ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ

Почему на продукты первой необходимости в рознице такая большая наценка?

Николай Козин, pnp.ru   
15 Октября 2023 г.
Изменить размер шрифта

Мука и хлеб поступают в российские магазины в два-три раза дороже себестоимости. Такие данные следуют из опубликованной накануне статистики Росстата по продуктам переработки зерновых культур. Так, средняя стоимость килограмма муки у производителей — 20 рублей, а в магазинах — 48, гречки — 36 и 87 соответственно. Как формируются цены на продукты первой необходимости и возможно ли их снизить?

Почему на продукты первой необходимости в рознице такая большая наценка?

  • Фото с akrasdia.ru

От 140 до 180 процентов

Согласно отчету, например, пшеничную муку производители в августе этого года отпускали по цене в 20 120 рублей за тонну, или в 20 с копейками за килограмм. А вот на полки в магазинах она попадала уже по цене в 48 рублей за килограмм. Наценка — 140 процентов! Гречка торговалась по 36 134 рубля за тонну, или 36 с копейками за килограмм. А конечному потребителю уходила уже по 87 рублей. Наценка — 141 процент. И совсем уж грустно становится, если посмотреть на обыкновенную манку. Ее отпускная цена в августе составляла 22 227 рублей за тонну, или 22 рубля за килограмм. А средняя розничная — 62 рубля за килограмм. Наценка — 181 процент.

При этом цены на само зерно в августе колебались в пределах от 11 тысяч (пшеница) до 18 тысяч (гречиха) рублей за тонну — или от 11 до 18 рублей за килограмм. То есть наценка на производстве — от 80 до 100 процентов, что тоже немало, но и не критично по сравнению с наценкой в рознице.

«На самом деле объяснить это все не так сложно, — отметил вице-президент Российского зернового союза Александр Корбут. — Тут как в том стихотворении: «Возможно, за время пути собачка могла подрасти». Так же и цена на ту же муку по пути от завода в магазин растет, потому что продукт проходит по длинной цепочке. Сначала его надо расфасовать. Для этого, как правило, привлекаются сторонние организации, потому что у нас в стране единицы заводов имеют собственные фасовочные цеха. Потом доставить на место, передать оптовикам, а им — отгрузить в торговые сети. Каждый из этих этапов сам по себе стоит денег, и к тому же на каждом из них к стоимости продукта добавляется какой-то процент собственной прибыли того, кто за этот этап отвечает. Так и формируется наценка».

По данным все того же Росстата (правда, только на конец 2021 года — более свежая статистика пока что не публиковалась), ощутимее всего «собачка» подрастает как раз на момент ее передачи в торговые сети. Согласно бюллетеню «Структура потребительских цен», стоимость всех манипуляций — доставки, отгрузки и так далее — составляет 30 процентов от итоговой стоимости продукта. При этом 10 процентов из них — торговая наценка, не обусловленная ничем, кроме желания ритейлера заработать.

Цены снизятся из-за рекордных урожаев

Впрочем, по словам Александра Корбута, сегодня с учетом всех последних событий эта структура понемногу меняется. Так, все большую роль в ней начинают играть транспортные расходы.

«В этом году отрасль ощущает серьезный дефицит транспорта и водителей, — отметил вице-президент РЗС. — А сейчас к этому добавилось еще и подорожание топлива. Я могу привести пример: чтобы из Рязани зерно довезти, положим, до Ростова, до портов Азовского моря, нужно заплатить от шести до семи тысяч рублей за тонну. А раньше платили три тысячи. То есть минимум на 40-50 процентов цены на транспорт выросли».

При этом самое интересное, что потребительские цены, по данным все того же Росстата, за прошлый год парадоксальный образом снизились. Та же пшеничная мука, например, стоила в среднем 53 рубля за килограмм, гречка — 132. Но это, как говорится, тема с подвохом. Дело в том, что цены-то снизились, причем не только розничные, но и отпускные — как говорят участники рынка, из-за рекордных урожаев, которые позволили покрыть собственные издержки чисто за счет высоких продаж. А вот наценка выросла, причем серьезно. На муку — со 130 до 140 процентов, на гречку — с 88 до 141. По остальным зерновым культурам картина тоже получается плюс-минус такая же.

Радует в этой ситуации только одно: по словам участников рынка, в этом году конечные потребительские цены могут еще немного снизиться.

«У нас опять грядут очень высокие урожаи, — отметил председатель Российского союза мукомольных и крупяных предприятий Игорь Свиридов. — По пшенице, например, называют числа и в 85, и в 92, и даже в 92 миллиона тонн. При этом внутренняя потребность не превышает 20 миллионов. И нарастить ее никак не получится — невозможно в три-четыре раза повысить спрос на муку или хлеб, если народу они просто в таких количествах не нужны. Поэтому упадут цены на зерно — упадут цены на муку — а следовательно, упадут и на конечную продукцию».

***

Каждому участнику торговой цепочки необходимо сработать с прибылью. Это вполне понятно. Но вот на плечи конечных потребителей в итоге «ложатся» такие цены, что хоть ешь через раз. С этим как быть?

На нашем сайте читайте также:

По инф. pnp.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!