Уникальная выставка открылась в Музее Гаража особого назначения на ВДНХ. Здесь представлены модели и эскизы автомобилей первых лиц государства за 100 лет, которые так и не пошли в серию. По представленным экспонатам можно проследить всю историю развития отечественного автопрома.
«ЗИЛ» 4102 «Рая». Фото: Сергей Куксин, РГ
Название выставки — «Дизайн под грифом секретно» — объяснил ее организатор Илья Сорокин.
— Прежде чем автомобиль выйдет за ворота завода, проводится огромная работа дизайнерская, конструкторская, очень много, эскизов, которые никуда не идут, — поясняет галерист. — Они идут в корзину. Что-то доходит до пластилиновых макетов 1:10, 1:5, потом даже 1:1. Как правило, потом этот пластилин идет на следующие макеты следующих разработок. Как правило, редко что сохраняется. Это если мы говорим об обычных автомобилях. Если мы говорим об автомобилях первых лиц, то на все это накладывается еще и гриф «Секретно». И никто никогда не позволит посмотреть, из чего состоят автомобили, которые мы потом видим на улицах, на которых ездят лидеры страны. Заглянуть через плечо дизайнера, который создает автомобиль для первого лица, это все равно, что посмотреть черновик государственного гимна. Это абсолютно невозможно. Поэтому выставка, которую мы открываем, она не могла бы состояться ни в одном музее. Только в Музее Гаража особого назначения. Здесь объекты, которые будут однажды показаны, и неизвестно, сможем ли мы увидеть их еще раз или они вернутся в свои спецхраны.
Здесь представлены работы великих советских дизайнеров Валентина Росткова, Юрия Долматовского, Эрика Сабо в виде эскизов, и некоторые, самые счастливые, в виде пластилиновых макетов.
Также на выставке можно узнать, как создавался дизайн нынешнего президентского автомобиля Aurus. Еще 10 лет назад был объявлен открытый конкурс по проекту «Кортеж для президента». На конкурс было прислано 120 работ из разных стран мира. На выставке представлены все эти работы. А также работы профессионального конкурса, который был объявлен в НАМИ. И который послужил основой для создания автомобиля Aurus.
Как пояснил директор Центра стиля НАМИ, главный дизайнер и руководитель команды, создавшей облик всех автомобилей семейства AURUS, Юрий Черненко, за основу был взят ЗИС 110. Именно поэтому у машины такая высокая решетка радиатора. Но потом, после технических доработок, так как современные двигатели требуют больше воздуха, решетку пришлось расширить. Поэтому внешне автомобиль стал напоминать Rolls-Royce. Но в основе — наш родной ЗИС.
Именно от ЗИС 110 стартовали все отечественные правительственные лимузины. В том числе и ЗиЛ 4102. В 1988 году были построены два прототипа этой машины. Более светлой окраски и более темной. Темный окрестили «Мишей», светлый — «Раей», в честь Михаила Горбаева и его супруги. На выставке представлена «Рая».
Автомобили должны были быть с несущим кузовом, независимой задней подвеской. В салоне уже тогда предполагалась компьютерная система для считывания и воспроизведения данных, а вместо кассетного магнитофона — проигрыватель компакт-дисков. Но реализовать этот проект не удалось. Началась «перестройка» и заводы остались без денег на производство люксовых машин.
Кстати, из двух прототипов, уцелела только «Рая». «Миша» был полностью уничтожен.
Ну и конечно, представлен первый отечественный лимузин «Ленинград — 1», который выпускался на «Красном Путиловце». Шесть таких первых машин проехались по 1 мая 1933 года по Леннинграду во время первомайской демонстрации. В планах завода было собрать до конца года 60 таких машин. А вообще — 20 тысяч. Но лично Сталин отказался выделить 2,6 миллиона рублей на перестройку тракторного цеха завода. Путилковский завод до этого собирал тракторы. В итоге все проекты по отечественному лимузину были переданы заводу имени Сталина — тот самый ЗИС.
Кстати, любопытно посидеть в этих машинах. В «Ленинграде-1» даже при большой высоте самого автомобиля, человеку среднего роста уже будет некомфортно даже на VIP-сидениях. А уж про водителя можно и не говорить. Зато уже в ЗиЛ 4102 совершенно иные стандарты комфорта.
А действительно – кто был лучшим с точки зрения Верховного главнокомандующего? Расхожая точка зрения – Жуков. Вот и Парад Победы 24 июня 1945 года принимал именно он. А командовал парадом Рокоссовский, что тоже символично – его нередко называют «вторым после Жукова». Однако львиная доля возвышения обоих полководцев (особенно Жукова) приходится на 1970-е годы и позже. А как ситуация выглядела в годы войны и первое время после Победы, пока страну возглавлял Сталин?
История – служанка политики, взгляд на прошлое, исходящий из сиюминутной конъюнктуры? Или все-таки наука, одна из сфер наших знаний, требующая точности и беспристрастности?
Философ Иммануил Кант не бывал в Иркутской области. Он практически никогда не покидал родного Калининграда, триста лет назад и до 1946 года называвшегося Кенигсбергом. Но его философские труды, его идеи шагают и по Сибири. Особенно актуально их вспомнить в апреле.
Зоя Богуславская – знаменитая российская писательница, эссеист, искусствовед и литературный критик, автор многочисленных российских и зарубежных культурных проектов, заслуженный работник культуры РФ.
На прошлой неделе побывал сразу на нескольких мероприятиях, связанных с аббревиатурами, вынесенными в заголовок, и нахлынули воспоминания. Правда, они (воспоминания) выстроились в голове в обратном порядке, нежели в заголовке. Впрочем, так и было в истории. И в жизни…
Эту историю поведал Эдуард Копица, мой знакомый, живший в северном Усть-Илимске. Водитель грузовиков и автобусов, простой и светлый человек, он очень любил природу и многое знал о ней. Увы, ушедший туда, откуда не возвращаются.
Виктор Павлович Секерин в 70-е годы заведовал кафедрой и аспирантурой на факультете иностранных языков КГПИ. Он поражал эрудицией, смелостью, раскованностью, ораторским мастерством. Сердце его не выдержало перегрузок в 58 лет. О его жизни и пойдет речь.
Почти вся история человечества прошла в войнах и вооруженных конфликтах. Причин тому множество, всех их и не перечислить, да и такой задачи автор не ставит. Куда интереснее вопрос о роли подготовки военных кадров для успешной защиты Отечества. Автору на примерах своей биографии представилась возможность рассказать, как его в очень давнюю эпоху готовили защищать свою страну. И первым моим рассказом будет повествование о начале моей воинской «карьеры» в послевоенной Одессе. Александр Табачник
Судьба некоторых книг складывается словно по драматическому сюжету. Недавно мне довелось ознакомиться с повестью Г.П. Баранова «Злой Хатиман. Записки военного разведчика», которая могла прийти к читателям ещё в конце 80-х. Но не пришла. И вот тут интересно разобраться – почему...
Президент Владимир Путин сказал, что «в СССР выпускали одни галоши». Такое высказывание задело многих: не одними галошами был богат Советский союз, чего стоила бытовая техника!
Владимир Набоков родился в Петербурге 22 апреля (10 апреля по старому стилю) 1899 года, однако отмечал свой день рождения 23-го числа. Такая путаница произошла из-за расхождения между датами старого и нового стиля – в начале XX века разница была не 12, а 13 дней.
Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола (1980).
Елена Викторовна Жилкина родилась в селе Лиственичное (пос. Листвянка) в 1902 г. Окончила Иркутский государственный университет, работала учителем в с. Хилок Читинской области, затем в Иркутске.
Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой год.
В ушедшем году все мы отметили юбилейную дату: 30-ю годовщину образования государства Российская Федерация. Было создано государство с новым общественно-политическим строем, название которому «капитализм». Что это за строй?