ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-05-02-02-24-06
Максим Галкин*, признанный в России иностранным агентом, разместил в соцсетях фотографию своей жены, Аллы Пугачевой, после душа.
-90-
Некогда суперпопулярную певицу Таню Овсиенко заподозрили в алкогольной зависимости. Поводом для этого стал её уставший вид и неуверенная походка на некоторых...
2024-04-20-16-19-40
Звезда фильма «Виват, гардемарины!» Михаил Мамаев отправился добровольцем на СВО в конце 2022 года. Там он стал военкором и собирал материал для собственного...
2024-05-04-17-39-14
Стас Михайлов довольно долго шёл к признанию и в конце концов добился статуса суперзвезды. Но как известно, у всего есть свои плюсы и минусы.
2024-04-18-18-36-18
Совсем недавно молодая супруга Евгения Петросяна Татьяна Брухунова призналась, что снова стала мамой. Судя по всему, дочь Матильда родилась 13 октября прошлого...

Как домашние тапочки дошли до России

По инф. cyrillitsa.ru   
07 Мая 2023 г.
Изменить размер шрифта

Домашние тапки – одна из примет традиционного российского быта. Говорят, что об этом пишут даже в европейских и американских туристических справочниках по нашей стране. Однако, так было не всегда. Тапочки прижились в прихожих наших квартир далеко не сразу.

Как домашние тапочки дошли до России

Кто и когда впервые начал переобуваться дома

Тапки – в смысле, легкая, мягкая обувь без каблука и, зачастую, без задника – возникли довольно давно. Можно вообще считать, что это один из самых древних видов обуви. Нечто подобное можно видеть и на древнеегипетских фресках, и на персидских миниатюрах. Есть даже версия, что такие домашние туфельки активно внедряли в восточных сералях, дабы наложницы султанов не разбежались.

Понятно, что в подобной обуви можно лишь по коврам вышагивать, и то неспешно, а по каменистым дорогам не очень-то походишь. Восточные мужчины в домашней обстановке тоже предпочитали носить такие туфли – в жарком климате это гораздо удобнее какой-нибудь дорожной обуви, да и ковры жаль сапожищами топтать.

В Европе и у нас в России до поры до времени обходились без домашних тапок. В Европе знать жила в замках, каменные полы которых не располагали к переобуванию. Бедный люд обитал в жилищах попроще, где полом иной раз служила хорошо утоптанная земля. В любом случае – не до тапок. Если уж очень надо было сбросить обувь, ходили просто босиком. Или, как вариант, в толстых носках. Во Франции, в Голландии, в некоторых регионах Германии простой народ активно носил деревянные сабо. Входя в дом, их сбрасывали и оставались в чулках или носках.

В России можно было видеть примерно ту же картину. Простолюдины у нас носили лапти или поршни (кожаная обувь без каблука), в жару обходясь собственными голыми пятками. Знать обувалась в сапоги. У знатных женщин вопрос комнатной обуви вообще не очень стоял, поскольку они в силу своего статуса должны были сидеть дома, выходя лишь в церковь или, крайне редко, в гости. В этом случае зажиточные люди передвигались в каких-нибудь санях или каретах. Поэтому женщинам шили легкие, мягкие сапожки, очень нарядные и тонкие.

Мода на тапки в Европе начала распространяться после крестовых походов, когда мужчины в числе прочих диковин стали привозить своим дамам с востока и изящные туфельки без задника. Времена менялись, быт становился более комфортным, привилегированный класс забыл о холодных каменных полах и обосновался во дворцах с паркетами. Вот тут-то и начался расцвет домашней одежды и обуви. В XVIII веке мужчины в неофициальной обстановке носили шлафроки (халаты), женщины – пеньюары (в «галантном веке» это было не белье, а домашняя одежда). К такой одежде полагались домашние туфли.

Все это очень понравилось Петру I, совершавшему свой знаменитый вояж по Европе. Вместе с прочими видами европейской одежды Петр внедрил в России и шлафрок с тапками. С тех пор в нашей стране образ богатого барина-домоседа стал прочно ассоциироваться с халатом и домашними туфлями. Именно так выглядит, например, знаменитый Обломов.

Когда домашняя обувь появилась в СССР

В общем, понятно, что домашние тапочки – это признак определенного уровня жизни, в котором есть место покою и комфорту. По этой причине в СССР повсеместно носить домашнюю обувь стали далеко не сразу.

Вначале быт подавляющего большинства населения мало отличался от дореволюционного. Крестьяне по-прежнему жили в избах с печным отоплением и с нужником во дворе, да и в городах отдельные благоустроенные квартиры имели далеко не все. И только в конце пятидесятых, когда ушли в прошлое потрясения эпохи индустриализации и коллективизации, и ужасы войны, правительство озаботилось, наконец, бытом и удобствами населения.

Начали активно возводить новые городские кварталы, народ стал перебираться из коммуналок и бараков в собственные, хоть и небольшие квартиры. Предприятия легкой промышленности расширили ассортимент выпускаемой продукции. В том числе, появились и домашние тапочки. Они перестали быть атрибутом барственности, но сделались неизменным признаком отдыха уставшего пролетария: диван, тапки, телевизор.

«Не ходи по чистому!»

И, наконец, еще одно, не менее важное обстоятельство. В нашей стране тапки прижились так хорошо и еще по одной причине: у русских издавна существует традиция мыть пол. В Европе с этим все обстояло совсем не так, как у нас. Каменные полы посыпали мелко нарубленным тростником, и уборка заключалась в том, что этот тростник выметали вместе разным мусором, объедками, которые просто-напросто швыряли на пол, и с прочей дрянью. А если пол земляной, то мыть его и вовсе не нужно. Когда появились красивые паркеты, их начали натирать воском. Более или менее современные представления о гигиене, как известно, возникли лишь в XIX веке, и то не повсеместно.

В России полы были, как правило, деревянными, особенно в лесистой части страны. По деревянным половицам ходили и знатные люди и простолюдины. И традиция содержать в чистоте себя и жилище возникла очень давно. Может быть, дело тут в том, что дрова в Европе были страшно дороги, и не все могли позволить себе мыться в горячей воде, может быть, дело во влиянии католической церкви, которая твердила о греховности заботы о теле, может быть, в чем-то еще, но факт остается фактом: гигиена в Европе была на довольно низком уровне. А в России каждую субботу топились бани и во всех жилищах шла уборка. Деревянный пол полагалось тереть песком, скоблить ножиком, мыть в трех-четырех водах. Для особенно ответственных уборок, например, накануне Пасхи, женщины собирались группами и отмывали жилища по очереди, сначала у одной, затем у другой и так далее. По такому чистому полу ходили только босиком, если не было домашней обуви. Еще одним признаком важности мытья пола в России служит обилие примет: и нельзя в старой одеждой полы намывать, и не стоит за ушедшими друзьями пол протирать, а вот за покойником – непременно, и что мыть надо утром и желательно от порога внутрь жилища, и так далее.

Так что, возглас: «Куда в ботинках, не ходи по чистому!» знаком нашим людям с самого детства. Так стоит ли удивляться тому, что тапки так прочно прижились в нашем быту?

***

Современные дома в России, даже очень большие, невозможно представить без наличия тапок. А производители все разнообразят свои предложения. Выпускают мужские, женские тапочки, унисекс, детские, на платформе или тонкой подошве, с помпонами, из разных материалов. В такой обуви ногам удобно, комфортно и гигиенично. И вряд ли когда-нибудь в нашей стране традиция ходить дома в тапочках сойдет на нет.

На нашем сайте читайте также:

Еще из истории вещей:

Источник: cyrillitsa.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!