ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ

Уроки двадцатого века

А. Д. ТАБАЧНИК   
16 Января 2021 г.
Изменить размер шрифта

Двадцатый век в летописной истории человечества является, пожалуй, самым кровопролитным и катастрофичным по своим последствиям. Демографы подсчитали, что за всю историю человечества родилось и умерло около 120 миллиардов человек. А за один только ХХ век погибло от войн и революций более половины этого количества!

Уроки двадцатого века

Бесчисленные войны, революции, этнические и религиозные конфликты, хищническое наступление на природу, борьба государств за геополитическое и экономическое влияние, нарастание религиозного экстремизма и терроризма, обостряемые периодическими природными катаклизмами и неуклонной деградацией природы под техногенным воздействием, и, наконец, периодические пандемии создают реальную угрозу существованию человеческой цивилизации. Высокие темпы роста мирового народонаселения не только не прибавляют оптимизма, но и сильно осложняют решение мировых экономических и политических проблем.

В мировой истории, пожалуй, только России достались самые многочисленные и тяжкие испытания, большая часть которых пришлась на ХХ век.

Вот они:

1904–1905 гг.– Русско-японская война:

1905–1907 гг. – первая русская революция;

1914–1918 гг. – Первая мировая война;

1917 г. (февраль) – буржуазно-демократическая революция;

1917 г. (октябрь) – пролетарская революция («переворот»);

1918–1922 гг. – Гражданская война и интервенция;

1920 г. – Советско-польская война;

1930–1933 гг. – массовое репрессирование и раскулачивание крестьянства; массовый голод начала тридцатых годов на Украине и в Поволжье;

1937–1941 гг. – массовые политические репрессии против советских граждан;

1939–1940 гг. – Советско-финляндская война;

1941–1945 гг. – Великая Отечественная война с фашистской Германией;

1948–1953 гг. – снова массовые политические репрессии;

1948–1985 гг. – так называемая холодная война Советского Союза с «империалистическими странами Запада и США»;

1979–1988 гг. – вооруженное вторжение СССР в Афганистан и Афганская война;

1991–2000 гг. – так называемая демократическая и параллельно – «криминальная» (по выражению С. Говорухина) революция;

1994–1996 гг. – первая чеченская война;

1999–2000 гг. – вторая чеченская война.

Какой внушительный перечень кровопролитных и разрушительных революций, войн и жесточайших репрессий пережили народы России и Советского Союза в ХХ веке! Ни одного десятилетия без социальных потрясений!!

…Сам себе десятки раз задавал вопрос: почему так произошло? Когда же в России наступит устойчивый и длительный мир, процветание и благоденствие, без революций и войн, без смут и репрессий?

Если ответ искать в мистической психологии, то он прост, как гвоздь: уж такая судьба выпала на долю России…Тем самым отпадает надобность разбираться и анализировать, искать причины исторических событий. История представляется в виде цепи явлений, случайное переплетение которых и приводит отдельные страны к деградации, упадку или полной катастрофе и исчезновению с карты Земли…

Примерно такой же простоты будет ответ с религиозной точки зрения: на всё – воля Божья (или Аллаха), а может быть, козни дьявола (или сатаны). Эта предначертанность явлений, находящихся якобы в воле Всевышнего, также исключает необходимость поиска ответа.

Материалистическая же философия указывает третий путь поиска ответа:

все явления и события детерминированы, то есть причинно обусловлены, находятся между собой в причинно-следственной связи, в принципе – познаваемы, но пределы познания ограничены человеческими возможностями.

Меня же продолжает мучить разгадка одной из величайших тайн мироздания: что есть ход истории?

а) ветвь эволюции животного мира, на которой продолжается естественный отбор (человеческих особей и народов);

б) игра Всевышнего (мирового разума), запрограммировавшего человечество на конфликты, войны, революции, эпидемии, на вымирание одних народов и процветание других;

в) подобие стихийного (броуновского, стохастического) движения молекул, в котором время от времени происходят выплески «злой» или «доброй» технологической энергии и роль случая определяет судьбы людей и народов…

Историческая наука (а не историография!) как раз и предназначена для анализа исторических явлений, поиска закономерностей исторического развития, ибо без знания прошлого нет успешного настоящего и тем более, будущего.

К сожалению, большинство современных историков и политологов ещё не добрались до глобального анализа истории ХХ века. А ведь это так необходимо нашей стране, всему народу!

Нам надо познать самих себя как единую (единую ли?) национально-социальную общность, разобраться в своих недостатках и ошибках, достоинствах и успехах. Без этого невозможно подлинное согласие и примирение «красных» и «белых», богатых и бедных, власти и народа. Без этого невозможно консолидировать общество и создать условия для его успешного развития в будущем.

…Мне лично представляется, что искомыми причинами большинства внутрироссийских исторических катаклизмов являются: глубокая тысячелетняя пропасть между властью и народом, рабская психология массового сознания, образа мыслей, подсознательная надежда на авось и вера в чудотворцев (бога, царя, бунтаря-атамана, генерального секретаря, президента), якобы способных быстро и справедливо преобразовать жизнь простых людей.

А вот что думал об этом видный российский историк-ученый, демократ «первой волны» – Юрий Афанасьев:

«Россия живёт расколом по крайней мере со времени Крещения Руси, когда всех по велению князя насильно загнали в Днепр. Раскол присутствовал в разных формах в пору монголо-татарского нашествия и в петровские времена, в противостоянии западников и славянофилов, в борьбе социал-демократов с кадетами, большевиков с их противниками. Отсюда современные наши метания – то расстрелянного большевиками царя Николая Второго в святые возведём, то юбилей КГБ отмечаем, устанавливаем мемориальную доску Андропову и поднимаем тосты за Сталина в присутствии президента. То совершаем сомнительные движения в сторону Ирана, Ирака, Саудовской Аравии, а то наш президент на ужине с английским премьером заверяет собравшихся в верности принципам прав человека, правового государства, демократии.

Вся эта пёстрая действительность пронизывает нашу жизнь, от бытовой повседневности до уровня межгосударственного общения. Раскол, как мне кажется, существует на всех уровнях и по всем основным параметрам. Какой из этого вывод? Надо увидеть то, что есть, незамутнённым взором, не пытаться обмануть действительность, как это у нас делали во все времена. А подумать сообща, как раскол преодолеть и постараться преодолеть».

От себя добавлю, что на путь-дорожку, пройденную Россией («самодержавие, православие, народность») и доведшую её до катастрофы 104 года назад, стараются сейчас вернуть страну некоторые политики и церковные иерархи. Нелишне при этом напомнить, что церковь в России более полутора веков поддерживала крепостничество (фактическое рабство крестьян) и палец о палец не ударила для их освобождения. Она не имеет никакого морального права на владение душами россиян и тем более, на единение с государством. Сами россияне должны найти в себе духовные силы и проявить достаточно разума, чтобы обрести свободу совести и выбор религиозных или атеистических убеждений без давления извне.

В этой связи нельзя пройти мимо публичных выступлений некоторых политических деятелей, противопоставляющих русского (российского?) человека и русскую культуру западной морали и культурным ценностям. Вот выдержка из интервью редакции «АиФ» депутата фракции «Родина» Государственной думы Наталии Нарочницкой – славянофила и вестофоба («АиФ», февраль 2006 года, № 3):

«Дряхлость Европы сегодня в том, что на фоне материального богатства утрачен пламенный христианский порыв, который и сделал Европу в своё время великой! У нёе были великие ценности, за которые и аристократ, и крестьянин готовы были умирать: вера, отечество, честь, долг, любовь. На бытовом уровне – целомудрие, семья, дети, церковь, обычай. Это, а не микроволновая печь, и есть цивилизация!». И далее: «Сейчас обленившаяся Европа не желает сама мести свои улицы, проповедует философию жизни ради удовольствий. В результате утрачивается даже инстинкт продолжения рода. Если иронизировать, то главная тема, которая волнует среднестатистического европейца, – это кариес и выбор зубной пасты. Это уже никакая не нация, а совокупность граждан со штампом в паспорте».

Диву даёшься: какой винегрет творится в голове доктора исторических наук и государственного деятеля! Там и лицемерие, и откровенная ложь, и явное стремление ущипнуть «зажиревшую» Европу за одно, извините, мягкое место, и противопоставление современному менталитету, культуре и быту европейских народов христианской нравственности (конечно же – православной!), носителем которой, опять же, может быть только Россия…

С точки зрения Нарочницкой, ах какие нехорошие эти европейцы и североамериканцы, стремящиеся к удовольствиям и наслаждениям! Ведь такие стремления противопоказаны человеческому существу, не так ли?..

Нет, не способны евроамериканцы ни на беспорочное зачатие, ни на подвиг Матросова! Нет у них возвышенных чувств, нет самоотверженности и коллективизма, нет патриотизма!.. Итак, евроамериканцы материалистичны, прагматичны, бездуховны…

Ну, а мы, русские-российские, конечно же, переполнены духовностью, честностью, справедливостью, целомудрием, патриотизмом, любовью к ближнему… Стоит ли говорить, что это далеко не так?! И все это понимают.

Так зачем же политики противопоставляют Россию Западу? Не в том ли собака зарыта, что они в этом вопросе, как и во многих других, следуют принципу «разделяй и властвуй»?..

…Объективная реальность такова, что мы, несмотря на двуглавость нашего орла, всё же ЭТНИЧЕСКИ являемся Евразией, а не Азиопой. Такова география, такова история, такова культура и этнография нашего соседства с европейскими народами. И быть бы нам неотрывной частью Европы, если бы мы не самоизолировались от неё на долгие века и крепко отстали от европейской цивилизации. Правда, многому в XVIII и XIX веках нам удалось научиться и заимствовать у европейцев, а в обмен на это поделиться с ними своими культурными и научно-техническими достижениями. Но между нами и Европой всегда висел незримый занавес отчуждения и неприязни, который то опускался до конца, то изредка приподнимался – в зависимости от политической обстановки и пристрастий политических элит Востока и Запада.

Сейчас, мне кажется, наступает момент истины: мы должны твёрдо и бесповоротно определиться – с кем мы. Нельзя вечно болтать и болтаться между небом и землёй, талдычить об «особом пути» России, о её мессианском предназначении, о её величии и т. д.

Будущее России, как мне видится, только в тесном единении с Европой! Полная экономическая и политическая интеграция с Евросоюзом освободила бы нас окончательно от пресловутого «железного занавеса», от мнимой западной военной угрозы (и от такой же мнимой русской угрозы для Запада). Она позволила бы нам войти равноправным членом в НАТО и европейское экономическое сообщество. Такая интеграция стала бы решающим противовесом политике США по американизации и глобализации «остального мира».

Но такой полуфантастический сценарий возможно реализовать только при условии построения в России подлинно гражданского демократического общества, к чему мы ещё далеко не готовы, но должны стремиться…Так я считаю!..

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • Дети войны. Документальный рассказ Евгения Корзуна
    Эту историю мне рассказал коллега по профессии. Он родом с Донской земли, вся его родня произошла из казачества, проживала и до сих пор проживает на Дону. А он после учебы в Москве обрел вторую родину в Сибири. Они подростками сполна хлебнули горечь немецко-фашистской оккупации.
  • Черемховские наступают: о чем говорят перестановки в правительстве
    Правительство в очередной раз пополнила обойма губернаторов, которых в Кремле посчитали годными к работе на федеральном уровне.
  • Размышления в Год семьи
    Мое послевоенное детство прошло в маленьком заполярном поселке. Домишки были неказистые, с удобствами во дворе, воду привозили на телеге, наливая пожарным шлангом через прорубленное в стене оконце двухсотлитровые бочки, много чего еще не хватало и в скромных магазинчиках того времени. А вот разновозрастной ребятни было много. И мы, мальчишки 10-12 лет, как-то мало обращали внимание на эти неудобства.
  • Полководцы Великой войны: рейтинг от Сталина
    А действительно – кто был лучшим с точки зрения Верховного главнокомандующего? Расхожая точка зрения – Жуков. Вот и Парад Победы 24 июня 1945 года принимал именно он. А командовал парадом Рокоссовский, что тоже символично – его нередко называют «вторым после Жукова». Однако львиная доля возвышения обоих полководцев (особенно Жукова) приходится на 1970-е годы и позже. А как ситуация выглядела в годы войны и первое время после Победы, пока страну возглавлял Сталин?
  • Правда о Победе
    История – служанка политики, взгляд на прошлое, исходящий из сиюминутной конъюнктуры? Или все-таки наука, одна из сфер наших знаний, требующая точности и беспристрастности?
  • «А иначе зачем на земле этой вечной живу?»
    К 100-летию со дня рождения Булата Окуджавы и Юлии Друниной.
  • Люди доброй воли Иммануила Канта
    Философ Иммануил Кант не бывал в Иркутской области. Он практически никогда не покидал родного Калининграда, триста лет назад и до 1946 года называвшегося Кенигсбергом. Но его философские труды, его идеи шагают и по Сибири. Особенно актуально их вспомнить в апреле.
  • Золотой век Зои Богуславской
    Зоя Богуславская – знаменитая российская писательница, эссеист, искусствовед и литературный критик, автор многочисленных российских и зарубежных культурных проектов, заслуженный работник культуры РФ.
  • БАМ – ССО – ВЛКСМ
    На прошлой неделе побывал сразу на нескольких мероприятиях, связанных с аббревиатурами, вынесенными в заголовок, и нахлынули воспоминания. Правда, они (воспоминания) выстроились в голове в обратном порядке, нежели в заголовке. Впрочем, так и было в истории. И в жизни…
  • Чутье. Рассказ Владислава Огаркова
    Эту историю поведал Эдуард Копица, мой знакомый, живший в северном Усть-Илимске. Водитель грузовиков и автобусов, простой и светлый человек, он очень любил природу и многое знал о ней. Увы, ушедший туда, откуда не возвращаются.
  • День Победы: страницы жизни Виктора Секерина
    Виктор Павлович Секерин в 70-е годы заведовал кафедрой и аспирантурой на факультете иностранных языков КГПИ. Он поражал эрудицией, смелостью, раскованностью, ораторским мастерством. Сердце его не выдержало перегрузок в 58 лет. О его жизни и пойдет речь.
  • Защитники, или Воспоминания новоявленного бравого солдата Швейка о превратностях воинской службы
    Почти вся история человечества прошла в войнах и вооруженных конфликтах. Причин тому множество, всех их и не перечислить, да и такой задачи автор не ставит. Куда интереснее вопрос о роли подготовки военных кадров для успешной защиты Отечества. Автору на примерах своей биографии представилась возможность рассказать, как его в очень давнюю эпоху готовили защищать свою страну. И первым моим рассказом будет повествование о начале моей воинской «карьеры» в послевоенной Одессе. Александр Табачник
  • Не судьба?
    Судьба некоторых книг складывается словно по драматическому сюжету. Недавно мне довелось ознакомиться с повестью Г.П. Баранова «Злой Хатиман. Записки военного разведчика», которая могла прийти к читателям ещё в конце 80-­х. Но не пришла. И вот тут интересно разобраться – почему...
  • Фронтовик, писатель, гражданин: сто лет Виктору Астафьеву
    1 мая исполнится 100 лет со дня рождения Виктора Астафьева
  • Какой была в СССР бытовая техника
    Президент Владимир Путин сказал, что «в СССР выпускали одни галоши». Такое высказывание задело многих: не одними галошами был богат Советский союз, чего стоила бытовая техника!
  • 90-е: лихие или бурные?
    «Эта песня хороша – начинай сначала!» – пожалуй, это и о теме 1990-х годов: набившей оскомину, однако так и не раскрытой до конца.
  • «…Я знаю о своем невероятном совершенстве»: памяти Владимира Набокова
    Владимир Набоков родился в Петербурге 22 апреля (10 апреля по старому стилю) 1899 года, однако отмечал свой день рождения 23-го числа. Такая путаница произошла из-за расхождения между датами старого и нового стиля – в начале XX века разница была не 12, а 13 дней.
  • «Помогите!». Рассказ Андрея Хромовских
    Пассажирка стрекочет неумолчно, словно кузнечик на лугу:
  • «Он, наверное, и сам кот»: Юрий Куклачев
    Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола (1980).
  • Эпоха Жилкиной
    Елена Викторовна Жилкина родилась в селе Лиственичное (пос. Листвянка) в 1902 г. Окончила Иркутский государственный университет, работала учителем в с. Хилок Читинской области, затем в Иркутске.