ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-04-12-01-26-10
Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой...
2024-04-04-05-50-54
Продолжаем публикации к Международному дню театра, который отмечался 27 марта с 1961 года.
2024-04-11-04-54-52
Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола...
2024-04-04-09-35-17
Пассажирка стрекочет неумолчно, словно кузнечик на лугу:
2024-04-04-09-33-17
Елена Викторовна Жилкина родилась в селе Лиственичное (пос. Листвянка) в 1902 г. Окончила Иркутский государственный университет, работала учителем в с. Хилок Читинской области, затем в...

Перекличка времен и расстояний

Изменить размер шрифта

Лев Толстой как зеркало книжной иллюстрации.

Лев Толстой как зеркало книжной иллюстрации.

Из всех достижений гуманитарной культуры самыми доступными являются книги. А Лев Толстой – самый известный и доступный в России писатель. За ее пределами он тоже один из самых известнейших. Общий тираж его книг находится в районе полумиллиарда, в советское время с 1918 по 1986 год вышел 436 261 миллион экземпляров.

Льву Толстому через пять лет будет двести лет со дня рождения, а сейчас 195, недавно отмеченных с особой любовью в его родовом имении Ясная Поляна под Тулой. Тому, кто не читает книг, доступны тульские пряники и белевская яблочная пастила – эти сладости происхождением тоже из Ясной Поляны, где первый яблоневый сад посадил дед Льва – Сергей Волконский. Внук продолжил коммерческое яблоненасаждение, не слишком уверенный в бесконечном спросе на свои сочинения.

Издания иллюстрированные, а если проще, то книжки с картинками, пользуются предпочтением среди прочих. Глаз в первую очередь объемлет изображение, а потом уже текст.

В ИОХМ имени В. П. Сукачева на улице Ленина, 5 при содействии музейной библиотеки открылась интереснейшая выставка книг Льва Толстого с иллюстрациями. Ими обладают дорогие подарочные издания и массовая книжная продукция для детей. В связи с юбилеем Льва Толстого в музее изучили книжный фонд на предмет оригинальности и неизвестности книг современному зрителю и обнаружили таковых порядка двадцати экземпляров.

Талант художника Ильи Репина и талант писателя Льва Толстого соразмерны. Этих деятелей отечественной культуры связывала глубокая личная дружба. Репин иллюстрировал сочинения Толстого с самых первых их выпусков. В 1937 году в московском филиале «Изогиза» выходит посвященный Илье Репину двухтомник великого Игоря Грабаря, в ИОХМ представленный вторым томом «Репин. От первых портретов эпохи расцвета до последних творческих лет». В книге особенно интересен парный портрет «Л. Н. Толстой и С. А. Толстая» очень жизненный, с массой житейских деталей. В ряде сочинений литературоведов супруга писателя Софья Андреевна предстает этакой взбалмошной женщиной, чуть ли не вредившей деятельности мужа. Илья Репин изображает гармоничную пару. Софья Андреевна являлась переписчицей всех художественных произведений Льва Николаевича, поскольку его почерк был неприемлем для понимания издателями. Переписывала рукописи по ночам, многие в связи с последующими правками по несколько раз, а с раннего утра ее ждала бесконечная домашняя работа. Своих детей Софья Андреевна вскармливала сама, что было редкостью для ее высокого дворянского статуса. Из тринадцати родившихся до взрослого состояния дожили пятеро.

Л. Н. Толстой рассказывает внукам С. А. и И. А. Толстым сказку об огурце. Крёкшино, Московская губерния. 1909 г.

  • Л. Н. Толстой рассказывает внукам С. А. и И. А. Толстым сказку об огурце. Крёкшино, Московская губерния. 1909 г.

Книга Грабаря на сегодняшний день является библиографической редкостью. При взгляде на одну нее можно убедиться, какое огромное значение в сталинскую эпоху придавалось художественной культуре. Мы видим издание в лучших традициях дореволюционного книгопечатания. Переплет выполнен из картона, обтянутого специальной тканью, название вытеснено золотом. Текст обрамлен большими полями, что идет от практики старопечатных кириллических церковных книг. Цветные иллюстрации наклеены вручную на отдельных листах, черно-белые представлены во множестве. В издании представлены иллюстрации Репина к рассказу Толстого «Чем люди живы?» и к некоторым другим. Грабарь дает самую высокую оценку вчувствованию художника в текст, своего рода соавторству двух гениев. Алексей Дементьевич Фатьянов, гений ИОХМ имени В. П. Сукачева, был страстным библиофилом и приобретал для библиотеки музея книжные редкости, среди которых находится и названная книга.

В 1948 году выходит книга Н. Машковцева «Толстой в произведениях И. Е. Репина», в 1952-м – книга А. Парамонова «Иллюстрации И. Е. Репина». В обеих развивается тема, заданная Игорем Грабарем, но с акцентированием коммунистического взгляда на классовую природу общества.

В 1949 году в серии «Мастера советской графики» выходит книга известнейшего отечественного художника Евгения Лансере (1875–1946), небольшим для советского времени тиражом в пять тысяч экземпляров. В 1920-е Лансере был профессором Тифлисской Академии художеств, впоследствии стал заслуженным деятелем культуры Грузинской ССР, и из творчества Льва Толстого он предпочел для иллюстрирования цикл его кавказских рассказов.

Л. Н. Толстой и С. А. Толстая. Окончательный вид портрета, после переписки головы Толстого в 1941 г. Собр. ИРЛИ

  • Л. Н. Толстой и С. А. Толстая. Окончательный вид портрета, после переписки головы Толстого в 1941 г. Собр. ИРЛИ

Из собрания иркутского художника Геннадия Иванова в библиотеку ИОХМ поступил изданный к 150-летию Льва Толстого двухтомник «Война и мир», также являющийся библиографической редкостью, с рисунками выдающегося отечественного иллюстратора, народного художника СССР Дементия Шмаринова (1907–1999). Рисунки черной акварелью исполнялись иллюстратором в течение 1953–1955 годов. Была исполнена 61 иллюстрация на целую страницу, несколько двухстраничных; к каждой из частей романа было исполнено 17 иллюстраций-заставок, исполнено 15 портретов персонажей. Тщательность работы глубоко не случайна: роман «Война и мир» был с детства любимым произведением Дементия Шмаринова, иллюстратор долгие годы готовился к иллюстрированию. Он изучил оригиналы исторических документов в Эрмитаже, Государственном историческом музее, Военно-артиллерийском музее, Бородинском военно-историческом музее, изучил старинную мебель из собрания Русского музея. Читатель отметит соизмеримость труда Льва Толстого по написанию романа с трудом автора иллюстраций к нему.

Из собрания иркутского архитектора Бориса Кербеля представлен выпущенный в 1951 году толстовский «Холстомер» с иллюстрациями выдающегося художника Георгия Савицкого (1887–1949), в оформлении художника Ильина – в коричневом коленкоре, с аппликацией в виде цветной репродукции, с тисненой подковкой. В иркутском экземпляре «Холстомера» есть экслибрис владельца.

В Сибири произведения Льва Толстого и все, что им сопутствует, пользовались неизменным вниманием, что отражают фонды Иркутского областного художественного музея. Выставка познакомит читателей – и любителей искусства в одном лице с подлинниками талантливых художников-граверов Федора Константинова, Константина Рудакова, Николая Кузьмина, Михаила Родионова. Экспозицию украшает тарелка «Толстой» – изделие Хайтинского фарфорового завода.

К семидесятилетию известного ленинградского детского художника Алексея Пахомова в 1971 году, в Ленинграде же, выходит его богато иллюстрированная книга-альбом «Про свою работу». Пахомов рассказывает в ней в том числе о том, как работал над иллюстрациями к детским книжкам Льва Толстого. Легкие по слогу, они приходят к детям с самого раннего возраста, и на выставке их слегка потрепанные – зачитанные экземпляры представлены тоже.

В развитие детской темы в творчестве Льва Толстого в экспозиции присутствует замечательная «Азбука. Новая азбука». Это репринтное переиздание книг 1872 и 1875 годов, предназначавшихся «от царских детей до мужицких», вышедшее в 1978 году опять же к 150-летию писателя, проиллюстрировано рядом известных художников. Оно было подарено библиотеке ИОХМ заведующей отделом графики Натальей Новиковой.

Посетителям выставки репринтное издание прежде всего будет интересно тем, что оно превозмогло драму неприятия оригинала современниками Льва Толстого. «Петербургские ведомости» и в их лице литературный критик В. Буренин жестко отзывался о рассказе «Бог правду видит, да не скоро скажет» как о произведении «эстетического самодурства». По словам критика, рассказ «не годится ни для взрослых, ни для детей», а в основе самой «Азбуки» лежит желание автора «доставить удовлетворение единственно его эстетическим стремлениям». Позднее в тех же «Ведомостях» литературовед П. Полевой сообщает, что «Азбука» «обманула ожидания почитателей» творчества Толстого. Неприятие вызвал язык книги: по мнению П. Полевого, она написана на «каком-то орловско-калужском наречии».

Сейчас репринт 1978 года стоит достаточно дорого и является раритетом, а выполнен он был с достаточно зачитанных оригиналов – внимание читателей к изданию поднимает его над критикой.

И, наконец, изданный «Советской Россией» в 1981 году альбом «Л. Толстой. Искусство. Время» показывает целостный образ человека первой величины, настоящей глыбы. А на одном из старинных снимков альбома писатель предстает в качестве дедушки, рассказывающего сказку своим внукам – последние в искреннем восторге.

Редкие издания Льва Толстого поступили в библиотеку от Алексея Фатьянова, Бориса Кербеля, Анатолия Аносова, Геннадия Иванова, Натальи Новиковой – и все они есть в собрании музея Ясной Поляны. Книги эти – перекличка читателей, времен и расстояний.

1310 08 4

  • Выставка книг Льва Толстого с иллюстрациями открылась 10 октября в ИОХМ имени В. П. Сукачева (ул. Ленина, 5) и будет работать там до 8 декабря. 6+

  • Расскажите об этом своим друзьям!