ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ

Василий Андреев – кудесник и популяризатор русской балалайки

Сергей Евгеньев, portal-kultura.ru   
30 Марта 2023 г.
Изменить размер шрифта

135 лет назад, 20 марта 1888 года, произошло событие, достойное не только занесения в культурно-исторические справочники, но и глубокого осмысления. Состоялась своего рода премьера русской балалайки, которая в тот день из народного инструмента превратилась в классический.

Василий Андреев – кудесник и популяризатор русской балалайки

  • Фото с сайта karavantver.ru

«И с балалайкою народной...»

На Руси она появилась в незапамятные времена. Побывавший в Х веке на Волге арабский путешественник Ахмад ибн Фадлан, встречаясь с русскими купцами, внимал звукам необычного для людей Востока музыкального инструмента и впоследствии сообщил об этом в путевых заметках. Да, то был истинно славянский инструмент, чьи перезвоны словно впитали в себя терпкий запах полыни русских полей, журчание лесных родников, нежные соловьиные трели.

В России без балалайки не обходилось ни одно праздничное гулянье. По традиции юноши, развлекая красных девиц, наигрывали на ней и веселые, и грустные мелодии. Впрочем, для каждого случая существовал свой особый наигрыш: «под песни», «под пляску», «под частушки» и даже «под драку» стенка на стенку. Если зазвучали задорные аккорды — значит, начинается день, знаменующий отдохновение от трудов. Державин об этом писал:

Прогаркни праздник сей крестьянский,

Который господа дают, —

Где все молодки с молодцами,

Под балалайками, гудками

С парнями, с девками поют.

Восхищался этим и Лермонтов, видевший в балалаечниках родственные души, самодеятельных поэтов:

Так перед праздною толпой

И с балалайкою народной

Сидит в тени певец простой

И бескорыстный, и свободный!..

Словом, балалайку в России знали и любили не только представители низших сословий.

К данному виду музыкального творчества обращались порой и серьезные композиторы, знатоки русского фольклора. После смерти Александра Серова (отца великого художника) состоялась премьера его оперы «Вражья сила», где особенно выделяется сцена празднования Масленицы. Виртуозное балалаечное соло звучит тогда, когда один из героев, Еремка, берет инструмент и гордо возвещает: «Потешу я свою хозяйку, возьму я в руки балалайку!» Неподражаемо исполнял эту роль великий Шаляпин.

И все же большинство «консервативно» настроенных музыкантов на «русскую мандолину» слишком долго смотрели свысока, считая игру на ней вульгарной деревенской забавой. В филармонические залы балалайку не пускали, и так было до тех пор, покуда на афишах не появилось имя Василия Андреева, стройного франта с аккуратно постриженной бородкой.

Волшебство на трех струнах

Этот уроженец Бежецка Тверской губернии, сын купца первой гильдии, еще в детстве осознал свое призвание, самостоятельно научился играть на многих музыкальных инструментах, а в старших классах гимназии всерьез занялся скрипкой. Летом 1883 года, тихим июньским вечером, 22-летний Андреев в своем имении Марьино в Тверской губернии услыхал виртуозную игру балалечника-самородка, пожилого крестьянина Антипа. Тот чрезвычайно темпераментно, мастерски — сначала неспешно, как бы враскачку, потом все быстрее и быстрее — исполнял задорную плясовую. Для молодого музыканта все вокруг завертелось в невероятном темпе, казалось, даже деревья закружились в бешеном хороводе, а проходившая мимо женщина с коромыслом стала невольно пританцовывать, позабыв о тяжелой ноше. «Я был поражен и никак не мог постичь, как такой убогий с виду, несовершенный инструмент, только с тремя струнами, может давать столько звуков!» — вспоминал Василий Васильевич много лет спустя. А тогда он выучился играть на балалайке и в дальнейшем не расставался с ней днями и ночами. Очень скоро стал еще большим виртуозом, чем Антип, чем вызвал некоторую ревность старика. Андреев — из тех немногих, кто, поставив перед собой цель, идет к ней неудержимо, не считаясь с препятствиями.

В 1887 году с помощью мастера музыкальных инструментов Франца Пасербского он смастерил по собственным чертежам первую современную балалайку, снабдив ее грифом с врезанными металлическими ладами, как у гитары. С тех пор утвердился и элегантный силуэт с треугольным корпусом (впрочем, так она обычно выглядела и в народном исполнении). По просьбе Андреева Пасербский создал разновидности балалаек: приму, альт, бас, а несколько позже — пикколо и контрабас. Формировался невиданный оркестр, которому впоследствии оказались по плечу не только народные, но и классические произведения. Вскоре Василий Васильевич открыл в Соляном городке в Петербурге класс обучения игре на балалайке.

Триумф музыканта

Конечно, все это возникло не на пустом месте. Такие люди, как Василий Андреев, были особенно востребованы как раз в 1880-е. Взявшийся за дело «обрусения» страны Александр III менял не только идеологию, но и эстетику. Строились великолепные здания, напоминавшие старомосковские терема, возвращалась в культурный обиход древнерусская иконопись... Император всемерно поддерживал таких работавших в национальном духе художников, как Виктор Васнецов и Константин Маковский. Прежде никого из русских самодержцев эта тема столь глубоко не волновала. Если бы в верхах не доминировала подобная тенденция, то, как знать, может, и не раскрылся бы в полной мере талант Андреева.

20 марта 1888 года собранный им «Кружок любителей игры на балалайках» в переполненном зале Городского кредитного общества Петербурга дал первое публичное выступление. Это был настоящий триумф, после которого музыканты отправились на гастроли по России: в Москву, Курск, Орел, Тулу, Тверь — города, где русскую музыку знали и ценили. И заправские меломаны, и те, кто никогда не посещал симфонических концертов, но любил слушать балалаечников, наконец-то получили возможность не стесняться личных предпочтений. Прежде балалайка звучала только для крестьян и таких внимательных к народной жизни аристократов, как Лермонтов или Державин. Теперь же она заиграла для великих князей и академиков, отечественных ценителей искусства и заезжих лордов. Все рвались на концерты андреевского коллектива. В оркестре вместе с балалаечниками выступали гусляры и домристы. Талантливый композитор, знаток фольклора и танцевальных мелодий Василий Андреев подбирал репертуар сам. Чопорные критики писали: руководитель ансамбля, мол, не народное искусство продвигает, а потакает вкусам публики, иначе зачем бы он включал в программу модные танцы. А он просто любил вальсы и понимал, что русской душе они отнюдь не чужды.

Василий Васильевич был не только музыкантом, этот неутомимый национальный культуртрегер делал все возможное, чтобы русские трели зазвучали повсюду. Игре на балалайке стали обучать в гимназиях, в обществах трезвости. В начале ХХ века не было в России города, где бы не собирались оркестры балалаечников. Народная музыка стараниями Андреева пришла даже в гвардию.

Трель на весь мир

Концерты коллектива становились все масштабнее. В его составе выступали уже 380 виртуозов-балалаечников, которые были способны заменить орган, а могли устроить в зале немыслимую плясовую феерию. Андреевскую балалайку признал практически весь музыкальный мир. Гастроли в Германии, Франции, Австрии произвели настоящий фурор, в этих странах, особенно в армии, стали появляться собственные балалаечники. Оркестр дал несколько концертов — с неизменными аншлагами — в США.

Один из них состоялся в престижнейшем нью-йоркском Карнеги-холле. После первой же пьесы из зала раздались не только овации, но и свист. Русские музыканты знали заранее, что в Штатах это — выражение зрительского восторга. В Америке выступали в то время со своими оркестрами великие музыканты Артуро Тосканини, Густав Малер, однако успех россиян оказался самым громким.

Им рукоплескали и восторженно подсвистывали Филадельфия, Вашингтон, Чикаго, Спрингфилд... Мировая слава заставила российских критиков пересмотреть свое отношение к ансамблю Андреева. Его затею уже никто не считал чудачеством, да и за непритязательный репертуар упрекать перестали. В 1892 году в Париже Василия Васильевича избрали почетным членом Французской академии искусств «за введение нового элемента в музыку», в 1900-м на Всемирной выставке наградили орденом Почетного легиона и Большой золотой медалью. Ну а на родине ко всенародному признанию добавилось звание «солист Его Императорского Величества».

Наследие народного искусства

После 1917 года всемирно известный музыкант об эмиграции даже не помышлял, стоически переносил все испытания — голод, разруху. Не являясь коммунистом, с большим успехом выступал перед красноармейцами. Во время одного из таких концертов сильно простудился, а вернувшись в Петроград, слег и в ночь на 26 декабря 1918-го ушел из жизни. Кудеснику русской балалайки шел 58-й год. Купеческий сын оставил после себя не пуды золота и разноцветных каменьев, а нечто более важное и ценное — уникальную музыкальную школу. Профессиональные балалаечники никогда не забывали своего первооснователя, продолжили развивать его искусство.

Коллектив, в котором национальные инструменты объединены по принципу большой симфонической группы, существует и в наше время. Это Государственный академический русский оркестр имени Василия Андреева. Балалайка стала основным инструментом десятков народных музыкальных ансамблей. Виртуозы еще долго будут раскрывать ее душу, необыкновенные, универсальные способности. Оказалось, например, что она — лучший аккомпанемент для неаполитанских песен, не просто с успехом заменяет мандолину, но и придает мелодии новые чарующие оттенки.

Балалайка — русская красавица, по которой судят о нашей стране, как фасад Спасской башни или старт космической ракеты. Если у народной культуры есть такие символы — значит, она жива и жить будет долго.

***

А вы знаете, что длина балалайки – 60-70 сантиметров? И ещё у этого инструмента всего три струны. Но раньше встречались балалайки и с двумя струнами. Есть несколько версий происхождения названия балалайки. Например, одна из них говорит о том, что балалайка произошла от слов «балакать» или «балаболить».

На нашем сайте читайте также:

По инф. portal-kultura.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • Полководцы Великой войны: рейтинг от Сталина
    А действительно – кто был лучшим с точки зрения Верховного главнокомандующего? Расхожая точка зрения – Жуков. Вот и Парад Победы 24 июня 1945 года принимал именно он. А командовал парадом Рокоссовский, что тоже символично – его нередко называют «вторым после Жукова». Однако львиная доля возвышения обоих полководцев (особенно Жукова) приходится на 1970-е годы и позже. А как ситуация выглядела в годы войны и первое время после Победы, пока страну возглавлял Сталин?
  • Правда о Победе
    История – служанка политики, взгляд на прошлое, исходящий из сиюминутной конъюнктуры? Или все-таки наука, одна из сфер наших знаний, требующая точности и беспристрастности?
  • «А иначе зачем на земле этой вечной живу?»
    К 100-летию со дня рождения Булата Окуджавы и Юлии Друниной.
  • Люди доброй воли Иммануила Канта
    Философ Иммануил Кант не бывал в Иркутской области. Он практически никогда не покидал родного Калининграда, триста лет назад и до 1946 года называвшегося Кенигсбергом. Но его философские труды, его идеи шагают и по Сибири. Особенно актуально их вспомнить в апреле.
  • Золотой век Зои Богуславской
    Зоя Богуславская – знаменитая российская писательница, эссеист, искусствовед и литературный критик, автор многочисленных российских и зарубежных культурных проектов, заслуженный работник культуры РФ.
  • БАМ – ССО – ВЛКСМ
    На прошлой неделе побывал сразу на нескольких мероприятиях, связанных с аббревиатурами, вынесенными в заголовок, и нахлынули воспоминания. Правда, они (воспоминания) выстроились в голове в обратном порядке, нежели в заголовке. Впрочем, так и было в истории. И в жизни…
  • Чутье. Рассказ Владислава Огаркова
    Эту историю поведал Эдуард Копица, мой знакомый, живший в северном Усть-Илимске. Водитель грузовиков и автобусов, простой и светлый человек, он очень любил природу и многое знал о ней. Увы, ушедший туда, откуда не возвращаются.
  • День Победы: страницы жизни Виктора Секерина
    Виктор Павлович Секерин в 70-е годы заведовал кафедрой и аспирантурой на факультете иностранных языков КГПИ. Он поражал эрудицией, смелостью, раскованностью, ораторским мастерством. Сердце его не выдержало перегрузок в 58 лет. О его жизни и пойдет речь.
  • Защитники, или Воспоминания новоявленного бравого солдата Швейка о превратностях воинской службы
    Почти вся история человечества прошла в войнах и вооруженных конфликтах. Причин тому множество, всех их и не перечислить, да и такой задачи автор не ставит. Куда интереснее вопрос о роли подготовки военных кадров для успешной защиты Отечества. Автору на примерах своей биографии представилась возможность рассказать, как его в очень давнюю эпоху готовили защищать свою страну. И первым моим рассказом будет повествование о начале моей воинской «карьеры» в послевоенной Одессе. Александр Табачник
  • Не судьба?
    Судьба некоторых книг складывается словно по драматическому сюжету. Недавно мне довелось ознакомиться с повестью Г.П. Баранова «Злой Хатиман. Записки военного разведчика», которая могла прийти к читателям ещё в конце 80-­х. Но не пришла. И вот тут интересно разобраться – почему...
  • Фронтовик, писатель, гражданин: сто лет Виктору Астафьеву
    1 мая исполнится 100 лет со дня рождения Виктора Астафьева
  • Какой была в СССР бытовая техника
    Президент Владимир Путин сказал, что «в СССР выпускали одни галоши». Такое высказывание задело многих: не одними галошами был богат Советский союз, чего стоила бытовая техника!
  • 90-е: лихие или бурные?
    «Эта песня хороша – начинай сначала!» – пожалуй, это и о теме 1990-х годов: набившей оскомину, однако так и не раскрытой до конца.
  • «…Я знаю о своем невероятном совершенстве»: памяти Владимира Набокова
    Владимир Набоков родился в Петербурге 22 апреля (10 апреля по старому стилю) 1899 года, однако отмечал свой день рождения 23-го числа. Такая путаница произошла из-за расхождения между датами старого и нового стиля – в начале XX века разница была не 12, а 13 дней.
  • «Помогите!». Рассказ Андрея Хромовских
    Пассажирка стрекочет неумолчно, словно кузнечик на лугу:
  • «Он, наверное, и сам кот»: Юрий Куклачев
    Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола (1980).
  • Эпоха Жилкиной
    Елена Викторовна Жилкина родилась в селе Лиственичное (пос. Листвянка) в 1902 г. Окончила Иркутский государственный университет, работала учителем в с. Хилок Читинской области, затем в Иркутске.
  • «Открывала, окрыляла, поддерживала»: памяти Натальи Крымовой
    Продолжаем публикации к Международному дню театра, который отмечался 27 марта с 1961 года.
  • Казалось бы, мелочь – всего один день
    Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой год.
  • Так что же мы строим? Будущее невозможно без осмысления настоящего
    В ушедшем году все мы отметили юбилейную дату: 30-ю годовщину образования государства Российская Федерация. Было создано государство с новым общественно-политическим строем, название которому «капитализм». Что это за строй?