ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ

Какие авто использовали для скорых в Советском Союзе

По инф. histrf.ru   
26 Марта 2023 г.
Изменить размер шрифта

Специальные модификации для медицинской службы в СССР делали не только на основе обычных легковушек. Но и из грузовиков и даже из правительственных лимузинов. Давайте вспомним 10 самых известных санитарных авто.

Какие авто использовали для скорых в Советском Союзе

  • ГАЗ-55. Источник: журнал «За рулем»

Первый серийный советский санитарный автомобиль ГАЗ-55 выпускали с середины 1930-х. До этого каретами скорой помощи служили иномарки и машины на базе АМО-Ф15, которые строили в мизерных количествах.

Санитарный ГАЗ сделали на грузовом шасси ГАЗ-АА с 4-цилиндровым двигателем рабочим объемом 3,3 л мощностью 50 л.с.. Но с более мягкой подвеской – с удлиненными рессорами и амортизаторами от легкового ГАЗ-М1.

В автобусе можно было закрепить четверо носилок или усадить десять человек. Поэтому автомобиль скорее был предназначен для армии, чем для ежедневной городской службы. Тем не менее, такие машины за неимением других работали и в городах.

На горьковском шасси немного отличающиеся автомобили (иногда даже с более элегантными кузовами) делали авторемонтные заводы в разных городах Союза. ГАЗ-55 выпускали и во время войны.

Какие авто использовали для скорых в Советском Союзе

  • ЗИС-101. Источник: журнал «За рулем»

Первая советская серийная «санитарка» появилась на базе легкового автомобиля. Машины разработали на основе представительского ЗИС-101, выпуск которого начали в 1936 году.

В отличие от стандартного автомобиля, у которого сзади была сплошная стенка, в санитарной версии сделали люк. Через него грузили носилки.

Машину оснащали рядным 8-цилиндровым двигателем рабочим объемом 5,8 л мощностью 90 л.с. ЗИС-101 отличала хорошая по тем временам динамика и комфортная рессорная подвеска. Но санитарных автомобилей производили совсем немного.

Какие авто использовали для скорых в Советском Союзе

  • ЗИС-110. Источник: журнал «За рулем»

Первый послевоенный санитарный автомобиль сделали на базе роскошного правительственного лимузина. Мощный восьмицилиндровый двигатель объемом 6 л развивал 140 л.с. Машина имела очень мягкую подвеску. И была комфортна и для больного, и для медиков.

Носилки грузили через большой люк сзади, который представлял собой нечто похожее на пятую дверь современных хэтчбеков.

Санитарные ЗИС-110 очень любили снимать в кино, но делали таких машин крайне мало. Первые автомобили собрали в 1949-м, а всего изготовили лишь 48 экземпляров. Правда, некоторые мастерские сами строили подобные ЗИС-110. В том числе машины, похожие на универсалы — с распашными дверями в задней стенке.

Какие авто использовали для скорых в Советском Союзе

  • ПАЗ-653. Источник: журнал «За рулем»

Самые массовые санитарные автомобили 1950-х делал Павловский автобусный завод на шасси грузовиков ГАЗ-51 с 70-сильным 6-цилиндровым двигателем.

Отдельный медицинский модуль первые годы представлял собой дерево-металлическую конструкцию с дерматиновой крышей. Аналогичные автомобили строили, кстати, и для милиции.

В машине можно было закрепить четверо носилок или посадить тринадцать человек. Для города ПАЗ-653 был не очень удобен. Тем не менее, там такие санитарки тоже работали.

Какие авто использовали для скорых в Советском Союзе

  • ГАЗ-12 ЗИМ. Источник: журнал «За рулем»

После войны мелкие специализированные предприятия делали санитарки на основе ГАЗ-М20 Победа. Но машина для перевозки больных была тесной. Куда удобней оказался большой шестиместный ЗИМ ГАЗ-12.

Медицинские автомобили на его базе завод выпускал серийно. Носилки вставляли в салон через стандартную крышку багажника.

ГАЗ-12 имел комфортную мягкую подвеску и мощный 6-цилиндровый двигатель, развивающий 90 л.с. Санитарные ЗИМы производили даже дольше стандартных – до 1960 года.

Какие авто использовали для скорых в Советском Союзе

  • УАЗ-«буханка». Источник: журнал «За рулем»

Первый полноприводный специализированный автомобиль — УАЗ-450А спроектировали в первую очередь для армии еще в середине 1950-х. Но и на гражданке машины с 72-сильным двигателем тоже служили.

Полноприводные автомобили с понижающей передачей были незаменимы для села, где, в основном, и работали. Санитарные «буханки» делали на базе всех (неоднократно модернизированных) ульяновских микроавтобусов - вплоть до модели УАЗ-3962.

Какие авто использовали для скорых в Советском Союзе

  • ГАЗ-22Д Волга. Источник: журнал «За рулем»

Первый в СССР санитарный универсал на базе Волги ГАЗ-21 выпускали с 1962 года. Автомобиль с 75-сильным двигателем рабочим объемом 2,45 л стал основным городским.

Как и в ЗИМе, около больного могли сидеть два медика. Еще один — рядом с водителем. Запасное колесо стояло за задней левой дверью. Назад провели специальный воздуховод системы отопления.

Санитарные ГАЗ-22 в нескольких версиях выпускали до 1970 года. Но и после прекращения выпуска машины работали еще почти десятилетие.

Какие авто использовали для скорых в Советском Союзе

  • РАФ-977И/РАФ-977ИМ. Источник: журнал «За рулем»

Рижский микроавтобус стал компромиссной и очень удобной машиной для линейной медицинской службы. Автомобиль, созданный на узлах Волги ГАЗ-21, имел мощный 75-сильный мотор и комфортную мягкую подвеску.

Просторный салон позволял удобно разместить больного, медиков и даже приличный набор медицинского оборудования. РАФ-977И и более поздний РАФ-977ИМ выпускали в больших количествах. Микроавтобусы встречались по всему Советскому Союзу — как в больших городах, так и на периферии.

Какие авто использовали для скорых в Советском Союзе

  • ГАЗ-24-03 Волга. Источник: журнал «За рулем»

Универсал на базе Волги ГАЗ-24-02 сменил на конвейере в Горьком аналог — ГАЗ-22Д. Выпуск этой «санитарки» начали в 1973 году. Основные принципы конструкции остались прежними. Но автомобиль стал просторнее и получил более мощный 95-сильный мотор объемом 2,45 л.

Кроме того, запасное колесо в новом универсале лежало в нише под полом багажника и не занимало драгоценное место в салоне.

Аналогичные санитарные Волги делали на базе всех последующих моделей, вплоть до ГАЗ-31022 на базе ГАЗ-3110.

Какие авто использовали для скорых в Советском Союзе

  • РАФ-Tamro. Источник: журнал «За рулем»

Кареты скорой помощи РАФ-977ИМ сменил РАФ-2203, который выпускали в больших количествах. Он стал самой массовой «санитаркой» СССР в 1970-1980-е. Машину, сделанную на узлах Волги ГАЗ-24, оснащали 95-сильным двигателем.

Но медицина шла вперед, и медикам понадобился автомобиль с более высокой крышей, пригодный для работы на ходу. Прежде подобную санитарку сделали на основе эксклюзивного микроавтобуса ЗИЛ-118 Юность. Но серийно не выпускали.

Первые серийные реанимобили на базе РАФ-2203 по советскому заказу спроектировала и строила финская компания Tamro. Позднее такие машины – РАФ-2914 освоил и сам рижский завод.

***

Сейчас в арсенале у служб скорой помощи есть прекрасные современные автомобили, но, к сожалению, имеются и такие, в которых и ехать-то страшно. Подпрыгивает человек с серьезной болью в животе в таких авто на лежачих полицейских и неизвестно, что опаснее – его невыносимое состояние или экстремальный проезд в ужасной машине по неровностям. Скорее бы заменили в службе скорых такие авто! Но главное все-таки, конечно, медики, которые и в «тарантасах» без особых условий готовы ездить, чтобы вовремя прийти на помощь своим пациентам.

На нашем сайте читайте также:

По инф. istrf.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • Полководцы Великой войны: рейтинг от Сталина
    А действительно – кто был лучшим с точки зрения Верховного главнокомандующего? Расхожая точка зрения – Жуков. Вот и Парад Победы 24 июня 1945 года принимал именно он. А командовал парадом Рокоссовский, что тоже символично – его нередко называют «вторым после Жукова». Однако львиная доля возвышения обоих полководцев (особенно Жукова) приходится на 1970-е годы и позже. А как ситуация выглядела в годы войны и первое время после Победы, пока страну возглавлял Сталин?
  • Правда о Победе
    История – служанка политики, взгляд на прошлое, исходящий из сиюминутной конъюнктуры? Или все-таки наука, одна из сфер наших знаний, требующая точности и беспристрастности?
  • «А иначе зачем на земле этой вечной живу?»
    К 100-летию со дня рождения Булата Окуджавы и Юлии Друниной.
  • Люди доброй воли Иммануила Канта
    Философ Иммануил Кант не бывал в Иркутской области. Он практически никогда не покидал родного Калининграда, триста лет назад и до 1946 года называвшегося Кенигсбергом. Но его философские труды, его идеи шагают и по Сибири. Особенно актуально их вспомнить в апреле.
  • Золотой век Зои Богуславской
    Зоя Богуславская – знаменитая российская писательница, эссеист, искусствовед и литературный критик, автор многочисленных российских и зарубежных культурных проектов, заслуженный работник культуры РФ.
  • БАМ – ССО – ВЛКСМ
    На прошлой неделе побывал сразу на нескольких мероприятиях, связанных с аббревиатурами, вынесенными в заголовок, и нахлынули воспоминания. Правда, они (воспоминания) выстроились в голове в обратном порядке, нежели в заголовке. Впрочем, так и было в истории. И в жизни…
  • Чутье. Рассказ Владислава Огаркова
    Эту историю поведал Эдуард Копица, мой знакомый, живший в северном Усть-Илимске. Водитель грузовиков и автобусов, простой и светлый человек, он очень любил природу и многое знал о ней. Увы, ушедший туда, откуда не возвращаются.
  • День Победы: страницы жизни Виктора Секерина
    Виктор Павлович Секерин в 70-е годы заведовал кафедрой и аспирантурой на факультете иностранных языков КГПИ. Он поражал эрудицией, смелостью, раскованностью, ораторским мастерством. Сердце его не выдержало перегрузок в 58 лет. О его жизни и пойдет речь.
  • Защитники, или Воспоминания новоявленного бравого солдата Швейка о превратностях воинской службы
    Почти вся история человечества прошла в войнах и вооруженных конфликтах. Причин тому множество, всех их и не перечислить, да и такой задачи автор не ставит. Куда интереснее вопрос о роли подготовки военных кадров для успешной защиты Отечества. Автору на примерах своей биографии представилась возможность рассказать, как его в очень давнюю эпоху готовили защищать свою страну. И первым моим рассказом будет повествование о начале моей воинской «карьеры» в послевоенной Одессе. Александр Табачник
  • Не судьба?
    Судьба некоторых книг складывается словно по драматическому сюжету. Недавно мне довелось ознакомиться с повестью Г.П. Баранова «Злой Хатиман. Записки военного разведчика», которая могла прийти к читателям ещё в конце 80-­х. Но не пришла. И вот тут интересно разобраться – почему...
  • Фронтовик, писатель, гражданин: сто лет Виктору Астафьеву
    1 мая исполнится 100 лет со дня рождения Виктора Астафьева
  • Какой была в СССР бытовая техника
    Президент Владимир Путин сказал, что «в СССР выпускали одни галоши». Такое высказывание задело многих: не одними галошами был богат Советский союз, чего стоила бытовая техника!
  • 90-е: лихие или бурные?
    «Эта песня хороша – начинай сначала!» – пожалуй, это и о теме 1990-х годов: набившей оскомину, однако так и не раскрытой до конца.
  • «…Я знаю о своем невероятном совершенстве»: памяти Владимира Набокова
    Владимир Набоков родился в Петербурге 22 апреля (10 апреля по старому стилю) 1899 года, однако отмечал свой день рождения 23-го числа. Такая путаница произошла из-за расхождения между датами старого и нового стиля – в начале XX века разница была не 12, а 13 дней.
  • «Помогите!». Рассказ Андрея Хромовских
    Пассажирка стрекочет неумолчно, словно кузнечик на лугу:
  • «Он, наверное, и сам кот»: Юрий Куклачев
    Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола (1980).
  • Эпоха Жилкиной
    Елена Викторовна Жилкина родилась в селе Лиственичное (пос. Листвянка) в 1902 г. Окончила Иркутский государственный университет, работала учителем в с. Хилок Читинской области, затем в Иркутске.
  • «Открывала, окрыляла, поддерживала»: памяти Натальи Крымовой
    Продолжаем публикации к Международному дню театра, который отмечался 27 марта с 1961 года.
  • Казалось бы, мелочь – всего один день
    Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой год.
  • Так что же мы строим? Будущее невозможно без осмысления настоящего
    В ушедшем году все мы отметили юбилейную дату: 30-ю годовщину образования государства Российская Федерация. Было создано государство с новым общественно-политическим строем, название которому «капитализм». Что это за строй?