Общность этимологии и исходного значения этих слов очевидна. Но в христианстве и в исламе они обрели несколько различные функции.
Иудейский и христианский Сатана
Прежде всего, напомним немного о том, кто такой Сатана. Да, уже видно, что это слово используется как имя собственное, в единственном числе. Сатана один. Нам трудно даже сказать, как это слово могло бы склоняться во множественном числе: несколько сатанов или сатан? Нет, Сатана это конкретное личное имя.
В некоторых древних книгах Ветхого завета еврейское слово «сатана» обозначало не категорию каких-то существ, а некоторые вредные для веры качества самого человека. В церковнославянском и русском переводе Библии нету сатаны как имени нарицательного, хотя в переносном (ругательном) значении оно издавна используется в нашей бытовой речи по отношению к человеку, мешающему своим поведением каким-то благочестивым действиям или настроению других людей. И это значение как раз весьма близко к первоначальному древнееврейскому.
Но уже в Книгах Пророков (Захарии, Иова) Сатана это конкретный персонаж, обычно трактуемый как тёмный, падший ангел, искушающий веру праведника. Богословы считают, что Сатана упоминается и в некоторых других книгах (Исайи, Иезекииля), но не назван так либо именуется иносказательно (например, Светоносный, он же Люцифер).
В Евангелии Сатана искушает Христа, а в послании Апостола Павла к Ефесянам Сатана назван «Князем, господствующим в воздухе». Отсюда и идёт, по-видимому, христианское представление о Сатане как предводителе тёмного, адского воинства, противостоящего Богу. Оно нашло наиболее полное выражение в Апокалипсисе Иоанна Богослова.
Функции исламских шайтанов
Исламское представление о шайтанах восходит к имени нарицательному. От олицетворения нехороших качеств человека слово «шайтан» перешло на обозначение целой категории духов. Шайтанов, по мусульманскому поверью, много. Более того, у каждого человека есть свой шайтан, как и свой ангел. Это представление, впрочем, имеет своё соответствие и в христианских воззрениях, только у христиан такой персональный тёмный ангел называется не сатаной, а демоном или бесом.
Работа у шайтанов простая, но хлопотливая: подбивать человека на совершение неблагочестивых поступков, на сомнения в вере, мешать ему совершать молитвы и богоугодные деяния. Вот одно из указаний на функции шайтанов в Коране. «Шайтан угрожает вам бедностью и велит творить мерзости», – сказано в суре аль-Бакара (смысловой перевод Эльмира Кулиева).
Колдовство, волшба магия – всё это как раз искусство шайтанов, которому они учат людей, дабы те перестали поклоняться Аллаху и надеяться на Его милость. Вера в Аллаха и доскональное соблюдение предписаний Корана являются основной гарантией от козней шайтанов. Всевышний говорит в суре аль-Хиджр: «Мы предохранили его [человека] от всякого шайтана».
Природа шайтанов и их отношения с их главой – Иблисом
Субстанциальное отличие шайтанов от ангелов состоит в том, что шайтаны имеют материальную природу. Они созданы Аллахом из бездымного пламени (15:27). Однако если они не пожелают, то человек не может их ни увидеть, ни услышать, ни осязать. В этом они чем-то похожи на ангелов, которым могут подражать. Шайтаны могут принимать разные обличья, в том числе обличья людей. Самая коварная личина шайтана, когда он принимает облик настоящего ангела. Конечно, праведника такая личина шайтана обмануть не может, но человек, сильно грешащий, нестойкий в вере, может соблазниться этим.
Шайтаны являются одной из разновидностей джиннов. В доисламскую эпоху джиннами назывались у арабов вообще любые духи, причём они могли быть как злыми, так и добрыми. После возникновения ислама все джинны были записаны в злые духи. Не всякий джинн – шайтан, но всякий шайтан – джинн. Джинны могут приносить вред человеку и по собственной инициативе. Шайтаны это самые сильные, зловредные и коварные из джиннов, непосредственно служащие Иблису.
Христианскому Сатане как падшему ангелу соответствует у мусульман Иблис. Он и предводительствует сонмом бесчисленных шайтанов. Местами в Коране под словом «шайтан» подразумевается конкретно Иблис. Это связано как с нежелательностью упоминания собственного имени Ангела Зла, так и с тем, что первоначально личности Иблиса и его слуг как олицетворений зла не были чётко дифференцированы. Над этим уже поработали мусульманские богословы в века, последовавшие за записью Корана.
Возможно, какие-то силы, сбивающие людей с доброго пути и приводящие к дурному существованию, и есть. Но многое ведь зависит от самого человека. Какой выбор и в сторону чего он осуществляет буквально каждый день и каждый час. Не обижать близких и не травмировать их своими неурядицами, подать руку помощи, если в этом кто-то нуждается, и не водить дружбу с зеленым змием и не приобщать к нему других и т.д. Все это предельно доступно и просто. И разные падшие творения здесь совсем ни при чем.
А действительно – кто был лучшим с точки зрения Верховного главнокомандующего? Расхожая точка зрения – Жуков. Вот и Парад Победы 24 июня 1945 года принимал именно он. А командовал парадом Рокоссовский, что тоже символично – его нередко называют «вторым после Жукова». Однако львиная доля возвышения обоих полководцев (особенно Жукова) приходится на 1970-е годы и позже. А как ситуация выглядела в годы войны и первое время после Победы, пока страну возглавлял Сталин?
История – служанка политики, взгляд на прошлое, исходящий из сиюминутной конъюнктуры? Или все-таки наука, одна из сфер наших знаний, требующая точности и беспристрастности?
Философ Иммануил Кант не бывал в Иркутской области. Он практически никогда не покидал родного Калининграда, триста лет назад и до 1946 года называвшегося Кенигсбергом. Но его философские труды, его идеи шагают и по Сибири. Особенно актуально их вспомнить в апреле.
Зоя Богуславская – знаменитая российская писательница, эссеист, искусствовед и литературный критик, автор многочисленных российских и зарубежных культурных проектов, заслуженный работник культуры РФ.
На прошлой неделе побывал сразу на нескольких мероприятиях, связанных с аббревиатурами, вынесенными в заголовок, и нахлынули воспоминания. Правда, они (воспоминания) выстроились в голове в обратном порядке, нежели в заголовке. Впрочем, так и было в истории. И в жизни…
Эту историю поведал Эдуард Копица, мой знакомый, живший в северном Усть-Илимске. Водитель грузовиков и автобусов, простой и светлый человек, он очень любил природу и многое знал о ней. Увы, ушедший туда, откуда не возвращаются.
Виктор Павлович Секерин в 70-е годы заведовал кафедрой и аспирантурой на факультете иностранных языков КГПИ. Он поражал эрудицией, смелостью, раскованностью, ораторским мастерством. Сердце его не выдержало перегрузок в 58 лет. О его жизни и пойдет речь.
Почти вся история человечества прошла в войнах и вооруженных конфликтах. Причин тому множество, всех их и не перечислить, да и такой задачи автор не ставит. Куда интереснее вопрос о роли подготовки военных кадров для успешной защиты Отечества. Автору на примерах своей биографии представилась возможность рассказать, как его в очень давнюю эпоху готовили защищать свою страну. И первым моим рассказом будет повествование о начале моей воинской «карьеры» в послевоенной Одессе. Александр Табачник
Судьба некоторых книг складывается словно по драматическому сюжету. Недавно мне довелось ознакомиться с повестью Г.П. Баранова «Злой Хатиман. Записки военного разведчика», которая могла прийти к читателям ещё в конце 80-х. Но не пришла. И вот тут интересно разобраться – почему...
Президент Владимир Путин сказал, что «в СССР выпускали одни галоши». Такое высказывание задело многих: не одними галошами был богат Советский союз, чего стоила бытовая техника!
Владимир Набоков родился в Петербурге 22 апреля (10 апреля по старому стилю) 1899 года, однако отмечал свой день рождения 23-го числа. Такая путаница произошла из-за расхождения между датами старого и нового стиля – в начале XX века разница была не 12, а 13 дней.
Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола (1980).
Елена Викторовна Жилкина родилась в селе Лиственичное (пос. Листвянка) в 1902 г. Окончила Иркутский государственный университет, работала учителем в с. Хилок Читинской области, затем в Иркутске.
Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой год.
В ушедшем году все мы отметили юбилейную дату: 30-ю годовщину образования государства Российская Федерация. Было создано государство с новым общественно-политическим строем, название которому «капитализм». Что это за строй?