"(...) Кладбища созданы для мертвых или живых? Должны ли они оставаться местами созерцания, предназначенными для траура, или там можно также устраивать праздник жизни? Агентство общественного здравоохранения в Стокгольме публикует данные о жертвах Covid-19 со вторника по пятницу, и в обществе никогда еще так не ощущалось присутствие смерти", - пишет корреспондент Le Monde Анна-Франсуаза Ивер.
"(...) Из-за глобального потепления мягкий пушистый снег в шведской столице выпадает все реже. Поэтому стокгольмцев охватил ажиотаж, когда их город, наконец, покрылся толстым снежным покровом. Родители, отчаянно пытавшиеся чем-то занять своих малышей, лишенных бассейна, кинотеатра или музея, вытащили санки. Затем они отправились на лучшие склоны, имеющиеся в Стокгольме. В южном пригороде Энскеде находится уникальное место - огромное кладбище Скугсчюркогорден ("лесное кладбище"). Спроектированное модернистскими архитекторами Гуннаром Асплундом и Сигурдом Леверенцем кладбище простирается на 102 гектара, в нем чередуются огромные лужайки, леса и склоны холмов, под сенью которых укрываются 100 тыс. могил. С 1994 года кладбище Скугсчюркогорде занесено в список Всемирного наследия ЮНЕСКО и является одной из туристических достопримечательностей столицы", - говорится в статье.
"Уже третий уикенд эти места стали напоминать снежные горы. На склонах, в непосредственной близости от крематория, десятки детей вволю наслаждаются снегом, поощряемые своими родителями, которые терпеливо поднимают пластиковые санки, прежде чем их дети с громкими криками снова спускаются к расположенному внизу большому кресту", - описывает журналистка.
"(...) Женщина, которая приехала научить сына кататься на лыжах, говорит, что неподалеку похоронен ее дедушка, и что он был бы "счастлив" при виде того, как его правнуки так весело проводят время. Отец упоминает о принципе "взаимного уважения" - подразумевается, что семьи, которые катаются на санках неподалеку от покойных, посещают могилу, и наоборот", - отмечает автор статьи.
"Переданный в тот же вечер по телевидению репортаж вызвал скандал. Епископ Стокгольма вмешался, чтобы потребовать "уважения к семьям, родственники которых похоронены" на кладбище. В социальных сетях воспламенились обитатели интернета", - пишет Le Monde.
"(...) Уже в июне администратор кладбища Катарина, расположенного в центре Стокгольма, был шокирован при виде того, как люди выгуливают своих собак без поводка или загорают на лужайке с обнаженной грудью рядом с могилами "детей, погибших во время цунами [в 2004 году, когда погибли 543 шведа] и жертв крушения парома "Эстония" [в 1994 году, когда погиб 501 шведский гражданин]".
"В середине января взялся за перо историк Дик Харрисон, обозреватель консервативной ежедневной газеты Svenska Dagbladet. "Проблема катания на санках пробудила многовековую дискуссию", - написал он. Еще в 1222 году Церковь тщетно пыталась запретить танцы, игры, драму и драки на кладбищах. Он вспоминает, что празднества прекратились только в "эпоху после Реформации, пропитанную пуританством и государственной моралью".
"(...) Один читатель выражает свой гнев в письме, опубликованном в ежедневной газете Dagens Nyheter. По его мнению, "катание на санках по кладбищам свидетельствует об упадке нашего общества". С ним соглашается обозреватель Катта Нойдинг на сайте журнала Axess : "Забавно, что те же самые люди, которые думают, что они приносят счастье на кладбище, на самом деле раскрывают одну из самых отвратительных черт нашего времени".
"В консервативном интернет-издании Bulletin полемистка Анна-Карин Виндхамн рассматривает это как "проявление эгоизма" со стороны родителей. Она указывает на лыжников, которых видели на месте бывшего концлагеря Бухенвальд в Германии, и задается вопросом об отсутствии памяти: "Когда мы понимаем историю и заряженность какой-либо местности или контекста, то это влияет на то, как мы ведем себя в таком месте".
"Но находятся и те, кто пытается смягчить обстановку, - сообщает Ивер. - Например, полемист Виктор Мальм в газете Expressen призывает проявить "прагматизм": в городе исчезают зеленые зоны. Почему бы не найти новые функции для оставшихся, например, для кладбищ? Священник и писатель Кент Висти продвигает в Facebook идею "места встречи". Но он считает, что дебаты следует отложить, потому что "сейчас слишком много эмоций, чтобы это обсуждение стало плодотворным".
Говорят, что в обществе прослеживается тенденция на отрицание смерти. Как будто «костлявой» нет и в помине. Наверное, для сохранения душевного равновесия это и хорошо, а вот для человеческой памяти? Думается, все-таки существует грань, за которую переступать в таких щепетильных вопросах не следует. «Порадовать» усопшего дедушку, что рядом внук катается с горки и у него все хорошо? А что сказать матери, которая похоронила дитя? Тоже, что жизнь продолжается?
А действительно – кто был лучшим с точки зрения Верховного главнокомандующего? Расхожая точка зрения – Жуков. Вот и Парад Победы 24 июня 1945 года принимал именно он. А командовал парадом Рокоссовский, что тоже символично – его нередко называют «вторым после Жукова». Однако львиная доля возвышения обоих полководцев (особенно Жукова) приходится на 1970-е годы и позже. А как ситуация выглядела в годы войны и первое время после Победы, пока страну возглавлял Сталин?
История – служанка политики, взгляд на прошлое, исходящий из сиюминутной конъюнктуры? Или все-таки наука, одна из сфер наших знаний, требующая точности и беспристрастности?
Философ Иммануил Кант не бывал в Иркутской области. Он практически никогда не покидал родного Калининграда, триста лет назад и до 1946 года называвшегося Кенигсбергом. Но его философские труды, его идеи шагают и по Сибири. Особенно актуально их вспомнить в апреле.
Зоя Богуславская – знаменитая российская писательница, эссеист, искусствовед и литературный критик, автор многочисленных российских и зарубежных культурных проектов, заслуженный работник культуры РФ.
На прошлой неделе побывал сразу на нескольких мероприятиях, связанных с аббревиатурами, вынесенными в заголовок, и нахлынули воспоминания. Правда, они (воспоминания) выстроились в голове в обратном порядке, нежели в заголовке. Впрочем, так и было в истории. И в жизни…
Эту историю поведал Эдуард Копица, мой знакомый, живший в северном Усть-Илимске. Водитель грузовиков и автобусов, простой и светлый человек, он очень любил природу и многое знал о ней. Увы, ушедший туда, откуда не возвращаются.
Виктор Павлович Секерин в 70-е годы заведовал кафедрой и аспирантурой на факультете иностранных языков КГПИ. Он поражал эрудицией, смелостью, раскованностью, ораторским мастерством. Сердце его не выдержало перегрузок в 58 лет. О его жизни и пойдет речь.
Почти вся история человечества прошла в войнах и вооруженных конфликтах. Причин тому множество, всех их и не перечислить, да и такой задачи автор не ставит. Куда интереснее вопрос о роли подготовки военных кадров для успешной защиты Отечества. Автору на примерах своей биографии представилась возможность рассказать, как его в очень давнюю эпоху готовили защищать свою страну. И первым моим рассказом будет повествование о начале моей воинской «карьеры» в послевоенной Одессе. Александр Табачник
Судьба некоторых книг складывается словно по драматическому сюжету. Недавно мне довелось ознакомиться с повестью Г.П. Баранова «Злой Хатиман. Записки военного разведчика», которая могла прийти к читателям ещё в конце 80-х. Но не пришла. И вот тут интересно разобраться – почему...
Президент Владимир Путин сказал, что «в СССР выпускали одни галоши». Такое высказывание задело многих: не одними галошами был богат Советский союз, чего стоила бытовая техника!
Владимир Набоков родился в Петербурге 22 апреля (10 апреля по старому стилю) 1899 года, однако отмечал свой день рождения 23-го числа. Такая путаница произошла из-за расхождения между датами старого и нового стиля – в начале XX века разница была не 12, а 13 дней.
Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола (1980).
Елена Викторовна Жилкина родилась в селе Лиственичное (пос. Листвянка) в 1902 г. Окончила Иркутский государственный университет, работала учителем в с. Хилок Читинской области, затем в Иркутске.
Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой год.
В ушедшем году все мы отметили юбилейную дату: 30-ю годовщину образования государства Российская Федерация. Было создано государство с новым общественно-политическим строем, название которому «капитализм». Что это за строй?