ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ

Дело жизни Николая Бурляева

По инф. ru.wikipedia.org, biographe.ru   
21 Августа 2021 г.
Изменить размер шрифта

3 августа 2021 года отпраздновал 75-летие Николай Петрович Бурляев – известный актер и режиссер, народный артист России, президент Международного кинофорума «Золотой Витязь», общественный деятель.

Дело жизни Николая Бурляева

Николай Бурляев родился в августе 1946 года в Москве. Родители его были инженерами-экономистами. А дедушка и бабушка по линии отца, Людмила и Диомид Бурляевы, были актерами и под псевдонимом Филиповские выступали еще до революции в передвижном театре. Семья Бурляевых жила в коммунальной квартире, а среди соседей был актер Борис Ливанов – отец Василия Ливанова. Маленький Коля всегда мечтал быть похожим на именитого соседа и представлял, как тоже будет артистом. Однако в пять лет из-за сильного испуга мальчик стал заикаться. Это сильно повлияло на его мечты о будущей профессии – было ясно, что с таким дефектом речи вряд ли получится стать артистом.

Впервые на съемочную площадку Николая привел старший брат, который уже снимался в кино и однажды взял на пробы 11-летнего Колю. Но роль ему не дали. Мальчик был страшно огорчен и принял решение не думать больше об актерской карьере. А дома сказал родителям, что будет архитектором.

Однако с кинематографом его все-таки свела судьба: по дороге из школы домой к нему подошел студент ВГИКа Андрей Михалков-Кончаловский и предложил сняться в кино. Так подросток стал главным героем курсовой «короткометражки» Кончаловского «Мальчик и голубь».

Николай Петрович вспоминает: «В тот судьбоносный день летом 1959 года я возвращался из школы. На железном парапете невдалеке от ресторана «Арагви» сидел упитанный юноша. Он поманил пальцем: «Мальчик, иди сюда! Ты мне нужен». Родители предупреждали: разговаривать с незнакомцами опасно, но любопытство пересилило. «Я режиссер, – представился парень, – учусь во ВГИКе, все лето искал мальчика, похожего на тебя. Слава богу, вот нашел».

Михалков-Кончаловский был в дружеских отношениях с Андреем Тарковским, поэтому, когда Тарковский собрался снимать «Иваново детство», Кончаловский предложил ему взять на главную роль шестнадцатилетнего Николая Бурляева. Юный актер сыграл роль подростка, которого война лишила детства. Вспоминая о тех съёмках, Бурляев говорил, что играл он не столько себя, сколько «самого Тарковского» – его движения, интонации, мимику

Обе картины – «Мальчик и голубь» и «Иваново детство» – прославились и в Советском Союзе, и за границей, получив награды на Венецианском фестивале. Николай после этих ролей стал знаменитостью мирового уровня.

Через несколько лет Бурляев снялся еще в одном шедевре Тарковского – фильме «Андрей Рублев».

К сожалению, судьба у киноленты была непростая. Картина пролежала на полке почти десять лет, и зрители увидели ее только в 1971 году.

Как вспоминал сам Бурляев, период съемок у гениального режиссера стал самым важным в его жизни. А Тарковский навсегда остался для актера главным наставником и кумиром.

В подростковом возрасте Николай Бурляев успел стать и артистом театра. Главный режиссёр Театра имени Моссовета Юрий Завадский занял Николая Бурляева в спектакле «Ленинградский проспект».

Актерские и режиссерские работы

В 1964 году сразу после окончания школы Николай Бурляев поступил в Щукинское училище, причём сразу на второй курс. Юноша окончательно справился с заиканием, у него уже был актерский опыт. Николай учился прекрасно, активно участвовал в театральных постановках.

Через восемь лет после окончания училища актер поступил на режиссерский факультет ВГИКа и снял после этого несколько фильмов. Наиболее известны из них «Ванька-Каин» и «Лермонтов». Последняя его режиссерская работа – фильм 1990 года «Всё впереди» по роману Василия Белова.

Период расцвета актерского таланта и популярности Бурляева пришелся на восьмидесятые годы. Актер был очень востребован и снялся в фильмах «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Печники», «Камила», «Детство Бэмби», «Юность Бэмби» и других.

Одна из самых ярких ролей у Бурляева была в знаменитом фильме Тодоровского «Военно-полевой роман». Там актер снимался с такими звездами, как Наталья Андрейченко, Инна Чурикова, Зиновий Гердт. В основе фильма лежит подлинная история из жизни самого Тодоровского – фронтовика, прошедшего всю войну.

Николай Бурляев с Петром Тодоровским до съёмок фильма знакомы не были. Первая их встреча произошла на пробах, когда актёр прямо в коридоре «Мосфильма» обнял и трижды поцеловал, после чего заявил: «Кончайте пробы! Эту роль я никому не отдам».

Фильм посмотрело более 15 миллионов зрителей, он получил призы на многих кинофестивалях в нашей стране и за рубежом. В 1985 году «Военно-полевой роман» был номинирован на «Оскар».

В девяностых годах Бурляев сыграл всего в пяти фильмах, при этом большая роль была одна: Иешуа Га-Ноцри в ленте «Мастер и Маргарита», снятой в 1994 году. Но зрители увидели эту экранизацию знаменитого романа только спустя 17 лет. Сначала режиссер предложил Николаю Петровичу сыграть Ивана Бездомного, но актер сказал, что готов сыграть только Иешуа. Пробы были настолько хороши, что артиста сразу утвердили. Актер говорит, что шел к этой роли всю жизнь, а после нее долго отказывался почти от всех предложений, так как это не могло сравниться с тем образом, который он уже воплотил.

Личная жизнь

Первой женой Бурляева стала красавица Наталья Варлей, с которой они познакомились ещё в театральном. Однако молодожены быстро обнаружили, что не подходят друг другу: у них были абсолютно разные пути. Второй раз Николай Петрович женился на Наталье Бондарчук. Супруги были вместе 17 лет, вырастили двоих детей. Сын стал композитором, а дочь – актрисой, она работает в театре Маяковского. Третий раз артист женился на актрисе Инге Шаталовой, с которой познакомился во время организации своего первого кинофестиваля. У пары есть сын и дочь. Инга отказалась от актерской карьеры и посвятила себя семье. Кроме того она активно помогает мужу во всем, что связано с фестивалем «Золотой Витязь».

Актер признается, что он счастлив, гордится своей женой и детьми.

Самое важно дело

В девяностые годы на фоне отсутствия ролей Николай Петрович стал задумываться о своей дальнейшей жизни. «Это случилось в 1992 году на переломе судеб России, когда многие начали открывать собственное дело. Тогда, если вы помните, был коллапс. Актерская и режиссерская работа в стране стали угасать. И я стал задумываться: что делать дальше? Как жить дальше? Однажды ночью у меня родилась идея создать всеславянский кинофестиваль. Нет, даже не так – сначала я думал попробовать собрать все здоровые силы русского кинематографа. Но уже наш первый «Золотой витязь» стал всеславянским, потому что он родился в дни праздника славянской культуры и письменности…» Так появился Славянский форум искусств «Золотой витязь», который стал главным делом семьи Бурляевых.

Николай Петрович давно является православным человеком, посещает мероприятия христианской тематики, поддерживает сотрудничество с православной церковью.

«Меня тайно крестили в детстве. Об этом я узнал позже, в юности. Но в детстве я бывал в церкви, меня туда брали с собой мама и бабушка. Потом на съемках «Андрея Рублева» Тарковский надел на мою шею первый оловянный реквизитный крестик. После «Рублева» я стал задумываться над тем, что такое вера и что такое православие все больше и больше. И потихонечку, шаг за шагом я вступал на этот узкий путь к тесным вратам спасения – очень узкий и очень тесный бесконечный путь. Сейчас я проделал лишь первые шаги. Не могу утверждать, что я такой уж ортодокс православия. Но я хочу быть православным, потому что эта вера завещана нам…»

Читайте также:

  • Расскажите об этом своим друзьям!