жизнь вынуждала осетин поддерживать тело в прекрасной физической форме и с ранних лет учиться преодолевать страх перед высотой. Например, как и многие народы, они косили сено для скотины, но из-за природных особенностей, полянки-деляночки приходилось отыскивать высоко в горах, ежедневно преодолевая подъемы и спуски длиной по 3 километра туда-обратно. Интересно, что у осетин длительная ходьба высоко в горы считалась не только прекрасным способом укрепить здоровье, но и почти единственным средством поделиться новостями с теми, кто живет в высокогорных селениях.

А вот как описывал осетинские аулы известный археолог И. Щербаков. Обустроенные на громадной высоте, на склоне горы селения «сложены» из саклей и башен, которые темнеют на фоне снежных горных шапок. Издали аул похож на груду камней, и только подошедшему вплотную к селению открываются отдельные строения и кривые улицы, заканчивающиеся тупиками. Понятно, что традиция строить дома высоко в горах также приучала осетин с малолетства не бояться глубоких ущелий, отвесных скал и стремительных горных рек на дне пропастей.

Стоит вспомнить и о былинном богатыре осетин – Батрадзе. Как повествует миф, он родился «огненным младенцем» и поочередно бесстрашно падал в семь котлов с высоты огромной башни, пока не «остыл» в последнем. Батрадз живет на небесах, откуда подобно молнии устремляется на землю, когда осетинам требуется его помощь. Каждый маленький осетин мечтал быть похожим на непобедимого Батрадза и, также как он, бесстрашно бросаться на помощь родным, находясь высоко в горах.

Дагестанцы

Научиться преодолевать различные виды страхов, в том числе и акрофобию, были призваны игры-состязания у народов Дагестана. Так, для выработки бесстрашия дети тренировались удерживать равновесие при переходе по камням через горные реки. Важно было рассчитать прыжки так, чтобы не свалиться в воду. Оступиться означало погибнуть, поэтому тренировки велись регулярно и до тех пор, пока юный дагестанец успешно не преодолевал препятствие.

Популярной игрой было лазание – на крышу сакли, на каменную высокую ограду, на огромное дерево. Для самых ловких и смелых по праздниках вывешивали толстую веревку, смазанную бараньим жиром, по которой только самый бесстрашный умудрялся забраться на самую высоту. Удерживать равновесие мальчики учились при помощи простого упражнения – они вставали вниз головой, опираясь только на ладони или локти. После длительных тренировок многие могли в таком положении «ходить» так, словно шагали на ногах.

Одним из древнейших искусств народов Дагестана было канатохождение. Как пишут А. и Т. Гаджиагаевы в статье «Традиционные игры народов Дагестана и их роль в физическом и нравственном воспитании школьников, особенно искусными «небесными акробатами» были жители дагестанского селения Цовкра. Неслучайно именно там днем рождения мальчика считался не день его появления на свет, а день, когда он впервые проходил по канату. В Дагестане и сегодня проводятся соревнования по хождению по опоре, которая имеет ограниченную площадь поверхности и расположена высоко над землей – бревно, жердь, канат.

Чем меньше фобий, в том числе и по отношению к высоте, тем существовать, скорее всего, проще. Но видеть и осознавать опасности и не идти на необдуманные риски все же необходимо. Боится человек высоты или нет, он все равно хочет жить, а не упасть с горной вершины и получить увечья или вообще стать жертвой своего беспечного бесстрашия.

А у нас еще есть любопытные публикации, созвучные с темой:

По инф. cyrillitsa.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • Полководцы Великой войны: рейтинг от Сталина
    А действительно – кто был лучшим с точки зрения Верховного главнокомандующего? Расхожая точка зрения – Жуков. Вот и Парад Победы 24 июня 1945 года принимал именно он. А командовал парадом Рокоссовский, что тоже символично – его нередко называют «вторым после Жукова». Однако львиная доля возвышения обоих полководцев (особенно Жукова) приходится на 1970-е годы и позже. А как ситуация выглядела в годы войны и первое время после Победы, пока страну возглавлял Сталин?
  • Правда о Победе
    История – служанка политики, взгляд на прошлое, исходящий из сиюминутной конъюнктуры? Или все-таки наука, одна из сфер наших знаний, требующая точности и беспристрастности?
  • «А иначе зачем на земле этой вечной живу?»
    К 100-летию со дня рождения Булата Окуджавы и Юлии Друниной.
  • Люди доброй воли Иммануила Канта
    Философ Иммануил Кант не бывал в Иркутской области. Он практически никогда не покидал родного Калининграда, триста лет назад и до 1946 года называвшегося Кенигсбергом. Но его философские труды, его идеи шагают и по Сибири. Особенно актуально их вспомнить в апреле.
  • Золотой век Зои Богуславской
    Зоя Богуславская – знаменитая российская писательница, эссеист, искусствовед и литературный критик, автор многочисленных российских и зарубежных культурных проектов, заслуженный работник культуры РФ.
  • БАМ – ССО – ВЛКСМ
    На прошлой неделе побывал сразу на нескольких мероприятиях, связанных с аббревиатурами, вынесенными в заголовок, и нахлынули воспоминания. Правда, они (воспоминания) выстроились в голове в обратном порядке, нежели в заголовке. Впрочем, так и было в истории. И в жизни…
  • Чутье. Рассказ Владислава Огаркова
    Эту историю поведал Эдуард Копица, мой знакомый, живший в северном Усть-Илимске. Водитель грузовиков и автобусов, простой и светлый человек, он очень любил природу и многое знал о ней. Увы, ушедший туда, откуда не возвращаются.
  • День Победы: страницы жизни Виктора Секерина
    Виктор Павлович Секерин в 70-е годы заведовал кафедрой и аспирантурой на факультете иностранных языков КГПИ. Он поражал эрудицией, смелостью, раскованностью, ораторским мастерством. Сердце его не выдержало перегрузок в 58 лет. О его жизни и пойдет речь.
  • Защитники, или Воспоминания новоявленного бравого солдата Швейка о превратностях воинской службы
    Почти вся история человечества прошла в войнах и вооруженных конфликтах. Причин тому множество, всех их и не перечислить, да и такой задачи автор не ставит. Куда интереснее вопрос о роли подготовки военных кадров для успешной защиты Отечества. Автору на примерах своей биографии представилась возможность рассказать, как его в очень давнюю эпоху готовили защищать свою страну. И первым моим рассказом будет повествование о начале моей воинской «карьеры» в послевоенной Одессе. Александр Табачник
  • Не судьба?
    Судьба некоторых книг складывается словно по драматическому сюжету. Недавно мне довелось ознакомиться с повестью Г.П. Баранова «Злой Хатиман. Записки военного разведчика», которая могла прийти к читателям ещё в конце 80-­х. Но не пришла. И вот тут интересно разобраться – почему...
  • Фронтовик, писатель, гражданин: сто лет Виктору Астафьеву
    1 мая исполнится 100 лет со дня рождения Виктора Астафьева
  • Какой была в СССР бытовая техника
    Президент Владимир Путин сказал, что «в СССР выпускали одни галоши». Такое высказывание задело многих: не одними галошами был богат Советский союз, чего стоила бытовая техника!
  • 90-е: лихие или бурные?
    «Эта песня хороша – начинай сначала!» – пожалуй, это и о теме 1990-х годов: набившей оскомину, однако так и не раскрытой до конца.
  • «…Я знаю о своем невероятном совершенстве»: памяти Владимира Набокова
    Владимир Набоков родился в Петербурге 22 апреля (10 апреля по старому стилю) 1899 года, однако отмечал свой день рождения 23-го числа. Такая путаница произошла из-за расхождения между датами старого и нового стиля – в начале XX века разница была не 12, а 13 дней.
  • «Помогите!». Рассказ Андрея Хромовских
    Пассажирка стрекочет неумолчно, словно кузнечик на лугу:
  • «Он, наверное, и сам кот»: Юрий Куклачев
    Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола (1980).
  • Эпоха Жилкиной
    Елена Викторовна Жилкина родилась в селе Лиственичное (пос. Листвянка) в 1902 г. Окончила Иркутский государственный университет, работала учителем в с. Хилок Читинской области, затем в Иркутске.
  • «Открывала, окрыляла, поддерживала»: памяти Натальи Крымовой
    Продолжаем публикации к Международному дню театра, который отмечался 27 марта с 1961 года.
  • Казалось бы, мелочь – всего один день
    Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой год.
  • Так что же мы строим? Будущее невозможно без осмысления настоящего
    В ушедшем году все мы отметили юбилейную дату: 30-ю годовщину образования государства Российская Федерация. Было создано государство с новым общественно-политическим строем, название которому «капитализм». Что это за строй?