ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ

Проклятые родителями дети – рядовые нечистой силы

По инф. cyrillitsa.ru   
19 Сентября 2020 г.
Изменить размер шрифта

Связь между ребенком и родителями — самая сильная и священная. Наши предки наделяли ее сакральным смыслом. Поэтому ее попрание, даже случайное, виделось не просто предательством семейных уз, но и метафизическим преступлением, чем-то похожим на нарушение священной клятвы. Ребенок, который был случайно проклят родителем во время брани, по народным поверьям, мог оказаться под влиянием сильнейших темных сил, способных сотворить с ним страшные вещи.

Проклятые родителями дети – рядовые нечистой силы

Роковая оплошность

В 1880 году вышел труд русского этнографа Михаила Забылина «Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия». В этой книге мы находим обширный очерк о деревенской вере в то, что проклятые родителями дети — самая излюбленная жертва для похищений темными силами. Автор делает акцент на том, что это суеверие в первую очередь про домашнюю ругань, а не про сознательное проклятие.

Забылин пишет: «Между тем в действительности у родителей грубых, не имеющих никакого понятия о воспитании, часто срываются с языка слова: "Чтоб тебя черт побрал! Будь ты проклят!" или подобную этому брань, и кому же это произносится? Дитяти (ребенок), который, резвясь, поупрямился или просто мешает родителям в их занятии. Если и простой брани не должно произносить ребенку, а делать внушение с ласкою, то проклятие уже, конечно, совсем непозволительно уже по одному христианскому чувству».

Особенно рискуют те дети, которые не были крещены или не носят нательного креста. Такое суеверие объяснить очень легко: связь с родителями — это один из якорей, который держит человека в мире людей. Даже если родителя нет рядом, эта связь защищает ребенка — он становится частью большой общности, с коллективным духом которой предстоит иметь дело нечистой силе. Крещение и нательный крест — это еще одна разновидность защиты. А если у ребенка нет ни того, ни другого, то перед нечистой силой этот ребенок беззащитен.

Вера в такой порядок вещей — это не всегда сплошное деревенское суеверие, связанное с мифическими существами. Там, где в кикимор не верили, родительское проклятье считали просто приносящим несчастье. Этнограф М.М. Громыко приводит много сведений о том, что в разных русских регионах в XIX веке обнаруживалась вера в то, что родительское проклятие делает человека несчастным. Такие люди, по его словам, «испытывают во всем нужду, живут несчастно, бедно и лица имеют угрюмые. Даже самый дом, скотина, постройка, дети и пр. носят на себе отпечаток проклятия отца или матери. Дети проклятого бывают свирепы, непокорливы родителю. Скотина бывает тощая. Постройка имеет мрачный вид».

Подобные поверья нашли свое место и в православной традиции. Святой Паисий Святогорец писал:

«Знайте, что проклятие, даже (просто) негодование родителей действуют очень сильно. И даже, если родители не проклинали своих детей, а просто пришли из-за них в возмущение, то у детей нет потом ни одного светлого дня в их жизни: вся их жизнь одно сплошное мучение. Потом такие дети очень страдают всю земную жизнь. Но те родители, что словами «посылают» своих детей к дьяволу – "посвящают" их ему. После этого дьявол имеет право на таких детей, он говорит "Ты послал их мне".»

Загадочный старик

За проклятым родителем ребенком приходит пожилой мужчина или женщина. Кто он такой, и куда он ребенка уносит, народная молва точно не проясняет. Забылин предполагает, что это суеверие пошло со времен крещения Руси, когда языческие жрецы со своими приспешниками прятались в лесах и похищали христианских детей, чтобы община не исчезала совсем. Впрочем, этой гипотезе нет никаких доказательств.

Иногда этого персонажа считали одним из представителей классической русской мифологии. Например, автор «Славянской энциклопедии» Владислав Артемов пересказывает несколько очень похожих сюжетов, в которых мать говорила ребенку «понеси тебя леший», и это воплощалось в жизнь — леший оборачивался старушкой или старичком и похищал ребенка.

Забылин пишет, что народ не знает, кем именно является этот похититель, и не дает ему никакого определенного имени. Скорее всего, он отдельный персонаж — проводник, который доставляет человека в потусторонний мир и связывает его с ним. Однако принято считать, что он заботится о ребенке как нежный отец. Пропитание и одежду он им ворует: «говорят, что он кормит всеми теми яствами, которые хранятся у христиан без молитвы, и берет, будучи невидимым; точно так же поступает с бельем и платьем, в которое одевает детей» — пишет этнограф.

Чем занимались похищенные нечистью дети

У Забылина точные функции этих детей в разных поверьях разнятся. В-общем их можно назвать рядовыми нечистой силы. Они могут превращаться в животных или неодушевленные объекты, становиться невидимыми, и их главная задача — причинять людям вред. Впрочем, они делают это не по своей воле, и способны идти на контакт с людьми и как-то с ними сотрудничать.

Несколько другую интерпретацию положения проклятых детей в народных поверьях дает Артемов. Он рассказывает о распространенной вере в то, что кикиморы, лешие, болотники, домовые и прочая земная нечисть — это некогда обычные люди, которых забрала нечистая сила. В том числе это и проклятые дети. Но как только их забрали, у родителей еще есть шанс их вернуть. Артемов пишет, что у лешего захваченного ребенка можно выменять на яйца, которые нужно оставить на пеньке.

В дореволюционном этнографическом исследовании А. Афанасьевой «Поэтические воззрения славян на природу» мы находим похожие сведения:

«По русскому поверью, младенцы, проклятые родителями или умершие некрещеными, захватываются демонами и обращаются в кикимор. В их сообщество поступает также игоша — мертворожденный ребенок, недоносок, выкидыш, уродец без рук и ног, который поселяется в избе и тревожит домохозяев своими проказами».

***

Конечно же, нельзя слать проклятия на детей. Ни сознательно, ни в гневе, вообще никак. На Руси разные страшные последствия этого пророчились ребятишкам. Наверное, интуитивно взрослые люди чувствовали, что подобное поведение по отношению к детям очень неправильное. Сейчас это тоже хорошим педагогическим приемом не назовешь. Бранятся на детей родители тоже, но мировоззрение на этот счет в лучшую сторону точно меняется. А вот подзатыльники современные мамы и папы (приличная их часть) своим чадам, кстати, старается не давать или давать поменьше. Хотя еще несколько лет назад очень многие проблемы решал именно родительский «подпопник». Помните?

Еще в связи с поднятой темой читайте также:

По инф. cyrillitsa.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • Полководцы Великой войны: рейтинг от Сталина
    А действительно – кто был лучшим с точки зрения Верховного главнокомандующего? Расхожая точка зрения – Жуков. Вот и Парад Победы 24 июня 1945 года принимал именно он. А командовал парадом Рокоссовский, что тоже символично – его нередко называют «вторым после Жукова». Однако львиная доля возвышения обоих полководцев (особенно Жукова) приходится на 1970-е годы и позже. А как ситуация выглядела в годы войны и первое время после Победы, пока страну возглавлял Сталин?
  • Правда о Победе
    История – служанка политики, взгляд на прошлое, исходящий из сиюминутной конъюнктуры? Или все-таки наука, одна из сфер наших знаний, требующая точности и беспристрастности?
  • «А иначе зачем на земле этой вечной живу?»
    К 100-летию со дня рождения Булата Окуджавы и Юлии Друниной.
  • Люди доброй воли Иммануила Канта
    Философ Иммануил Кант не бывал в Иркутской области. Он практически никогда не покидал родного Калининграда, триста лет назад и до 1946 года называвшегося Кенигсбергом. Но его философские труды, его идеи шагают и по Сибири. Особенно актуально их вспомнить в апреле.
  • Золотой век Зои Богуславской
    Зоя Богуславская – знаменитая российская писательница, эссеист, искусствовед и литературный критик, автор многочисленных российских и зарубежных культурных проектов, заслуженный работник культуры РФ.
  • БАМ – ССО – ВЛКСМ
    На прошлой неделе побывал сразу на нескольких мероприятиях, связанных с аббревиатурами, вынесенными в заголовок, и нахлынули воспоминания. Правда, они (воспоминания) выстроились в голове в обратном порядке, нежели в заголовке. Впрочем, так и было в истории. И в жизни…
  • Чутье. Рассказ Владислава Огаркова
    Эту историю поведал Эдуард Копица, мой знакомый, живший в северном Усть-Илимске. Водитель грузовиков и автобусов, простой и светлый человек, он очень любил природу и многое знал о ней. Увы, ушедший туда, откуда не возвращаются.
  • День Победы: страницы жизни Виктора Секерина
    Виктор Павлович Секерин в 70-е годы заведовал кафедрой и аспирантурой на факультете иностранных языков КГПИ. Он поражал эрудицией, смелостью, раскованностью, ораторским мастерством. Сердце его не выдержало перегрузок в 58 лет. О его жизни и пойдет речь.
  • Защитники, или Воспоминания новоявленного бравого солдата Швейка о превратностях воинской службы
    Почти вся история человечества прошла в войнах и вооруженных конфликтах. Причин тому множество, всех их и не перечислить, да и такой задачи автор не ставит. Куда интереснее вопрос о роли подготовки военных кадров для успешной защиты Отечества. Автору на примерах своей биографии представилась возможность рассказать, как его в очень давнюю эпоху готовили защищать свою страну. И первым моим рассказом будет повествование о начале моей воинской «карьеры» в послевоенной Одессе. Александр Табачник
  • Не судьба?
    Судьба некоторых книг складывается словно по драматическому сюжету. Недавно мне довелось ознакомиться с повестью Г.П. Баранова «Злой Хатиман. Записки военного разведчика», которая могла прийти к читателям ещё в конце 80-­х. Но не пришла. И вот тут интересно разобраться – почему...
  • Фронтовик, писатель, гражданин: сто лет Виктору Астафьеву
    1 мая исполнится 100 лет со дня рождения Виктора Астафьева
  • Какой была в СССР бытовая техника
    Президент Владимир Путин сказал, что «в СССР выпускали одни галоши». Такое высказывание задело многих: не одними галошами был богат Советский союз, чего стоила бытовая техника!
  • 90-е: лихие или бурные?
    «Эта песня хороша – начинай сначала!» – пожалуй, это и о теме 1990-х годов: набившей оскомину, однако так и не раскрытой до конца.
  • «…Я знаю о своем невероятном совершенстве»: памяти Владимира Набокова
    Владимир Набоков родился в Петербурге 22 апреля (10 апреля по старому стилю) 1899 года, однако отмечал свой день рождения 23-го числа. Такая путаница произошла из-за расхождения между датами старого и нового стиля – в начале XX века разница была не 12, а 13 дней.
  • «Помогите!». Рассказ Андрея Хромовских
    Пассажирка стрекочет неумолчно, словно кузнечик на лугу:
  • «Он, наверное, и сам кот»: Юрий Куклачев
    Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола (1980).
  • Эпоха Жилкиной
    Елена Викторовна Жилкина родилась в селе Лиственичное (пос. Листвянка) в 1902 г. Окончила Иркутский государственный университет, работала учителем в с. Хилок Читинской области, затем в Иркутске.
  • «Открывала, окрыляла, поддерживала»: памяти Натальи Крымовой
    Продолжаем публикации к Международному дню театра, который отмечался 27 марта с 1961 года.
  • Казалось бы, мелочь – всего один день
    Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой год.
  • Так что же мы строим? Будущее невозможно без осмысления настоящего
    В ушедшем году все мы отметили юбилейную дату: 30-ю годовщину образования государства Российская Федерация. Было создано государство с новым общественно-политическим строем, название которому «капитализм». Что это за строй?