ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ

Каких авторов не любили Бунин и Солженицын?

Анастасия Войко, culture.ru   
23 Января 2023 г.
Изменить размер шрифта

Александр Солженицын разочаровался в прозе Бориса Пастернака, Владимир Набоков считал романы Федора Достоевского «безвкусными», а Иван Гончаров даже судился с Иваном Тургеневым из-за плагиата. Какие книги и почему не любили отечественные писатели.

Какие книги не любили известные отечественные писатели

  • Иван Гончаров, Иван Тургенев. Фото с сайта culture.ru

Иван Гончаров: романы Ивана Тургенева

Иван Гончаров критиковал почти все произведения Ивана Тургенева. Он считал, что идеи для романов «Дворянское гнездо», «Отцы и дети», «Накануне» и «Дым» Тургенев позаимствовал из гончаровского «Обрыва». В 1860 году писатели даже устроили третейский суд. На нем цензор Александр Никитенко и критики Павел Анненков, Александр Дружинин и Степан Дудышкин постановили, что романы Тургенева оригинальные. Гончаров вердикт суда оспаривать не стал, но произведения оппонента критиковал до конца жизни. Особенно много — в своих мемуарах «Необыкновенная история».

По моей рукописи или по переданному ему моим слушателем тщательному описанию прочитанного мною Тургенев, как по узору, вышивает свой узор, с другими красками, и иногда цветами, меняя расположение самых цветов, иногда листьев, вставляя кое-какие свои — и потом осмысливая моею же идеею. <...> Он так разбросает и рассует выбранные им сцены, разговоры, выражения, что сначала и я сам не узнаю в розницу того или другого взятого у меня места... <...> Недаром Белинский сказал однажды при нем про меня: «Другому его романа («Обыкновенная история») стало бы на десять повестей, а он все в одну рамку уместил!» И Тургенев буквально исполнил это, наделав из «Обрыва» «Дворянское гнездо», «Отцы и дети», «Накануне» и «Дым» — возвращаясь не только к содержанию, к повторению характеров, но даже к плану его! А из «Обыкновенной истории» сделал «Вешние воды»!

Иван Гончаров, «Необыкновенная история»

Александр Солженицын: «Доктор Живаго» Бориса Пастернака

Какие книги не любили известные отечественные писатели

  • Фото с сайта culture.ru

Роман Бориса Пастернака «Доктор Живаго» получил противоречивые отзывы критиков. За эту книгу писателя наградили Нобелевской премией. Однако в СССР роман восприняли негативно — и не только политики. Книгу на специальном заседании обсудили и раскритиковали члены московского отделения Союза писателей. Позже в СССР даже появилась крылатая фраза: «Пастернака не читал, но осуждаю». Анна Ахматова собиралась «схватить карандаш и перечеркивать страницу за страницей крест-накрест», а Александр Солженицын и вовсе пришел к выводу, что Пастернак не умеет писать прозу.

«Доктора Живаго» я действительно получил из рук Копелева в виде еще самиздата, в конце 1956-го или в начале 1957-го. Я начал читать, и начало мне показало, что автор просто не умеет прозу писать. Какие-то реплики, ремарки в диалогах несусветные. Какая-то неумелость. И вообще я не почувствовал в этой книге ни большой мысли, ни движения, ни реальных картин. Я действительно был разочарован, и надо сказать, что и с годами я не сильно изменил свое мнение об этой книге.

Александр Солженицын (по книге Людмилы Сараскиной «Солженицын»)

Корней Чуковский: «Мы» Евгения Замятина

 Какие книги не любили известные отечественные писатели

  • Фото с сайта culture.ru

Корней Чуковский поддерживал социалистов еще со времен первой русской революции 1905 года. Писателя даже судили за «оскорбление величества» и критику властей. Революцию 1917 года он тоже принял положительно: верил, что коммунисты смогут наконец построить свободное и счастливое общество. А роман Евгения Замятина «Мы» Чуковский посчитал клеветой на советское общество. Автор книги, по мнению писателя, путал идеологию СССР с фурьеризмом — утопическим учением Шарля Фурье.

Роман Замятина «Мы» мне ненавистен. Надо быть скопцом, чтобы не видеть, какие корни в нынешнем социализме. Все язвительное, что Замятин говорит о будущем строе, бьет по фурьеризму, который он ошибочно принимает за коммунизм. А фурьеризм «разносили» гораздо талантливее, чем Замятин: в одной строке Достоевского больше ума и гнева, чем во всем романе Замятина.

Корней Чуковский, дневники

Иван Бунин: рассказы Исаака Бабеля

 Какие книги не любили известные отечественные писатели

  • Фото с сайта culture.ru

Иван Бунин воспринял Октябрьскую революцию и Гражданскую войну как трагедию. В 1920 году он покинул страну и вскоре поселился во Франции. Там Бунин много писал, публиковал статьи. Он критиковал советское общество, его политику и, конечно, новую литературу за «убогий» язык, натуралистичные бытовые подробности, нравоучительные сюжеты. А Исаака Бабеля и вовсе считал «удивительным мерзавцем».

Кончил перечитывать рассказы Бабеля «Конармия», «Одесские рассказы» и «Рассказы». Лучшее — «Одесские рассказы». Очень способный — и удивительный мерзавец. Все цветисто и часто гнусно до нужника. Патологическое пристрастие к кощунству, подлому, нарочито мерзкому. Как это случилось — забылось сердцем, что такое были эти «товарищи» и «бойцы» и прочее! Какой грязный хам, телесно и душевно! Ненависть у меня опять ко всему этому до тошноты. И какое сходство у всех этих писателей-хамов того времени — например, у Бабеля и Шолохова. Та же цветистость, те же грязные хамы и скоты, вонючие телом, мерзкие умом и душой.

Иван Бунин, дневники

Владимир Набоков: «Братья Карамазовы» Федора Достоевского

 Какие книги не любили известные отечественные писатели

  • Фото с сайта culture.ru

Достоевский был одним из самых нелюбимых писателей Владимира Набокова. Он писал: «Безвкусица Достоевского, его бесконечное копание в душах людей с префрейдовскими комплексами, упоение трагедией растоптанного человеческого достоинства — всем этим восхищаться нелегко». Роман «Братья Карамазовы» — «разросшуюся пьесу» — Набоков критиковал за излишнюю, по его мнению, психологичность и множественные обращения к христианским ценностям.

Внимательно изучив любую его книгу, скажем «Братья Карамазовы», вы заметите, что в ней отсутствуют описания природы, как и вообще все, что относится к чувственному восприятию. Если он и описывает пейзаж, то это пейзаж идейный, нравственный. В его мире нет погоды, поэтому как люди одеты, не имеет особого значения. Своих героев Достоевский характеризует с помощью ситуаций, этических конфликтов, психологических и душевных дрязг. Описав однажды наружность героя, он по старинке уже не возвращается к его внешнему облику. Так не поступает большой художник... <...> Роман «Братья Карамазовы» всегда казался мне невероятно разросшейся пьесой для нескольких исполнителей с точно рассчитанной обстановкой и реквизитом: «круглый след от мокрой рюмки на садовом столе», окно, раскрашенное желтой краской, чтобы все выглядело так, словно снаружи сияет солнце, и куст, поспешно внесенный и с размаху брошенный рабочим сцены.

Владимир Набоков, «Лекции по русской литературе»

Марина Цветаева: «Шум времени» Осипа Мандельштама

 Какие книги не любили известные отечественные писатели

  • Фото с сайта culture.ru

Марина Цветаева очень ценила поэзию Мандельштама, называла его «большим поэтом». А вот сборник эссе «Шум времени» постигла другая участь: «В прозе Мандельштама не только не уцелела божественность поэта, но и человечность человека». Особенно Цветаеву возмутило отношение Мандельштама к полковнику Белой армии Александру Цыгальскому, который однажды спас поэта от расстрела. А поэт в «Шуме времени» раскритиковал стихи Цыгальского и подробно, с иронией описал его быт в Крыму: «Полковник Цыгальский нянчил сестру, слабоумную и плачущую, и больного орла, жалкого, слепого, с перебитыми лапами — орла добровольческой армии. В одном углу его жилища как бы незримо копошился под шипение примуса эмблематический орел, в другом, кутаясь в шинель или в пуховой платок, жалась сестра, похожая на сумасшедшую гадалку».

«Шуму времени» Цветаева посвятила статью «Мой ответ Осипу Мандельштаму». Она оказалась такой резкой, что издатель эмигрантского журнала «Версты» Дмитрий Святополк-Мирский даже отказался включить ее в номер.

Это книга презреннейшей из людских особей — эстета, вся до мозга кости (NB! мозг есть, кости нет) гниль, вся подтасовка, без сердцевины, без сердца, без крови, — только глаза, только нюх, только слух, — да и то предвзятые, с поправкой на 1925 год. Будь вы живой, Мандельштам, Вы бы живому полковнику Цыгальскому по крайней мере изменили фамилию, не нападали бы на беззащитного. — Ведь чту — если жив и встретитесь? Как посмотрите ему в глаза? Или снова — как тогда, в 1918 году, в коридоре, когда я Вам не подала руки — захлопочете, залепечете, закинув голову, но сгорев до ушей. Есть и мне что рассказать о Ваших примусах и сестрах. — Брезгую!

Марина Цветаева, статья «Мой ответ Осипу Мандельштаму»

Петр Вяземский: «Война и мир» Льва Толстого

 Какие книги не любили известные отечественные писатели

  • Фото с сайта culture.ru

Поэт, друг Александра Пушкина Петр Вяземский находил исторические неточности в «Войне и мире». Он участвовал в Бородинском сражении, состоял в казачьем полку и служил адъютантом у генерала Михаила Милорадовича. Вяземский внимательно прочитал роман Толстого и почти на каждой странице оставил пометки. Книге он посвятил статью «Воспоминания о 1812 годе», в которой описал найденные исторические несоответствия.

Книга «Война и мир», за исключением романтической части, не подлежащей ныне моему разбору, есть... протест против 1812 года... В упомянутой книге трудно решить и даже догадываться, где кончается история и начинается роман, и обратно. Это переплетение, или, скорее, перепутывание, истории и романа, без сомнения, вредит первой и окончательно, перед судом здравой и беспристрастной критики, не возвышает достоинства последнего, то есть романа.

Петр Вяземский, «Воспоминания о 1812 годе»

***

У всех людей разные вкусы, и какие-то произведения писателей определенно могут не нравиться. А именитым творцам, наверное, и вообще угодить непросто. Потому что они оценивают тексты под профессиональным углом.

На нашем сайте читайте также:

По инф. culture.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!