ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-04-04-09-35-17
Пассажирка стрекочет неумолчно, словно кузнечик на лугу:
2024-04-18-05-38-49
Владимир Набоков родился в Петербурге 22 апреля (10 апреля по старому стилю) 1899 года, однако отмечал свой день рождения 23-го числа. Такая путаница произошла из-за расхождения между датами старого и нового стиля – в начале XX века разница была не 12, а 13...
90-
«Эта песня хороша – начинай сначала!» – пожалуй, это и о теме 1990-х годов: набившей оскомину, однако так и не раскрытой до конца.
2024-04-25-13-26-41
Президент Владимир Путин сказал, что «в СССР выпускали одни галоши». Такое высказывание задело многих: не одними галошами был богат Советский союз, чего стоила бытовая...
2024-04-25-11-55-09
1 мая исполнится 100 лет со дня рождения Виктора Астафьева

«Любим - не любим»: как управляется наше отношение к США?

Изменить размер шрифта

Впервые за последние шесть лет в России количество людей, положительно относящихся к США, превысило число тех, кто относится к ней отрицательно. Таковы данные социологического исследования, которые «Левада-центр» опубликовал во вторник.

Почему в России снова полюбили Америку

  • 47% опрошенных заявили, что относятся к Соединенным Штатам «очень хорошо» или «в основном хорошо», в то время как ответы «в основном плохо» и «очень плохо» выбрали только 40%. Не определились с ответом 13% опрошенных. Похожий результат последний раз был зафиксирован в декабре 2013 года — тогда о позитивном отношении у США заявили 48% опрошенных, а о негативном 37%, не определились с ответом 15%.
  • Опрос был проведен 21 — 27 ноября 2019 года по репрезентативной всероссийской выборке городского и сельского населения. Было опрошено 1616 человек в возрасте от 18 лет и старше в 137 населенных пунктах 50 субъектов РФ. Исследование проводилось на дому у респондентов методом личного интервью.

Важно отметить, что подобные опросы, в которых замеряется отношение россиян к разным странам, «Левада-центр» проводит с 1990 года, то есть уже почти 30 лет. Наиболее показательно, конечно, отношение к США — бывшему и нынешнему главному геостратегическому противнику СССР и современной России. Данные за 29 лет любой желающий может увидеть в динамике, что особенно ценно.

Цифры, публикуемые «Левада-центром», убедительно показывают, что отношение в России к Соединенным Штатам это четкий индикатор «генеральной линии партии». Самое любопытное, что если суммировать данные, то большинство опросов на эту тему показывают, что россияне относятся к Америке по большей части позитивно. Времена же, когда отношение к США с хорошего менялось на плохое, четко привязаны к изменению информационной повестки власти и ее «телевизора», исполняющего в России еще с позднесоветских времен роль главного «пропагандиста и агитатора».

Конечно, сегодня роль интернета как источника информации значительно выросла. Так, по данным того же «Левада-центра» за ноябрь 2019 года, ежедневно выходят в интернет 65% опрошенных, в то время как еще 14% используют всемирную сеть от одного до нескольких раз в неделю. Телевидение же согласно опросу ФОМ, проведенному в августе 2019, ежедневно или три-пять раз в неделю смотрят 64% респондентов, а еще 12% заявили, что смотрят телепрограммы один-два раза в неделю.

Иными словами, сегодня число пользователей интернета в России практически сравнялось с количеством тех, кто по старинке основную информацию черпает из телевизора или даже несколько превзошло телеаудиторию. Однако ТВ продолжает оставаться главным источником сведений для тех россиян, которые интересуются общественно-политической тематикой. Согласно указанному выше опросу ФОМ, таковых сегодня все еще 85%, причем эту самую общественно политическую информацию они получают главным образом из четырех федеральных телеканалов.

Соответственно, прослеживается довольно четкая закономерность — перемены в отношении россиян к Америке зависят от пропагандистских компаний, проводимых российской властью с помощью ее «приводных ремней» — федеральных телеканалов — в связи с теми или иными событиями российской и международной повестки дня. Причем сам масштаб и скорость скачков общественного мнения (они происходят в считанные месяцы) говорят о его непосредственной привязке к тому, что обрушивается из телевизора на головы российского обывателя.

  • Например, в ноябре 2006 года «хорошо» относились к Америке 56% респондентов, в то время как «плохо» только 32%. Но буквально через четыре месяца, в марте 2007 года, результаты такого же опроса были уже совсем другими — большинство (47%) заявили о «плохом» отношении к США, в то время как «хорошо» продолжали относиться к нашему «геостратегическому» противнику всего 44%.

Что же произошло за эти четыре месяца, за которые большинство россиян так резко переменили свое мнение об Америке? В феврале 2007 года Владимир Путин выступил со своей знаменитой «мюнхенской речью», которую многие наблюдатели считают поворотной в его политике по отношению к Западу вообще и Соединенным Штатам в особенности. «НАТО выдвигает свои передовые силы к нашим государственным границам», — провозгласил тогда российский лидер.

Однако еще через четыре месяца, после того, как грозная антиамериканская и антинатовская риторика российского нацлидера и его СМИ сошла на нет, опрос «Левада-центра» вновь показал рост симпатий к Америке в российском обществе. В июле 2007-го уже 52% опрошенных высказались о своем хорошем отношении к этой стране, в то время как плохо продолжали относиться к ней всего 38% респондентов.

Следующий скачок антиамериканских настроений в российском обществе произошел в сентябре 2008 года, на волне августовской войны с Грузией, которую пропагандистская машина Кремля по обыкновению объяснила тогда американскими происками. Но уже через год, в 2009-м, положительные настроения в отношении США в российском обществе снова вернулись. Кардинальное и длительное их изменение в сторону негатива произошли в 2014 году и продержался этот приступ антиамериканизма, как было отмечено выше, шесть лет.

Однако без длительной и мощной подпитки сверху эти настроения в российском обществе долго не живут. В конце концов, мы смотрим американское кино, пользуемся продукцией американских IT-корпораций и глядим уже не только в телевизор, но и в экран компьютера.

Впрочем, никаких иллюзий быть не должно — мощь пропагандистской машины Кремля все еще велика. Как только наверху будет принято решение опять включить ее на полную катушку, нас снова известят о том, что мнение российских граждан об Америке резко ухудшилось.

  • Еще публикации об общественном мнении в России (и не только) — по ссылке.

По инф. rosbalt.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!