ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ

Таинственное племя чучуна: реальность или мифологические персонажи? Версий много

По инф. cyrillitsa.ru   
22 Февраля 2020 г.
Изменить размер шрифта

В 1926 году русский географ и писатель Владимир Обручев опубликовал научно-фантастический роман «Земля Санникова». А уже в 1929 году советский ученый Петр Драверт хотел снарядить экспедицию для поиска «диких людей», затерявшегося в тундре племени каменного века, которое якуты и эвенки называли «чучуна» или «мюлен».

Таинственное племя чучуна: реальность или мифологические персонажи? Версий много

Внешний вид и привычки

Согласно легендам народов, населяющих Дальний Восток и Восточную Сибирь, чучуна - высокие люди крепкого телосложения с очень длинными, спутанными волосами, одетые в шкуры, снятые с животных целиком. В отличие от йети, чучуна не были покрыты шерстью, а кожа у них была темной, буро-красного цвета. Было у них и оружие – лук и стрелы. Мюлен частенько крали оленей и еду, обстреливая людей из лука или забрасывая камнями.

Но существуют и более фантастические описания внешности чучуна. В частности, в легенде, записанной советским археологом Алексеем Окладниковым, чучуна имели одну ногу и один глаз. Также упоминалось, что они не имеют челюстей, а потому пищу попросту заглатывают, проталкивая ее в пищевод плечами.

По рассказам охотников и оленеводов, сталкивавшихся с чучуна уже в XX веке, таинственное племя вело кочевой образ жизни. Обычно мюлен бродили в одиночку, но иногда объединялись в небольшие группы по три-четыре человека с целью нападения на стада оленей.

Откуда они взялись

По мнению многих исследователей, в горах Восточной Якутии племена первобытных людей или реликтовые гоминиды могли дожить до наших дней. Эти места практически не освоены местными народами. Тем не менее, эта гипотеза ошибочна – в горах недостаточно пищи для пропитания целого племени. Рыбачить здесь невозможно, а животные редко заходят на столь отдаленные территории. Кроме того, все виденные местными охотниками чучуна были мужского пола, а о существовании женщин и детей мюлен нет ни одного упоминания. Этнограф Гавриил Ксенофонтов считал, что чучуна – всего лишь персонажи якутской и эвенкийской мифологии, т.к. местные племена верили в существование духов, обитавших в лесах и горах. К тому же, в якутском языке есть слово «чуучус», что означает «призрак, злой дух».

Наиболее близка к истине теория ученого-североведа Ильи Гурвича. За 30 лет работы в полях и изучения полученных материалов о чучуна, этнограф он пришел к выводу, что таинственное племя на самом деле было береговыми чукчами. Во время охоты на морского зверя летом и осенью льды откалывались и уносили охотников-зверобоев далеко на запад, к берегам Якутии. Оставшись в одиночестве, они считали себя отверженными. По чукотским обычаям, они больше не могли вернуться в родные поселения, т.к. считались мёртвыми. Оказавшись в суровых условиях, они были обречены на голодную смерть, т.к. не имели никаких орудий кроме лука или гарпуна. Именно поэтому отчаявшиеся «робинзоны» были вынуждены воровать пищу и уводить оленей. А пронзительный свист, которым они отпугивали других людей, можно объяснить суеверным страхом причинить вред, так как сами они считали себя «живыми мертвецами».

Кто больше близок к истине в своих предположениях о племени чучуна, покажет, наверное, время. А на нашем сайте есть и другие любопытные материалы о разном таинственном:

По инф. cyrillitsa.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • Полководцы Великой войны: рейтинг от Сталина
    А действительно – кто был лучшим с точки зрения Верховного главнокомандующего? Расхожая точка зрения – Жуков. Вот и Парад Победы 24 июня 1945 года принимал именно он. А командовал парадом Рокоссовский, что тоже символично – его нередко называют «вторым после Жукова». Однако львиная доля возвышения обоих полководцев (особенно Жукова) приходится на 1970-е годы и позже. А как ситуация выглядела в годы войны и первое время после Победы, пока страну возглавлял Сталин?
  • Правда о Победе
    История – служанка политики, взгляд на прошлое, исходящий из сиюминутной конъюнктуры? Или все-таки наука, одна из сфер наших знаний, требующая точности и беспристрастности?
  • «А иначе зачем на земле этой вечной живу?»
    К 100-летию со дня рождения Булата Окуджавы и Юлии Друниной.
  • Люди доброй воли Иммануила Канта
    Философ Иммануил Кант не бывал в Иркутской области. Он практически никогда не покидал родного Калининграда, триста лет назад и до 1946 года называвшегося Кенигсбергом. Но его философские труды, его идеи шагают и по Сибири. Особенно актуально их вспомнить в апреле.
  • Золотой век Зои Богуславской
    Зоя Богуславская – знаменитая российская писательница, эссеист, искусствовед и литературный критик, автор многочисленных российских и зарубежных культурных проектов, заслуженный работник культуры РФ.
  • БАМ – ССО – ВЛКСМ
    На прошлой неделе побывал сразу на нескольких мероприятиях, связанных с аббревиатурами, вынесенными в заголовок, и нахлынули воспоминания. Правда, они (воспоминания) выстроились в голове в обратном порядке, нежели в заголовке. Впрочем, так и было в истории. И в жизни…
  • Чутье. Рассказ Владислава Огаркова
    Эту историю поведал Эдуард Копица, мой знакомый, живший в северном Усть-Илимске. Водитель грузовиков и автобусов, простой и светлый человек, он очень любил природу и многое знал о ней. Увы, ушедший туда, откуда не возвращаются.
  • День Победы: страницы жизни Виктора Секерина
    Виктор Павлович Секерин в 70-е годы заведовал кафедрой и аспирантурой на факультете иностранных языков КГПИ. Он поражал эрудицией, смелостью, раскованностью, ораторским мастерством. Сердце его не выдержало перегрузок в 58 лет. О его жизни и пойдет речь.
  • Защитники, или Воспоминания новоявленного бравого солдата Швейка о превратностях воинской службы
    Почти вся история человечества прошла в войнах и вооруженных конфликтах. Причин тому множество, всех их и не перечислить, да и такой задачи автор не ставит. Куда интереснее вопрос о роли подготовки военных кадров для успешной защиты Отечества. Автору на примерах своей биографии представилась возможность рассказать, как его в очень давнюю эпоху готовили защищать свою страну. И первым моим рассказом будет повествование о начале моей воинской «карьеры» в послевоенной Одессе. Александр Табачник
  • Не судьба?
    Судьба некоторых книг складывается словно по драматическому сюжету. Недавно мне довелось ознакомиться с повестью Г.П. Баранова «Злой Хатиман. Записки военного разведчика», которая могла прийти к читателям ещё в конце 80-­х. Но не пришла. И вот тут интересно разобраться – почему...
  • Фронтовик, писатель, гражданин: сто лет Виктору Астафьеву
    1 мая исполнится 100 лет со дня рождения Виктора Астафьева
  • Какой была в СССР бытовая техника
    Президент Владимир Путин сказал, что «в СССР выпускали одни галоши». Такое высказывание задело многих: не одними галошами был богат Советский союз, чего стоила бытовая техника!
  • 90-е: лихие или бурные?
    «Эта песня хороша – начинай сначала!» – пожалуй, это и о теме 1990-х годов: набившей оскомину, однако так и не раскрытой до конца.
  • «…Я знаю о своем невероятном совершенстве»: памяти Владимира Набокова
    Владимир Набоков родился в Петербурге 22 апреля (10 апреля по старому стилю) 1899 года, однако отмечал свой день рождения 23-го числа. Такая путаница произошла из-за расхождения между датами старого и нового стиля – в начале XX века разница была не 12, а 13 дней.
  • «Помогите!». Рассказ Андрея Хромовских
    Пассажирка стрекочет неумолчно, словно кузнечик на лугу:
  • «Он, наверное, и сам кот»: Юрий Куклачев
    Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола (1980).
  • Эпоха Жилкиной
    Елена Викторовна Жилкина родилась в селе Лиственичное (пос. Листвянка) в 1902 г. Окончила Иркутский государственный университет, работала учителем в с. Хилок Читинской области, затем в Иркутске.
  • «Открывала, окрыляла, поддерживала»: памяти Натальи Крымовой
    Продолжаем публикации к Международному дню театра, который отмечался 27 марта с 1961 года.
  • Казалось бы, мелочь – всего один день
    Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой год.
  • Так что же мы строим? Будущее невозможно без осмысления настоящего
    В ушедшем году все мы отметили юбилейную дату: 30-ю годовщину образования государства Российская Федерация. Было создано государство с новым общественно-политическим строем, название которому «капитализм». Что это за строй?