ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ

Церковное золото в руках большевиков: куда оно пошло?

Павел Скакун, cyrillitsa.ru   
06 Ноября 2020 г.
Изменить размер шрифта

mauser

Одной из неотъемлемых составляющих антирелигиозной, в первую очередь антиправославной кампании в первые десятилетия советской власти была конфискация имущества храмов и церквей.

Церковное золото в руках большевиков: куда оно пошло?

К этому способу для мобилизации ресурсов для ведения войны прибегал ещё император Пётр Первый (многими историками называемый «первым большевиком»), однако по-настоящему жестокая массовая конфискация достаточно богатого церковного имущества развернулась в годы гражданской войны и в первое десятилетие существования СССР.

Этот процесс сопровождался в 1920-е годы кровавыми расправами с представителями «реакционного духовенства». Конечно, репрессии против священников и Церкви периодически проводились даже после серьезного смягчения взаимоотношений православного духовенства и Сталина в 1940-е годы, но самые масштабные репрессии и конфискации имущества, разрушения церквей произошли в годы гражданской войны и в 1922 году.

При этом подсчитать масштабы изъятого имущества невозможно, даже говоря о кампании 1922 года, в ходе которой все имущество было формально подсчитано. Масштабы разграбления времён гражданской войны, тем более не поддаются точной систематизации, поэтому можно говорить лишь о приблизительных оценках.

Гражданская война

Несмотря на декрет СНК РСФСР «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» от 20 января 1918 года, который передавал имущество церквей в собственность государства, в годы утверждения своей власти большевики не провели полной и окончательной конфискации имущества церквей.

Однако неизбежный грабёж церквей, отдельные кампании по конфискации приняли обширный размах, особенно в условиях, когда победившая сторона изначально придерживалась строго антирелигиозного мировоззрения, а многие представители духовенства открыто поддерживали белых.

И именно в эти годы, по приблизительным оценкам ряда историков и произошли основные изъятия наиболее ценного имущества церквей.

Последующие громкие конфискационные и репрессивные кампании того же 1922 года, по большей части, уже были добивающим ударом по всей православной церкви и такого финансового «результата» не принесли. Первым существенным изъятием средств стала конфискация ценных бумаг и активов Синода на сумму в 46 миллионов рублей.

Огромные средства большевикам принесло вскрытие и разорение мощей в эти годы: так, в одной только Новгородской епархии православной церкви в 1919-м году был изъят 1 миллион рублей золотом. По оценке историка Кривова, примерная сумма отнятого большевиками церковного имущества в годы гражданской войны составляет почти 7 миллиардов рублей.

И это приблизительная оценка. Конфискации происходили в условиях разрухи и гражданской войны, часто были просто прямым грабежом, и культурные ценности наверняка не были должным образом оценены, учтены и тем более не были проданы по нормальной цене.

«Помощь» голодающим Поволжья за счет церквей

Поводом для новой антицерковной кампании и волны изъятия ценностей стал голод в Поволжье в 1922 году. В таких условиях советская власть вынуждена была разрешить общественным организациям и православной церкви организовать сбор средств в помощь пострадавшим. Церкви удалось собрать довольно существенную сумму — около 9 миллионов рублей.

Однако руководство большевистской партии решило использовать голод как повод для новой волны изъятий. 16 февраля ВЦИК издал декрет «Об изъятии церковных ценностей для реализации на помощь голодающим». Начавшаяся несмотря на протесты церковного руководства новая волна насильственных конфискаций привела к незначительному сопротивлению, которое обернулось кровавыми последствиями.

Так, инцидент в Шуе, 15 марта 1922 года, когда верующие попытались защитить церковное имущество от конфискации и результате было убито 4 человека, стал поводом для новых насильственных расправ над духовенством, санкционированных напрямую Лениным.

Однако по итогам жестокой и достаточно кровавой кампании к 26 мая 1922 года было конфисковано имущества лишь на 4 миллиона 650 тысяч золотых рублей, из которых наркомат финансов направил на закупку продовольствия только 2 миллиона.

При этом, как отмечают историки, сама кампания по антирелигиозной пропаганде, арестам и конфискациям, а также организационные меры обошлись чуть ли в 1,5 миллиона рублей. И это при том, что, судя по всему, большевики всерьёз рассчитывали на миллиардные суммы.

Наверняка в условиях только становящегося государственного аппарата, под шумок была разграблена существенная сумма, не попавшая в итоговый перечень. Но все равно, скорее всего советским властям не удалось превысить сумму, добровольно собранную церковью для помощи голодающим.

Данная кампания не стала последней: новые волны репрессий ожидали церкви и духовенство в начале 1930-х, 1937 году и даже в начале 1950-х, однако масштабные конфискационные кампании по объективным причинам уже не проводились.

Куда ушли средства?

Помимо банального воровства, деньги, полученные от изъятия церковных средств, шли сразу по нескольким направлениям. Проблема чёткого подсчёта и определения путей их движения, тут естественна, ибо эти средства вливались в общий поток средств, полученных от ликвидации «эксплуататорских классов», разграбления дворянских поместий, конфискации капиталов и т. д.

Не секрет, что большевики использовали эту «добычу» для пополнения средств бюджета, через продажу культурных и церковных ценностей за рубеж. Торговля шла через ряд известных фигур, того же наркома внешней торговли Красина.

А вот полученные средства шли на самые разные нужды. Глупо использовать банальные пропагандистские штампы противоположной большевикам стороны и утверждать, что все деньги от распродажи по дешёвке изъятых ценностей, пошли на нужды исключительно мировой революции и финансирования мирового коммунистического движения.

У большевиков попросту не было столько денег, чтобы весь доход от конфискованного оставлять за рубежом. Они объективно вынуждены были вкладывать средства в развитие производства, науки, образования, в ту же борьбу с голодом, в армию и государственный аппарат.

Но нельзя и отрицать, что огромные средства ушли в Коминтерн, что деятели «старой большевистской гвардии» часто контролировали огромные состояния, созданные на основе «изъятого».

Большевики всерьёз рассчитывали на общеевропейскую революцию и активно вкладывали средства в неё. Вплоть до разгона Коминтерна, утверждения власти Сталина и «войны репрессий» 1937 года, история с «мировой революцией» не была окончательно закрыта.

Часть денег из общей массы средств от продажи изъятых у «эксплуататорских классов» ценностей и из других источников, ушла на укрепление советского государства, значительная часть осела за границей, будь то следствие прямого грабежа или финансирования «мировой революции» (учитывая, какие силы стояли за большевиками до революции и за Коминтерном, это тоже была косвенная форма «дани»).

  • Еще страницы отечественной истории, многие из которых и поныне вызывают ожесточенные споры — по ссылке.

По инф. cyrillitsa.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • Дети войны. Документальный рассказ Евгения Корзуна
    Эту историю мне рассказал коллега по профессии. Он родом с Донской земли, вся его родня произошла из казачества, проживала и до сих пор проживает на Дону. А он после учебы в Москве обрел вторую родину в Сибири. Они подростками сполна хлебнули горечь немецко-фашистской оккупации.
  • Черемховские наступают: о чем говорят перестановки в правительстве
    Правительство в очередной раз пополнила обойма губернаторов, которых в Кремле посчитали годными к работе на федеральном уровне.
  • Размышления в Год семьи
    Мое послевоенное детство прошло в маленьком заполярном поселке. Домишки были неказистые, с удобствами во дворе, воду привозили на телеге, наливая пожарным шлангом через прорубленное в стене оконце двухсотлитровые бочки, много чего еще не хватало и в скромных магазинчиках того времени. А вот разновозрастной ребятни было много. И мы, мальчишки 10-12 лет, как-то мало обращали внимание на эти неудобства.
  • Полководцы Великой войны: рейтинг от Сталина
    А действительно – кто был лучшим с точки зрения Верховного главнокомандующего? Расхожая точка зрения – Жуков. Вот и Парад Победы 24 июня 1945 года принимал именно он. А командовал парадом Рокоссовский, что тоже символично – его нередко называют «вторым после Жукова». Однако львиная доля возвышения обоих полководцев (особенно Жукова) приходится на 1970-е годы и позже. А как ситуация выглядела в годы войны и первое время после Победы, пока страну возглавлял Сталин?
  • Правда о Победе
    История – служанка политики, взгляд на прошлое, исходящий из сиюминутной конъюнктуры? Или все-таки наука, одна из сфер наших знаний, требующая точности и беспристрастности?
  • «А иначе зачем на земле этой вечной живу?»
    К 100-летию со дня рождения Булата Окуджавы и Юлии Друниной.
  • Люди доброй воли Иммануила Канта
    Философ Иммануил Кант не бывал в Иркутской области. Он практически никогда не покидал родного Калининграда, триста лет назад и до 1946 года называвшегося Кенигсбергом. Но его философские труды, его идеи шагают и по Сибири. Особенно актуально их вспомнить в апреле.
  • Золотой век Зои Богуславской
    Зоя Богуславская – знаменитая российская писательница, эссеист, искусствовед и литературный критик, автор многочисленных российских и зарубежных культурных проектов, заслуженный работник культуры РФ.
  • БАМ – ССО – ВЛКСМ
    На прошлой неделе побывал сразу на нескольких мероприятиях, связанных с аббревиатурами, вынесенными в заголовок, и нахлынули воспоминания. Правда, они (воспоминания) выстроились в голове в обратном порядке, нежели в заголовке. Впрочем, так и было в истории. И в жизни…
  • Чутье. Рассказ Владислава Огаркова
    Эту историю поведал Эдуард Копица, мой знакомый, живший в северном Усть-Илимске. Водитель грузовиков и автобусов, простой и светлый человек, он очень любил природу и многое знал о ней. Увы, ушедший туда, откуда не возвращаются.
  • День Победы: страницы жизни Виктора Секерина
    Виктор Павлович Секерин в 70-е годы заведовал кафедрой и аспирантурой на факультете иностранных языков КГПИ. Он поражал эрудицией, смелостью, раскованностью, ораторским мастерством. Сердце его не выдержало перегрузок в 58 лет. О его жизни и пойдет речь.
  • Защитники, или Воспоминания новоявленного бравого солдата Швейка о превратностях воинской службы
    Почти вся история человечества прошла в войнах и вооруженных конфликтах. Причин тому множество, всех их и не перечислить, да и такой задачи автор не ставит. Куда интереснее вопрос о роли подготовки военных кадров для успешной защиты Отечества. Автору на примерах своей биографии представилась возможность рассказать, как его в очень давнюю эпоху готовили защищать свою страну. И первым моим рассказом будет повествование о начале моей воинской «карьеры» в послевоенной Одессе. Александр Табачник
  • Не судьба?
    Судьба некоторых книг складывается словно по драматическому сюжету. Недавно мне довелось ознакомиться с повестью Г.П. Баранова «Злой Хатиман. Записки военного разведчика», которая могла прийти к читателям ещё в конце 80-­х. Но не пришла. И вот тут интересно разобраться – почему...
  • Фронтовик, писатель, гражданин: сто лет Виктору Астафьеву
    1 мая исполнится 100 лет со дня рождения Виктора Астафьева
  • Какой была в СССР бытовая техника
    Президент Владимир Путин сказал, что «в СССР выпускали одни галоши». Такое высказывание задело многих: не одними галошами был богат Советский союз, чего стоила бытовая техника!
  • 90-е: лихие или бурные?
    «Эта песня хороша – начинай сначала!» – пожалуй, это и о теме 1990-х годов: набившей оскомину, однако так и не раскрытой до конца.
  • «…Я знаю о своем невероятном совершенстве»: памяти Владимира Набокова
    Владимир Набоков родился в Петербурге 22 апреля (10 апреля по старому стилю) 1899 года, однако отмечал свой день рождения 23-го числа. Такая путаница произошла из-за расхождения между датами старого и нового стиля – в начале XX века разница была не 12, а 13 дней.
  • «Помогите!». Рассказ Андрея Хромовских
    Пассажирка стрекочет неумолчно, словно кузнечик на лугу:
  • «Он, наверное, и сам кот»: Юрий Куклачев
    Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола (1980).
  • Эпоха Жилкиной
    Елена Викторовна Жилкина родилась в селе Лиственичное (пос. Листвянка) в 1902 г. Окончила Иркутский государственный университет, работала учителем в с. Хилок Читинской области, затем в Иркутске.