ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ

«Инвалидка»: маленький автомобиль с большой историей

Татьяна Кононова, 1rre.ru   
17 Мая 2020 г.
Изменить размер шрифта

Необычное транспортное средство — «инвалидку» в нынешнее время не встретишь на дорогах страны. Однако в конце прошлого века эти стрекочущие неказистые машинки можно было встретить практически в каждом дворе. Их владельцы вызывали к себе уважение, так как такой транспорт выдавался в основном ветеранам-инвалидам, участвовавшим в Великой Отечественной войне.

 «Инвалидка»: маленький автомобиль с большой историей

История создания «инвалидки», фото машины

«Инвалидка» — мотоколяска небольших размеров, изготовленная на Cерпуховском Мотозаводе. Свое нехитрое название эта маленькая, непритязательная машинка получила из-за своего предназначения — облегчать жизнь инвалидам.

В 50-е годы на Мотозаводе Серпухова наладили выпуск трехколесных автомотоколясок, получивших название СЗЛ. Со временем на смену этой модели пришел микроавтомобиль СЗА с открытым кузовом, брезентовым верхом и наличием 4-х колес.

 «Инвалидка»: маленький автомобиль с большой историей

Однако такая машина не отвечала выдвигаемым стандартам. Поэтому на Мотозаводе начали разработку нового автомобиля. И только к концу 60-х годов появились мотоколяски марки СМЗ-С3Д, которые имели некоторые отличия от прежних машин. Они были усовершенствованы и отличались наличием:

нового мотора ИЖ-П2;

металлического цельного кузова;

гидравлического привода тормозов;

двенадцативольтового электрического оборудования;

«автомобильной» оптики.

Многие автомобилисты скептически относились к «инвалидке» из-за упрощенного и несовершенного дизайна, низкого скоростного режима автомобиля на дорогах.

Кому полагалась «инвалидка»

Руководство Советского государства опекалось проблемами инвалидов, которых по официальным данным после Великой отечественной войны насчитывалось более 2-х миллионов. Поэтому вопрос о дешевом и упрощенном автотранспорте для людей с ограниченными возможностями стоял остро.

 «Инвалидка»: маленький автомобиль с большой историей

Купить автомотоколяску СМЗ-С3Д в конце 80-х годов можно было за 1100 руб. Их выдачей инвалидам занимались Собесы. Причем инвалиды 1-й группы, ветераны Великой Отечественной войны, а также получившие инвалидность из-за производственной травмы или во время прохождения службы Советской армии, получали это автотранспортное средство передвижения абсолютно бесплатно. Для других категорий необходимо было внести 20% от стоимости, однако для этого нужно было ждать своей очереди 5-7 лет.

При этом полученную от государства «инвалидку» владелец мог эксплуатировать в течение пяти лет. Через некоторое время автотранспортное средство проходило бесплатный капремонт. После окончания срока эксплуатации, сдав машину, инвалид мог получить новую автомотоколяску.

Иногда граждане Советского Союза полученную СМЗ-С3Д не использовали совсем или ездили на ней всего лишь несколько раз, так как в этом не было необходимости. Однако отказываться от таких «подарков» государства инвалиды не хотели.

Конечно, хотелось бы для наших ветеранов Великой Отечественной не такое уж незамысловатое транспортное средство. Но ведь машина в то время была не для каждого средством передвижения, а одним из предметов роскоши в принципе. И многих людей как раз именно «инвалидка» сделала более мобильными и облегчила жизнь. Бесплатная, с возможным капремонтом и дальнейшей заменой – плюсов тоже достаточно.

Еще любопытные публикации об автосфере:

По инф. 1rre.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • Дети войны. Документальный рассказ Евгения Корзуна
    Эту историю мне рассказал коллега по профессии. Он родом с Донской земли, вся его родня произошла из казачества, проживала и до сих пор проживает на Дону. А он после учебы в Москве обрел вторую родину в Сибири. Они подростками сполна хлебнули горечь немецко-фашистской оккупации.
  • Черемховские наступают: о чем говорят перестановки в правительстве
    Правительство в очередной раз пополнила обойма губернаторов, которых в Кремле посчитали годными к работе на федеральном уровне.
  • Размышления в Год семьи
    Мое послевоенное детство прошло в маленьком заполярном поселке. Домишки были неказистые, с удобствами во дворе, воду привозили на телеге, наливая пожарным шлангом через прорубленное в стене оконце двухсотлитровые бочки, много чего еще не хватало и в скромных магазинчиках того времени. А вот разновозрастной ребятни было много. И мы, мальчишки 10-12 лет, как-то мало обращали внимание на эти неудобства.
  • Полководцы Великой войны: рейтинг от Сталина
    А действительно – кто был лучшим с точки зрения Верховного главнокомандующего? Расхожая точка зрения – Жуков. Вот и Парад Победы 24 июня 1945 года принимал именно он. А командовал парадом Рокоссовский, что тоже символично – его нередко называют «вторым после Жукова». Однако львиная доля возвышения обоих полководцев (особенно Жукова) приходится на 1970-е годы и позже. А как ситуация выглядела в годы войны и первое время после Победы, пока страну возглавлял Сталин?
  • Правда о Победе
    История – служанка политики, взгляд на прошлое, исходящий из сиюминутной конъюнктуры? Или все-таки наука, одна из сфер наших знаний, требующая точности и беспристрастности?
  • «А иначе зачем на земле этой вечной живу?»
    К 100-летию со дня рождения Булата Окуджавы и Юлии Друниной.
  • Люди доброй воли Иммануила Канта
    Философ Иммануил Кант не бывал в Иркутской области. Он практически никогда не покидал родного Калининграда, триста лет назад и до 1946 года называвшегося Кенигсбергом. Но его философские труды, его идеи шагают и по Сибири. Особенно актуально их вспомнить в апреле.
  • Золотой век Зои Богуславской
    Зоя Богуславская – знаменитая российская писательница, эссеист, искусствовед и литературный критик, автор многочисленных российских и зарубежных культурных проектов, заслуженный работник культуры РФ.
  • БАМ – ССО – ВЛКСМ
    На прошлой неделе побывал сразу на нескольких мероприятиях, связанных с аббревиатурами, вынесенными в заголовок, и нахлынули воспоминания. Правда, они (воспоминания) выстроились в голове в обратном порядке, нежели в заголовке. Впрочем, так и было в истории. И в жизни…
  • Чутье. Рассказ Владислава Огаркова
    Эту историю поведал Эдуард Копица, мой знакомый, живший в северном Усть-Илимске. Водитель грузовиков и автобусов, простой и светлый человек, он очень любил природу и многое знал о ней. Увы, ушедший туда, откуда не возвращаются.
  • День Победы: страницы жизни Виктора Секерина
    Виктор Павлович Секерин в 70-е годы заведовал кафедрой и аспирантурой на факультете иностранных языков КГПИ. Он поражал эрудицией, смелостью, раскованностью, ораторским мастерством. Сердце его не выдержало перегрузок в 58 лет. О его жизни и пойдет речь.
  • Защитники, или Воспоминания новоявленного бравого солдата Швейка о превратностях воинской службы
    Почти вся история человечества прошла в войнах и вооруженных конфликтах. Причин тому множество, всех их и не перечислить, да и такой задачи автор не ставит. Куда интереснее вопрос о роли подготовки военных кадров для успешной защиты Отечества. Автору на примерах своей биографии представилась возможность рассказать, как его в очень давнюю эпоху готовили защищать свою страну. И первым моим рассказом будет повествование о начале моей воинской «карьеры» в послевоенной Одессе. Александр Табачник
  • Не судьба?
    Судьба некоторых книг складывается словно по драматическому сюжету. Недавно мне довелось ознакомиться с повестью Г.П. Баранова «Злой Хатиман. Записки военного разведчика», которая могла прийти к читателям ещё в конце 80-­х. Но не пришла. И вот тут интересно разобраться – почему...
  • Фронтовик, писатель, гражданин: сто лет Виктору Астафьеву
    1 мая исполнится 100 лет со дня рождения Виктора Астафьева
  • Какой была в СССР бытовая техника
    Президент Владимир Путин сказал, что «в СССР выпускали одни галоши». Такое высказывание задело многих: не одними галошами был богат Советский союз, чего стоила бытовая техника!
  • 90-е: лихие или бурные?
    «Эта песня хороша – начинай сначала!» – пожалуй, это и о теме 1990-х годов: набившей оскомину, однако так и не раскрытой до конца.
  • «…Я знаю о своем невероятном совершенстве»: памяти Владимира Набокова
    Владимир Набоков родился в Петербурге 22 апреля (10 апреля по старому стилю) 1899 года, однако отмечал свой день рождения 23-го числа. Такая путаница произошла из-за расхождения между датами старого и нового стиля – в начале XX века разница была не 12, а 13 дней.
  • «Помогите!». Рассказ Андрея Хромовских
    Пассажирка стрекочет неумолчно, словно кузнечик на лугу:
  • «Он, наверное, и сам кот»: Юрий Куклачев
    Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола (1980).
  • Эпоха Жилкиной
    Елена Викторовна Жилкина родилась в селе Лиственичное (пос. Листвянка) в 1902 г. Окончила Иркутский государственный университет, работала учителем в с. Хилок Читинской области, затем в Иркутске.