ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ

Игрушки всё дальше уводят детей… от игры?

По инф. ria.ru   
28 Января 2023 г.
Изменить размер шрифта

Одной из самых известных игрушек прошедшего года стал Хаги Ваги — плюшевый монстр — персонаж компьютерной хоррор-игры (напомним, что российские интернет-магазины и маркетплейсы снимают с продажи эти игрушки, так как в них было обнаружено опасное химвещество). Психологи утверждают, что выбор игрушки влияет на будущую личность ребенка и его развитие. Как расходится понимание игры у детей и взрослых и как выбрать правильную игрушку?

Игрушки всё дальше уводят детей… от игры?

Детский труд и горы бесполезных игрушек

Выдающийся советский и российский психолог и основатель Центра психолого-педагогической экспертизы игры и игрушки МГППУ Елена Смирнова (1947-2020) утверждала, что любая игра полезна. Но вместе с тем, понимание игры у ребенка и взрослого сильно отличаются.

«Самое распространенное представление об игре у взрослых то, что игра — это радость, релаксация, отдых, развлечение... А для ребенка игра — это и тяжелый труд, который может даже принести физическое утомление. Но это не исключает удовлетворения от того, что ты сделал», — говорила Смирнова.

В свою очередь, по словам исследователей МГППУ, на выбор игры и развитие сюжета оказывают влияние игрушки.

Елена Олеговна подчеркивала, что прежде всего игрушка должна быть средством игры. Но большинство современных игрушек не выполняют эту функцию. Одна из причин, по мнению Смирновой, — маркетизация детства: большое количество товаров и развлечений становятся не побудителями активности ребенка, а просто «имуществом».

«В магазинах преобладают игрушки, с которыми не нужно играть, а нужно наблюдать, как они поют, прыгают, дают команды и прочее. В результате детская игра зачастую превращается в манипулирование и сводится к использованию возможностей технически-оснащенных игрушек», — отмечала психолог.

Ученые МГППУ провели исследование, где детям трех-четырех лет предложили для игры динозавров — мягкую и роботизированную игрушки. Результаты эксперимента показали, что с динозавром-роботом дети играют значительно реже (27%), чем с традиционной мягкой игрушкой (80%).

«Учитывая, что интерактивные образные игрушки явно доминируют на современном рынке, можно сделать парадоксальный вывод, что игрушки все дальше уводят детей от игры, а значит, тормозят развитие главных новообразований дошкольного возраста», — писала Смирнова.

Научный выбор

Специалистами Центра психолого-педагогической экспертизы игры и игрушки МГППУ во главе со Смирновой были определены четыре критерия при оценке игрушек: этика, эстетика, операционально-технические характеристики и развивающий потенциал.

«Этическая оценка основывается на представлениях о допустимости информационного контента для детей. Например, сексуализированные темы, жестокость, равнодушие к чужой боли, курение и алкоголь — темы, не подходящие для игры детей, и несмотря на то, что дети могут играть в такие сюжеты, разработчики не должны эксплуатировать эти темы в детских материалах», — объяснила ученица Смирновой, руководитель магистерской программы МГППУ «Игра и детство» Ирина Рябкова.

Эстетическая оценка игрушки, как отмечают специалисты, является субъективной, так как у каждого человека свои представления о красоте. Например, исследование о нашумевших куклах Монстр Хай показало, что 78% родителей считают их некрасивыми, в то время как 95% детей — очень красивыми и ставят им высший балл за красоту.

Поэтому несмотря на отрицательную оценку по данному параметру, игрушка может получить положительное заключение.

Еще один критерий — операционально-технические характеристики (качество материала и качество изготовления, технически-эксплуатационные характеристики, удобство хранения и ухода).

Играть — не обучать

Однако, специалисты МГППУ отмечают, что не стоит путать развивающий потенциал игрушки с обучением ребенка. Дело в том, что уже с младенческого возраста ребенка начинают учить чему-то. Большинство наборов игрушек на полках в магазинах или в каталогах маркетплейсов продаются с приставкой «развивающая».

Чаще всего, такие игрушки представляют собой наборы для знакомства с новой информацией и тренировки каких-либо навыков. При этом, как правило, происходит не действительное познавательное развитие, а лишь отработка условных рефлексов, подчеркивала Смирнова.

Более того, такой вид деятельности — обучающий — сегодня становится преобладающим для ребенка не только дома, но и в садиках. Однако за формирование главных новообразований дошкольного возраста — произвольного поведения, творческого воображения, самосознания и прочего — отвечает именно игровая деятельность.

По мнению Смирновой, если выбирать между детским планшетом и самыми обычными вкладышами для детей до двух лет, лучший вариант — это вкладыши. Причем, чем они проще, тем большим развивающим эффектом обладают. Потому что без физических проб, без ручного обследования, невозможно сформировать представлений о размере, количестве, форме и так далее.

Начиная с трех лет, самая мощная развивающая деятельность детей — сюжетная игра. У ребенка уже есть речь, появляется воображение, формируются много других психических процессов. Поэтому он не просто действует с игрушками или предметами, а «строит» свой образ мира — воображаемую ситуацию. В игре ребенок всегда инициативен, самостоятелен, активен, его развитие идет наиболее гармоничным и полноценным путем.

Обучение — ведущая деятельность в младшем школьном возрасте, поэтому не стоит «спускать» его на дошкольников. Преждевременное обучение не ускорит развитие, как иногда считают, но обеднит его и исказит: с одной стороны, ребенок не получит чего-то важного, а с другой, не сможет полноценно освоить информацию не по возрасту.

Поэтому лучше оставить обучение для школы, а в дошкольном возрасте создать все условия для настоящей детской игры. Ведь именно в ней ребенок учится желать, самостоятельно ставить цель и искать пути ее достижения.

На нашем сайте читайте также:

По инф. ria.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!