ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-03-29-03-08-37
16 марта исполнилось 140 лет со дня рождения русского писателя-фантаста Александра Беляева (1884–1942).
2024-03-29-04-19-10
В ушедшем году все мы отметили юбилейную дату: 30-ю годовщину образования государства Российская Федерация. Было создано государство с новым общественно-политическим строем, название которому «капитализм». Что это за...
2024-04-12-01-26-10
Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой...
2024-04-04-05-50-54
Продолжаем публикации к Международному дню театра, который отмечался 27 марта с 1961 года.
2024-04-11-04-54-52
Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола...

Три великих Иннокентия

26 Апреля 2019 г.
Изменить размер шрифта

Во многих городах нашей страны аэропортам дали имена, увековечив ещё раз своих великих граждан. Помним и мы, что в Иркутске проживали и прославили наш город три Иннокентия – Кульчицкий, Ангинский и Сибиряков. Позволю себе в сжатой форме напомнить о каждом из них. Не побоюсь назвать этих людей столпами отечества и нашего города, в частности.

Три великих Иннокентия

(слева направо) Иннокентий Кульчицкий, Иннокентий Ангинский (Вениаминов), Иннокентий Сибиряков

Иннокентий Кульчицкий – светлая личность Сибири

На левом берегу Ангары, в пяти верстах от Иркутска, на заметном возвышении как бы смотрит на город, красуется Вознесенский монастырь со своими золотыми крестами и главами. В нём открыто почивает в нетлении, благоухая, прославленный чудотворениями святитель Иннокентий в великолепной серебряной раке.

Мощи святителя были открыты 19 января 1805 года; 16 февраля того же года перенесли их в соборную церковь Вознесенской обители, и открыто почивали они там в серебряной раке. В 1921 году мощи были вскрыты и позднее вывезены из храма. Повторно они были найдены в 1990 году далеко от Иркутска, в одном из подсобных помещений ярославской церкви Николы Надеина, но сейчас они вновь находятся в Знаменском монастыре Иркутска. Святитель, Петром Первым направленный, но так и не попавший в Китай в 1720-е годы, и ныне стоит на страже земли Иркутской. И высшим Промыслом предопределено ему и в будущем защищать нас от набирающего силу огромного Китая.

В августе 1727 года был получен указ Синода о назначении святителя правящим епископом новой Иркутской епархии. Здесь святитель неутомимо работал почти четыре года. Ему пришлось не только приводить церковные дела в порядок, но иногда всё создавать вновь. Первым шагом в его деятельности было обозрение своей обширной епархии. Состояние паствы и духовенства было далеко не утешительным. Жители епархии были чрезвычайно грубы и преданы различным порокам, и преосвященный Иннокентий приложил много труда, чтобы изжить варварскую грубость и заставить свою паству соблюдать хотя бы важнейшие заповеди.

Именно святитель Иннокентий первый заложил в Сибири основы школьного образования. Этот факт признают сейчас многие исследователи: учёные историки, литературоведы и краеведы. Святителю Иннокентию мы обязаны появлением систематического образования, которое основывалось на принципах семейного воспитания, привития духовности и обучения, а также интеллектуального развития, что происходило одновременно.

Святитель был основателем русско-монгольской или, как тогда говорили, мунгальской духовной школы. Здесь дети не только учились, но и жили. И этот опыт был продолжен и в дальнейшем принёс много ценных плодов.

Святитель Иннокентий устроил школу для подготовки священников, открыл много новых церквей. Изыскивал средства для обеспечения их и монастырей. Ходатайствовал, чтобы в вотчинах монастырей уничтожены были винные откупа, чтобы духовенство освобождено было от незаконных поборов, урегулировал торговлю церковными свечами. Но со стороны властей он мало находил поддержки.

Упорно боролся он с пьянством – «От пьянства только ссоры и прекословия бывают, бесстыдство и в словах неудержание». Это цитата из проповеди святителя. Красноречивыми доводами во всех своих поучениях он отвращал людей от этого порока. Кроме увещеваний святитель сделал распоряжение, чтобы опившиеся и вообще умершие вследствие невоздержания были лишены христианского погребения. Их отвозили за город и там зарывали как самоубийц.

Он старался об умножении церквей, а если где-то нельзя было строить их, там он приказывал открывать часовни или молитвенные дома.

Заботясь о христианских жителях своей епархии, святитель не упускал в то же время из вида и иноверных её обитателей – бурят. Тысячи язычников приняли святое крещение.

Радея о духовной пользе пасомых, он основал в Иркутске славяно-русскую школу, нашёл для неё хороших учителей и собрал 35 учеников, что в тогдашнее невежественное время было чрезвычайно трудно.

Уже с 1727 года во время своего управления епархией святитель Иннокентий заложил основание всему доброму и святому для процветания епархии в будущем. И архиерейский приказ, и русско-монгольская школа, и церковное проповедничество, и забота о повышении нравственного состояния духовенства, и защита его перед властями, правосудие и милость – всё это лишь слабая попытка рассказать о великом просветителе Иркутского края – угоднике Божием Иннокентии.

Иннокентий Ангинский (Вениаминов) – миссионер-пророк

Один из историков миссионерства И. Глацик так о нём сказал: «Аляска и Алеуты, Камчатка и Курилы, Восточная Сибирь от Лены до Берингова моря и российский Дальний Восток севернее Амура и восточнее Уссури до Японского моря – вот арена трудов, без сомнения, величайшего миссионера, которого когда-либо произвела Русская православная церковь».

В селе Анга Качугского района Иркутской области домом, где жил в детские годы святитель Иннокентий (Вениаминов), до недавнего времени никто не интересовался. Но в конце 1980-х годов приехали американцы. Предлагали за хорошие деньги раскатать дом и по брёвнышку увезти в Америку. Именно тогда Иркутская епархия приняла решение его восстановить. Был создан национальный проект «Путь святителя Иннокентия». Проект был благословлён Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом и одобрен президентом России. Он вошёл в федеральную программу «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России».

Во время управления епархией святитель Иннокентий практически непрерывно путешествовал по обширным владениям своим или морем, или на собаках. Преодолевал по пять тысяч вёрст, находясь в пути порой более месяца под открытым небом. Терпел множество трудностей. Он строил храмы, крестил иноверцев, открывал для них школы. Этим и прославил святую Русь.

В двух словах о величайшем нашем земляке не скажешь – круг его деятельности был необъятен. В одном лице он ремесленник и художник, лингвист и естествоиспытатель, учитель и наставник. Но в прессе только в 2016 году стали более или менее широко рассказывать о нём. Как будто проснулась Россия и поняла, какого сына она породила! В 2016 же году, в рамках фестиваля «Сияние России», в Иркутске и на московских театральных площадках прошёл спектакль нашего земляка Валерия Хайрюзова «Иннокентий». Успех был огромным.

В 2017 году исполнилось 220 лет со дня рождения и 40 лет канонизации святителя Иннокентия Вениаминова, который остро чувствовал потребности настоящего и будущего времени и всех грядущих обстоятельств. Строил церкви, учреждал миссии, училища, переводил книги священного писания, составлял словари. Список его опубликованных работ весьма обширен. В большинстве из них изложены его прогрессивные взгляды на обучение и воспитание детей. Не переставал он заботиться о народном образовании и в стране, и во всех миссиях, чётко указывал в заметках, книгах, проповедях лёгкий и дешёвый способ обучения детей от самого младшего возраста. И рассказывал, какими должны быть сами учителя – умными и добрыми.

Им был собран большой капитал на учреждение стипендии его имени для поддержания и обучения девушек духовного звания. И это лишь малая толика того, что совершил в деле просвещения и воспитания многочисленных народов наш знаменитый земляк – святитель Иннокентий.

Интересы Российского государства святитель отстаивал постоянно. При его содействии окончательно была определена граница с Китаем. Амур был присоединён к России. Правительство высоко оценило этот труд. Иннокентию предоставлено было право назвать город, основанный на берегах Амура, и он назвал его Благовещенск – память о Благовещенской церкви Иркутска, где святитель начинал своё служение.

Память Святителя Иннокентия увековечена потомками:

– именем его назван самый высокий вулкан полуострова Аляска;

– в Благовещенске установлен памятник;

– в Якутске на территории Якутского государственного музея в 1997 году в память двухсотлетия со дня его рождения построена часовня, установлен памятник;

– теплоход «Сибирский» Ленского объединённого речного пароходства переименован и носит имя «Святитель Иннокентий»;

– в Южно-Сахалинске построен храм Святителя Иннокентия;

– в Иркутске в честь святителя назван мост «Иннокентьевский»;

– Валерий Хайрюзов, наш иркутский литератор, написал пьесу «Иннокентий»;

– в селе Анга Качугского района Иркутской области, в доме, где жил в детские годы святитель Иннокентий (Вениаминов), сейчас располагается музей; рядом возведён храм.

Иннокентий Сибиряков – просвещённый благотворитель

«Всей своей пламенно любящей душой... всем своим имуществом и положением и, наконец, даже самой своей фамилией он был связан неразрывно с Сибирью, которую он так любил и для которой он столько сделал добра, что память о нём останется... у миллионов сибиряков», – так писал в 1910 году журнал «Приходское чтение» о Сибирякове. – «Сибирь в своём процветании обязана ему....»

Иннокентий Михайлович Сибиряков (1860 – 1901) – известный общественный деятель России и щедрый благотворитель. Весь свой капитал он употребил на поддержку отечественного образования, науки и культуры, строительство и содержание храмов и монастырей Русской православной церкви и Афона, на оказание помощи обездоленным, особенно детям-сиротам, нуждающимся студентам и престарелым людям.

Родился Иннокентий Сибиряков 30 октября (по церковному календарю) 1860 года в Иркутске. Родители дали ему имя первого епископа Иркутского святителя Иннокентия. Благотворитель принадлежал к роду Сибиряковых – одной из самых древних, богатых и влиятельных купеческих династий Сибири, основанной выходцем из крестьян Устюжского уезда Архангелогородской губернии Афанасием Сибиряковым ещё в конце XVII века.

Отец Иннокентия, Михаил Александрович Сибиряков, и его супруга Варвара Константиновна (в девичестве Трапезникова) имели шестерых детей – трёх сыновей и трёх дочерей. Иннокентий был предпоследним ребёнком в семье. Современники отмечали его глубокое уважение к родителям, к старшим по возрасту и званию, которое он вынес из родительского дома. Такое отношение было типичным для иркутянина XIX века.

Усвоенные в детстве и отрочестве уроки доброты остаются с человеком на всю жизнь, поэтому неудивительно, что многие воспринимали Иннокентия Михайловича как человека редкой души. Жизнь его от «младых ногтей» и до кончины была отдана добродеятельному служению ближним. Ему не были чужды и интересы Отечества, вслед за передовой частью русского купечества он вникал в разные стороны жизни России, причём не только хозяйственного направления. Вырос он истинно русским человеком, патриотом. В семь лет остался без матери, а в четырнадцать – без отца, получив огромное состояние при вступлении в юношеский возраст. В середине 70-х годов юноша прибывает в столицу Российской империи и поступает в частную гимназию.

В гимназии много лет он собирал библиотеку по Сибири, был инициатором или участником создания библиотек во многих других сибирских городах и на золотых приисках. Именно в стенах частной гимназии и было положено Иннокентием Сибиряковым начало многолетней благотворительной деятельности. Не прошло мимо сознания и сердца Иннокентия и событие, связанное с большим иркутским пожаром 1879 года, когда сгорела богадельня, устроенная отцом для престарелых и инвалидов. Братья Сибиряковы – Александр, Константин и Иннокентий за два года полностью восстановили её, а И. М. Сибиряков долгие годы оставался попечителем богадельни имени отца. В студенческие годы он становится активным членом сибирского землячества, а в двадцать три года – пожизненным членом доставления средств Высшим женским курсам. В 1884 году, когда в столице России основывается Общество содействия учащимся в Санкт-Петербурге сибирякам, его избирают членом распорядительного комитета, затем членом Восточно-Сибирского отдела Императорского Русского географического обществе. С молодых лет Иннокентий Михайлович был пожизненным членом Санкт-Петербургского общества попечения о бедных и больных детях, имел членство в ряде других общественных организаций и учреждений России, например, в «Обществе содействия физическому развитию», зародившемуся в 1893 году. За этим перечислением стоят крупные пожертвования его на многие общественно полезные дела и проекты.

Сибиряков часто жертвовал деньги для поддержания деятельности Восточно-Сибирского отдела Императорского Русского географического общества. Так, он выделил 10 тысяч рублей на экспедицию Г. Н. Потанина.

Ежегодно вносил он крупные пожертвования на обучение талантливой молодёжи из Сибири, приезжавшей в столицу в поисках знаний. Сибиряки поступали учиться в университет, на Высшие женские курсы и в другие учебные заведения. Он помогал своим землякам не только получить образование, но и обустроить свою жизнь.

В печати того времени неоднократно отмечалось «особое внимание, которое уделял Сибиряков проектам, способствующим просвещению его родного края – Сибири. Он не жалел средств и щедро оделял нуждающихся, жертвовал крупные суммы на поощрение научных работ по исследованию своей родины и её населения...» Он первым стал бескорыстно вкладывать свои капиталы в строительство школ, музеев и библиотек. Хотел видеть каждого сибиряка грамотным, работящим, совестливым.

Не забывал Иннокентий Михайлович и о родном Иркутске, получившем от него в дар библиотеку С. С. Шашкова – историка, публициста и общественного деятеля Сибири. Собрание включало 298 томов на русском, английском, немецком и французском языках. Это были книги по истории литературы, общей и русской истории, истории цивилизации, по юридическим вопросам. Библиотеку С. С. Шашкова известный меценат выкупил у его вдовы.

Немалые средства Иннокентий Сибиряков потратил на издание научных трудов и литературных произведений, связанных с Сибирью. В 1886 году он издаёт «Историческое обозрение Сибири» П. А. Словцова в двух томах. В том же году на пожертвования был издан сборник стихотворений «Сибирские мотивы» в пользу семьи поэта-сибиряка И. В. Омулевского (Фёдорова). Через два года он издал книги, содержание которых отражало положение дел на золотых приисках Сибири.

Хотя в свои молодые годы Сибиряков тратил средства в основном на образовательные, культурные и научные цели, нельзя не сказать и о том, что он выделил значительную сумму на устройство и благоукрашение в Иркутске церкви в честь преподобного Михаила Клопского в богадельне имени М. А. Сибирякова, а также на строительство в родном городе храма Казанской иконы Божией Матери, который сооружался в течение нескольких лет попечением его старшего брата Александра.

Благотворитель кипами получал письма с просьбой о материальной помощи. Бывали дни, когда Иннокентий Михайлович принимал до четырёхсот человек, и никто «не уходил от него тощ». У него почти не оставалось личного времени.

В начале 90-х годов активная благотворительная деятельность выходит на новый уровень, значимость его пожертвований в отечественную науку и культуру ещё более возрастает. Был пристроен один из залов музея Восточно-Сибирского отдела Русского географического общества, который получил название Сибиряковский. Под названием Сибиряковской вошла в историю и этнографическая экспедиция в Якутию – последняя из организованных на пожертвования благотворителя. Один из самых крупных вкладов (30 тысяч рублей) внёс И. М. Сибиряков на строительство нового, каменного театра в Иркутске (вместо деревянного, сгоревшего в начале 90-х годов XIX века).

Лучшим памятником Иннокентию Сибирякову являются не только благодарные строки его современников, но и плоды его благодеяний. Много полезных дел совершил он и в миру, и в монастыре.

(В 1894 году Иннокентий Михайлович решает стать монахом и уходит жить на Старо-Афонское подворье в Санкт-Петербурге. В 1898 отправляется на Святой Афон. Там монах Иоанн (Сибиряков) принял постриг в великий ангельский чин – святую схиму – с именем Иннокентий в честь святителя Иннокентия Иркутского.)

Много оставил он после себя адресов своей благотворительности. Одни из них развились в крупные культурные, научные образовательные центры, другие сохраняются в зданиях, построенных на его пожертвования. Достаточно перечислить хотя бы известные храмы и приделы, устроенные в честь своего тезоименитого святого. Это и церковь при больничном корпусе в Свято-Андреевском скиту, и придел в соборе апостола Андрея Первозванного на Афоне, придел в храме Александра Невского при Первом реальном училище Санкт-Петербурга, и церковь Святителя Иннокентия в селе Омолой на реке Лене, и храм во имя Иннокентия Иркутского в Свято-Троицком Николо-Уссурийском монастыре и др.

Сегодня благодаря Иннокентию Сибирякову «русские, позабывшие свою Русь, начинают её вспоминать». И эта память обретается не только в современной России, но приходит и с Афона, из Греции и из других стран.

***

В честь этих великих Иннокентиев – земляков наших – можно, без всякого сомнения, назвать иркутский аэропорт Иннокентьевским.

Использованы материалы из книги Т. Шороховой «Благотворитель Иннокентий Сибиряков»

  • Расскажите об этом своим друзьям!