Трагедия и история любви скульптора Веры Мухиной |
Тимур Сагдиев, cyrillitsa.ru |
23 Октября 2022 г. |
В творчестве скульптора-монументалиста Веры Мухиной женские образы, как правило, были несколько тяжеловесны, подобно крестьянке в композиции «Рабочий и колхозница». Подобным типом внешности отличалась и сама Вера Мухина – классическая «сильная женщина» сталинской эпохи. Лишь самые близкие люди знали, что лицо Мухиной – результат «скульптурной» работы пластического хирурга. Роковое катаниеВера Мухина родилась 19 июня 1889 года в Риге, административном центре Лифляндской губернии. Её отец, богатый купец Игнатий Мухин, унаследовал давний семейный бизнес по торговле зерном, смолой, коноплей и пенькой, а кроме того, был известен как благотворитель и изобретатель. Он умер в 1903 году. Мать Веры, происходившая из семьи немецкого аптекаря Мюде, скончалась ещё раньше, в 1891 году, от туберкулеза. Веру и её сестру Марию взяли «под крыло» жившие в Курске братья отца, не менее состоятельные, чем он. В 1912 году с 22-летней Верой Мухиной стряслось ещё одно несчастье. 2 января она каталась на санях в имении родственников Кочаны, под Смоленском. На крутом спуске со снежной горы сани врезались в ствол дерева. Полулежавшая в санях Вера сильно пострадала. Её миловидное лицо с одной стороны оказалось разбито в кровавое месиво, верхняя губа защемилась между зубами. «Глаза залило кровью, мне показалось, что треснул череп. Я провела рукой по лбу и лицу. Рука не нащупала носа. Нос был оторван», – вспоминала Мухина. В больнице в Смоленске девушка провела 18 дней, за это время врачи наложили ей девять швов. Родственники долго не позволяли пострадавшей смотреть в зеркало. Лицо Веры так и осталось бы изуродовано шрамами, если бы не деньги родственников. Для дальнейшего лечения они позволили девушке выехать в Париж. Там специалисты по пластической хирургии провели семь операций. Лицо Мухиной избавили от рубцов, но теперь оно выглядела уже не так, как до происшествия. Сама Мухина была не в восторге от своей новой внешности: черты казались ей мужскими, грубыми. Ко всему прочему, девушка, по некоторым данным, и прежде имела физический дефект – тугоухость. Всё это сильно повлияло на Мухину психологически – от её девичьей весёлости и кокетства не осталось и следа. Однако Мухина, по её словам, даже была благодарна тому, что «поранила лицо в спортивной катастрофе». Этот определило её дальнейший жизненный путь. Вера и раньше просилась во Францию, чтобы учиться искусству, но опекуны не пускали. Теперь же двери парижских студий были открыты. Вера Мухина стала учиться у скульптора Эмиля Бурделя, который, в свою очередь, был учеником знаменитого Огюста Родена. Забыв о балах и вечеринках, девушка усердно трудилась и в результате стала первоклассным скульптором. Личная жизнь МухинойНа сердечном фронте у Веры Мухиной всё складывалось непросто. Но дело было вовсе не в последствиях травмы. Начавшаяся в 1914 году Первая мировая война отняла у Мухиной возлюбленного, с которым она познакомилась в Париже. Это был художник Александр Вертепов, социалист-революционер, убивший губернатора Одессы генерала Карангозова. Вертепов ушёл добровольцем во французскую армию и погиб на фронте. В следующий раз Мухина влюбилась уже в Москве, где она два года проработала медсестрой в госпитале Общества русского коннозаводства. Здесь девушку встретил пришедший с войны военнослужащий Алексей Замков. Собственно, познакомились они ещё в 1914 году, поскольку Замков входил в круг подруги Мухиной Изы Бурмейстер. Согласно романтической версии, в 1916 году Замкова привезли в госпиталь умирающим от тифа. Благодаря уходу Мухиной он быстро пошёл на поправку. Рассказывали, что в период революционных потрясений 1917 года в госпиталь попал снаряд, и Мухина потеряла сознание. Когда она очнулась, Замков признался девушке, что если бы она погибла, он бы умер вслед за ней. Но скорее всего, история любви была более прозаической – Замков был врачом, и в госпиталь приехал по делам. Есть также предположение, что Замков лечил Мухину от заболевания крови. Так или иначе, 11 августа 1918 года они поженились. В 1920 году в браке родился сын Всеволод. «Я выиграла Алёшу, как сто тысяч по трамвайному билету», – говорила Вера Мухина о своём муже. Она считала, что Замков «очень красив» и сравнивала его с Наполеоном. Замков часто позировал жене, с него, она, например, лепила скульптуру Брута, убийцы Юлия Цезаря. Муж Веры Мухиной отличался не только внешними данными, но и нетривиальным умом. Будучи выходцем из крестьянской семьи, он получил хорошее медицинское образование. А изобретённый Замковым препарат гравидан, который изготавливался из мочи беременных женщин, наделал много шуму в 1930-х годах. Врач уверял, что инъекции гравидана омолаживают и оздоровляют. Поговаривали, что «волшебным средством» лечился писатель Максим Горький и такие кремлёвские вожди, как Будённый и Орджоникидзе. Впрочем, после недолгого «бума» о гравидане все забыли. Коллеги Замкова обличали его как «шарлатана» и «знахаря». Опасаясь за жизнь мужа, Вера Мухина поддалась на чекистскую провокацию. Агент ОГПУ Ахмед Матушев предложил ей совершить побег через Персию в Латвию, где у Мухиной оставались богатые родственники. Пару задержали в Харькове, но от серьёзных репрессий их спасло заступничество Горького. Вместе с Замковым Вера Мухина провела полтора года в ссылке в Воронеже, пока семье не разрешили вернуться в Москву. Успех «Рабочего и колхозницы» на выставке в Париже в 1937 году на короткое время возвёл Мухину и Замкова в сонм советских «небожителей». Но за этим последовала опала. Сталин был недоволен тем, что Мухина соглашалась изваять его бюст только с натуры. Институт урогравиданотерапии Замкова закрыли, а сам он в итоге стал внештатным консультантом в институте Склифосовского. Алексей Замков умер в 1942 году от инфаркта, вскоре после возвращения из эвакуации. Обожавшая мужа Вера Мухина пережила его на 11 лет. Ныне прах супругов покоится в общей могиле на Новодевичьем кладбище. Скульптура «Рабочий и колхозница» – одно из значимых советских монументальных творений. В знакомом советским людям виде памятник был возведен в 1937 году. Этот грандиозный монумент смотрится монолитом, но на самом деле состоит из пяти тысяч мелких деталей. Шарф колхозницы в свое время вызвал серьезные споры – цензоры требовали его убрать. Но Вера Мухина отстояла данный элемент, обосновывая свою точку зрения тем, что отсутствие шарфа на пользу памятнику не пойдет, без него исчезнет иллюзия движения. На нашем сайте читайте также: Источник:
|
|