ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ

В интересах России: как спасли «Лензолото» и Сухой Лог

Записал Виктор СОТНИКОВ   
31 Марта 2024 г.
Изменить размер шрифта

Широкую известность получила твердая, принципиальная позиция главы администрации (затем – губернатора) Иркутской области Юрия Ножикова по защите самостоятельности региональной энергосистемы и низких тарифов на электроэнергию. В 1993 году действия по защите народных интересов увенчались успехом – независимость «Иркутскэнерго» удалось отстоять в Конституционном суде. Это было важным, но лишь одним из эпизодов борьбы Иркутской области в 1990-е годы за свои права. Среди подобных событий – драматическая и поучительная история о защите интересов государства и области в объединении «Лензолото» и проекте по разработке крупнейшего в мире золоторудного месторождения Сухой Лог.

В интересах России: как спасли «Лензолото» и Сухой Лог

О том, что тогда происходило вокруг этих объектов, расположенных в Бодайбинском районе, рассказывает кандидат юридических наук, член Общественной палаты Иркутской области Владимир Татарников, в 1991–1996 годах – помощник представителя президента России в Иркутской области, входивший в команду Юрия Ножикова.

Осторожно, двери закрываются!

– Начало 90-х годов было периодом приватизации государственного имущества. В том числе того, которое находилось в распоряжении производственного объединения (ПО) «Лензолото». Крупные предприятия тогда преобразовывали в акционерные общества, причем ОТКРЫТОГО типа (АООТ). Но 9 апреля 1992 года правительство РФ принимает постановление № 693. Суть документа: преобразовать ПО «Лензолото» в акционерное общество ЗАКРЫТОГО типа (АОЗТ) «Лензолото» и разрешить ему привлекать иностранных инвесторов для финансирования развития производства; при условии, что вклад инвесторов не должен превышать 31 процент. Роскомнедрам поручалось в соответствии с правопреемством обеспечить оформление лицензии АОЗТ. Постановление подписал первый заместитель председателя правительства Егор Гайдар.

С этого началась история проблемы, история нарушений. Первое нарушение: ПО преобразовано в АОЗТ. Что такое АОЗТ? Это междусобойчик – ты да я, да мы с тобой. Закон такого не разрешал; например, «Иркутскэнерго» было преобразовано в АООТ.

Дальше – больше. Во исполнение этого постановления Госкомимущества 28 августа 1992 года принимает распоряжение № 392 за подписью заместителя председателя Государственного комитета по управлению имуществом (Госкомимущества; ГКИ) Петра Мостового. Там сказано: учредить АОЗТ «Лензолото» с участием иностранного инвестора – австралийской фирмы «Стар технолоджи системз Лимитед», и с ликвидацией ПО «Лензолото». Дальше говорилось, что АОЗТ принимает на себя все имущественные права путем акта передачи имущества ПО к АОЗТ.

То есть помимо того, что повторилось нарушение из постановления правительства, добавилось другое: иностранная фирма становится соучредителем нового АОЗТ наряду с Госкомимуществом. Хотя в постановлении правительства была другая схема: преобразовать – и разрешить инвестиции. А тут «Стар» не привлечена, а участвует в качестве соучредителя наряду (а по сути, наравне) с государством.

Это сразу породило вопросы. Почему именно эта фирма? Чем она лучше других? Какие у нее успехи в освоении каких-либо месторождений? И где здесь Иркутская область, где трудовой коллектив? Сразу же стало ясно, что интересы Иркутской области нарушены, тем более что по Конституции РСФСР, которая тогда еще действовала, вопросы недропользования относились к совместной компетенции центра и субъектов Федерации. К слову сказать, и в действующей Конституции РФ имеется такая же норма. Кроме того, в тот период областной Совет народных депутатов имел право приостанавливать на территории региона действие спорных нормативных актов федеральных органов исполнительной власти вплоть до законного разрешения вопроса.

Четыре процента как входной билет

С этого момента и начался юридический спор. Однако на самом деле он выходил за рамки права. А если бы действовали по закону, то фирме «Стар» нужно было открыто доказать свои преимущества перед другими претендентами свою состоятельность и внести объем денежных средств, достаточный для освоения золоторудного месторождения Сухой Лог – а именно оно находилось в центре всей этой истории. В те времена по тем ценам предполагалось, что для освоения Сухого Лога требуется примерно 2 млрд долларов. А как было на самом деле? Предполагалось, что «Стар» внесет в уставный капитал 250 млн долларов. Но интересно, что согласно учредительному договору «Стар» предоставили возможность внести в течение первого года не всю сумму, указанную в договоре, а только 125 млн долларов. На остальную сумму отводилось еще три года. Но даже когда уже прошли все сроки, «Стар» внесла в итоге 12 млн долларов, или 4,8 процента от суммы, предусмотренной учредительным договором. Очевидно, что с такой суммой освоить месторождение невозможно.

Скорее всего, осваивать его и не собирались. Тогда зачем все это было придумано? Акции «Стар» котировались на бирже. От чего зависит их стоимость? В том числе от того, в каких проектах участвует компания. И если фирма является участником акционерного общества с долей 31 процент, и не просто золоторудного месторождения, а крупнейшего в мире (около 2 тыс. тонн золота), то акции будут высоко котироваться – считается, что такие месторождения кому попало не достаются.

Как повлияло участие «Стар» в Сухоложском проекте на котировку акций компании? Акции стали дороже. Но если компания внесла 4 процента того, что положено внести, что же она собралась осваивать?

Поэтому и органы власти Иркутской области – администрация, Малый Совет – не просто приостановили действие постановления правительства и особенно распоряжения Госимущества, но и стали оспаривать их в судебном порядке. При этом постановление правительства еще можно было как-то исправить – изменить АОЗТ на АООТ, отобрать инвесторов на конкурсе, и дело могло бы двинуться. Но документ, подписанный Мостовым, ставил крест на освоении золоторудного месторождения.

Прокуратура не дала «добро»

В распоряжении Госкомимущества был еще один пункт – о рассекречивании данных о Сухом Логе (данные о запасах и добыче составляли государственную тайну, их нельзя было публиковать в печати). Одно дело, когда ты знаешь эту информацию неофициально, в принципе, а другое – на основе официальных данных; это придает совершенно другой вес. Поэтому ГКИ предложило рассекретить данные. Я обратился в органы госбезопасности (тогда Министерство безопасности РФ) с мнением, что рассекречивать не надо. И не только потому, что кто-то узнает, сколько там золота, но это экономическая информация, которая влияет на размер вклада Российской Федерации. Ведь РФ (ранее СССР) выявила это месторождение, исследовала и утвердила запасы. Это стоило немало государственных средств и труда людей.

Еще одна деталь. АОЗТ «Лензолото» получило лицензии не только на Сухой Лог, но и на все рассыпные месторождения, которыми до этого занималось ПО. И фирма «Стар» получила право по учредительному договору на все доходы, которое получает АОЗТ. Реальные доходы, а не когда-то там, как от Сухого Лога. То есть ничего не вкладывают, а деньги получают.

Министерство безопасности неоднократно (шесть раз) письменно проинформировало правительство РФ о нецелесообразности привлечения фирмы «Стар» в качестве соучредителя на основе учредительного договора и передачи АОЗТ монопольного права на освоение Сухого Лога, так как это наносит ущерб интересам России.

Итак, вопрос состоит из двух частей – формально-юридической и чисто экономической. Но обе говорят об одном и том же: это грубейшее нарушение закона и невыгодно РФ с экономической точки зрения. То есть такое решение принимать было нельзя.

Такую же позицию заняла и Генеральная прокуратура: и постановление правительства о том, что учреждается АОЗТ, и, в особенности, распоряжение ГКИ, где «Стар» выступает в качестве соучредителя, без конкурса и на льготных условиях, противоречит законодательству о приватизации. В итоге три генеральных прокурора, причем разные по характеру, менталитету – Степанков, Казанник, Ильюшенко – написали одно и то же: необходимо устранить нарушения закона.

Тут, правда, важная деталь: акты правительства не поднадзорны генпрокурору с тем, чтобы он мог принести протест. Поэтому они писали Гайдару, а затем Черномырдину письма лишь с просьбой устранить нарушения.

1503 20 2

1503 20 3

  • Юрист Владимир Татарников о важном событии середины 90-х

К министру – через час

– Как реагировало Госкомимущество на обращения от главы областной администрации Ножикова, председателя облсовета Игнатенко, представителя президента России в Иркутской области Широбокова, я уж не говорю о генеральных прокурорах? В июле 1993 года Мостовой пишет письмо вице-премьеру правительства, министру финансов Борису Федорову. Рассказывает о том, как якобы хорошо идет процесс освоения месторождения. А дальше объясняет разногласия: мол, требования администрации и Совета Иркутской области «во многом противоречивы и отражают политическую борьбу и амбиции представителей различных группировок внутри этих органов власти». Вот так! То есть вместо ответа по существу мы видим голословные обвинения.

То есть Мостовой объяснил все внутренними дрязгами. Каким образом «внутренние дрязги» убедили сразу трех генпрокуроров, в объяснениях Мостового не сказано.

Чтобы решать вопрос позитивно, то есть осваивать месторождение, инвестиции, безусловно, нужны. Перед очередной командировкой в Москву мы заручились общей поддержкой Ножикова и областного Совета, что нужно обратиться в Министерство атомной промышленности, поскольку это ведомство имеет опыт разработки таких месторождений, у него есть необходимые технологии и ресурсы. По приезде в Москву я позвонил по обычному, городскому телефону министру Виктору Никитичу Михайлову и – он взял трубку. Я представился, объяснил, по какому вопросу обращаюсь, и спросил, может ли он меня принять. Министр отвечает: сейчас не могу, подходите через час. А в нынешние времена к любому министру хорошо, если попадешь через месяц.

Через час я приехал, объяснил ситуацию. Он сказал, что да, проблема есть, и действительно в том виде, как это преподносит Мостовой, действовать нельзя. И что мы как министерство заинтересованы в освоении месторождения Сухой Лог и готовы участвовать. Дал команду через день-два собрать совещание. На этом совещании были представители Комитета РФ по драгоценным металлам и драгоценным камням (Росдрагмета), Минатома и Министерства природных ресурсов. В результате появилось письмо от 4 апреля 1994 года на имя премьера Черномырдина, его подписали Ножиков и Михайлов. Там предлагалось принять предложение правительства по проблеме освоения Сухого Лога, создать акционерное общество – горнорудную компанию с участием Минатома, предприятий золотодобывающей промышленности Иркутской области, АО «Братскгэсстрой» и «других предприятий и организаций Российской Федерации, способных внести реальный вклад в развитие месторождения; определить порядок и условия освоения месторождения Сухой Лог». То есть было решено обойтись без иностранных инвесторов.

Чубайс переходит в атаку

Но даже после этого в правительстве ничего не сдвинулось. Тогда мы, представители команды Ножикова, с активным участием заведующего юридическим отделом администрации области Валерия Николаевича Андриянова, сделали еще один шаг. Поскольку были затронуты интересы Российской Федерации с точки зрения ее экономической безопасности, было решено обратиться к секретарю Совета безопасности Олегу Ивановичу Лобову. Мне довелось там побывать. И появилась бумага, во многом повторяющая предыдущие: сказано о нарушениях законности, что органы власти уже неоднократно обращались, но решения до сих пор нет и т. д. Более того, мы приготовили документы, и я доложил на совещании у Михайлова о проекте распоряжения правительства РФ об отмене постановления Гайдара и распоряжения Мостового с поручением Комитету РФ по геологии и использованию недр (Роскомнедра) обеспечить проведение внутреннего конкурса на разработку месторождения Сухой Лог. Росдрагмету предписывалось выделить в первом полугодии 1994 года 3 тонны золота для его реализации как конвертируемой валюты; Внешторгбанку перечислить средства от продажи этого золота на счет Росдрагмета, а Росдрагмету начать реальное освоение месторождения. Проект подписали председатель областного Совета народных депутатов Виктор Игнатенко, заместитель Ножикова Борис Сюткин и представитель президента России в Иркутской области Игорь Широбоков. Затем Михайлов, председатель Роскомнедр Виктор Орлов, председатель Росдрагмета Евгений Бычков и глава администрации Бодайбинского района Николай Сизых. Кто не подписал, хотя должен был? Председатель Госкомимущества Чубайс.

Вопрос закрутился серьезно. Чем же в это время занимался Чубайс? Он написал жалобу на… Татарникова Владимира Германовича, то есть на меня, и отправил ее руководителю администрации президента Сергею Филатову. Тот переправил генпрокурору с просьбой разобраться. Что ответил и. о. генпрокурора Ильюшенко? «В приложенной к вашему письму докладной записке председателя Госкомимущества Чубайса А. Б. содержится предположение о корыстных мотивах и шантаже со стороны инициатора обращении Татарникова В. Г. Однако эта информация не несет каких-либо сведений о совершении преступления, не содержит конкретных данных, свидетельствующих об этом. А посему считаем, что принятие Генеральной прокуратурой мер не имеющим оснований. Проверки по статье 109 УПК не усматриваем». 109-я статья предусматривает возбуждение уголовного дела.

Ответ Ильюшенко ушел к президенту Ельцину. Возможно, к «письмам Чубайса» приложил руку генеральный директор «Стар» Ин Макни. Жареным для них запахло как раз из-за совещания у Михайлова.

Письмо министра В. Н. Михайлова и губернатора Ю. А. Ножикова премьер-министру Виктор Черномырдину от 4 апреля 1994 года

В истории поставлена точка. Решение Высшего арбитражного суда от 31 марта 1997 года

2903 20 1 3

Трудная победа

Затем Лобов пишет письмо президенту РФ о нарушениях законодательства РФ при приватизации ПО «Лензолото» и освоении Сухого Лога. Я потом позвонил помощнику Ельцина Корабельщикову с вопросом, какова судьба обращения Лобова. Помощник ответил, что резолюция президента такая: устранить нарушения, наказать виновных.

Казалось бы – чего еще? Но воз и тогда не сдвинулся! В принципе, всю эту переписку можно было решить за один день. Но не тут-то было.

В ноябре 1994 года в Госдуме состоялись слушания по Сухому Логу. Выступили представители генпрокуратуры; по итогам слушаний вынесена рекомендация устранить нарушения.

Когда и это не помогло, генпрокуратура в 1996 году обратилась в Высший арбитражный суд (ВАС) с иском, в котором просила признать недействительными постановление правительства и распоряжение Госкомимущества, а также устав АОЗТ «Лензолото», свидетельство о его регистрации. Сначала ВАС отказал в иске, поскольку истек срок давности. Да, постановлению правительства было уже больше четырех лет, но устав «Лензолота» – это договор, который недействителен с самого начала. То есть всегда. Какая тут исковая давность? Тогда генпрокурор обратился в президиум ВАС. Президиум отменил решение первой инстанции и отправил дело на новое рассмотрение. В итоге 31 марта 1997 года наступил момент истины: учредительный договор, устав и регистрационное свидетельство Минфина о внесении «Лензолота» в Государственный реестр признали недействительными. Завершилась юридическая эпопея продолжительностью пять лет.

В чем здесь выигрыш государства, Иркутской области, ее жителей? В том, что на халяву «Стар», иностранный участник (как выяснилось, у нее уставный капитал всего 1 млн долларов; а освоение Сухого Лога, повторю, оценивалось в 2 млрд) не получило крупнейшее в мире золоторудное месторождение. Деньги, которые получаются за эксплуатацию россыпных месторождений, тоже остались у государства. Что касается Сухого Лога, то сейчас им занимается российская компания «Полюс Золото», аффилированная с госкорпорацией Ростех.

***

Валерий АНДРИЯНОВ, государственный советник юстиции третьего класса (генерал-майор), в 1991–1994 годах заведующий юридическим отделом в администрации Иркутской области:

2903 20 2

– По поручению Юрия Абрамовича Ножикова я занимался этим вопросом вместе с Владимиром Германовичем Татарниковым и заместителем главы областной администрации по вопросам промышленности, транспорта, энергетики и ЖКХ Борисом Ивановичем Сюткиным. Вырабатывали общую позицию, готовили документы, участвовали в многочисленных совещаниях. Постановление правительства и особенно распоряжение Госкомимущества, агрессивный механизм защиты этого распоряжения свидетельствовали, что есть какой-то интерес личного характера у членов той команды. Обращение Чубайса тоже говорит об этом.

Золото – во все времена золото. Рудное золото, которое до сих пор не осваивается, было лишь поводом, прикрытием, чтобы создать АОЗТ, привлечь иностранного учредителя, иностранный капитал. Дружная, активная деятельность исполнительной (Юрий Абрамович Ножиков), законодательной власти (Виктор Васильевич Игнатенко), аппарата полномочного представителя президента РФ имела наступательный, эффективный характер потому, что касались вопросов защиты интересов Российского государства. Обстоятельства допуска к золотым запасам иностранного предприятия, которое хотело якобы инвестировать, говорит, что это была афера. Что в итоге и подтвердилось после вмешательства высших органов судебной и правоохранительной системы.

К сожалению, личные моменты, а они были явно криминальными, коррупционными, в той суматохе остались нераскрытыми. Но главное, чего мы достигли, – защитили интересы России, включая Иркутскую область.

  • Расскажите об этом своим друзьям!