ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-05-02-02-24-06
Максим Галкин*, признанный в России иностранным агентом, разместил в соцсетях фотографию своей жены, Аллы Пугачевой, после душа.
-90-
Некогда суперпопулярную певицу Таню Овсиенко заподозрили в алкогольной зависимости. Поводом для этого стал её уставший вид и неуверенная походка на некоторых...
2024-04-20-16-19-40
Звезда фильма «Виват, гардемарины!» Михаил Мамаев отправился добровольцем на СВО в конце 2022 года. Там он стал военкором и собирал материал для собственного...
2024-05-04-17-39-14
Стас Михайлов довольно долго шёл к признанию и в конце концов добился статуса суперзвезды. Но как известно, у всего есть свои плюсы и минусы.
2024-04-18-18-36-18
Совсем недавно молодая супруга Евгения Петросяна Татьяна Брухунова призналась, что снова стала мамой. Судя по всему, дочь Матильда родилась 13 октября прошлого...

Прогулка по литературной эпохе одним кликом

Изменить размер шрифта

Теперь каждый желающий может в один клик прогуляться по толстовской Ясной Поляне, чеховскому Мелиховy, тютчевскому Муранову или пушкинским Захарову и Вяземам. Для продвинутых и любознательных Google создал в 2011-м свою Академию культуры, объединившую более 700 музеев, архивов и учреждений культуры из 60 стран мира: от Opera Garnier до Большого театра, от Музея блокады Ленинграда до Metropolitan Museum в Нью-Йорке. Проект «Литературная Россия» был начат в прошлом году: на платформе академии появились виртуальные филиалы московских музеев Пушкина, Маяковского, Гоголя, Булгакова, Есенина. Недавно в их компанию влились усадебные музеи-заповедники «Ясная Поляна», «Мелихово», «Мураново», «Вяземы», а также дома-музеи Герцена, Пришвина и Лермонтова.

Достоинства проекта очевидны. Музеи получают возможность сообщить о себе миру. Да еще и бесплатно, что очень существенно: оцифровка фондов и архивов, не говоря уже о создании виртуальных экскурсий — дело весьма затратное и большинству музеев, особенно провинциальных, просто не по карману. Для виртуальных посетителей выгод и вовсе тьма. Можно рассмотреть крупным планом каждую марку на письменном столе Чехова или легендарную толстовскую фразу «Все смешалось в доме Облонских»... И все не покидая дивана, когда душа пожелает.

Но дальше не все так однозначно. Ключевая идея, настойчиво продвигаемая гендиректором «Google Россия» Юлией Соловьевой, формулируется следующим образом: «Цифровые технологии делают путешествие по музею более интересным и увлекательным для молодого поколения, не мыслящего жизни без интернета. Они делают такие экскурсии понятными и простыми». Но разве проще — значит лучше? Возможность разбить «Ночной дозор» Рембрандта на пазлы на экране не облегчит проникновения в замысел художника.

Надо сказать, что «цифровой эйфорией» охвачено отнюдь не все музейное сообщество. К примеру, музей Л.Н. Толстого в Хамовниках, в отличие от «Ясной Поляны», отказался от участия в проекте, не увидев в нем для себя окрыляющих перспектив. Главный козырь, который проект предлагает музеям, — увеличение посещаемости. На презентации не раз повторяли, что после присоединения к Академии культуры туристический трафик (слово-то какое!) в музее в самые короткие сроки увеличивается на 30, а то и на 50%, и приводили в пример «оцифрованные» Помпеи.

А теперь представьте толпы туристов, бродящих среди развалин совсем небольшого древнего городка. Да они эти Помпеи лет за пять-десять в пыль сотрут своими сандалиями! На днях по СМИ прокатилась волна публикаций о том, что европейские музеи на своих сайтах начинают вывешивать призывы отказаться от посещения: очереди зашкаливают. А новоизбранный мэр Барселоны намерен поднять вопрос об ограничении доступа туристов в город...

Даже в таком гиганте, как Эрмитаж, если посетителей в зале слишком много, начинаешь раздражаться и нервничать. А традиционной русской усадьбе, строившейся для тихой загородной жизни, толпа вообще противопоказана. В комнатах Чеховых или Толстых и десяток человек — уже столпотворение, а литературный музей ценен как раз своей неповторимой атмосферой, приближающей посетителя к миру писателя. По свидетельству Феклы Толстой, «Ясная Поляна» в увеличении турпотока совершенно не нуждается — и так работает на пределе.

Нашествие цифровых технологий не остановить. Виртуальность и подлинность могут сосуществовать очень гармонично, если не позволить первой обесценить и подменить собой вторую.

По инф. trud.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!