ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-04-18-05-38-49
Владимир Набоков родился в Петербурге 22 апреля (10 апреля по старому стилю) 1899 года, однако отмечал свой день рождения 23-го числа. Такая путаница произошла из-за расхождения между датами старого и нового стиля – в начале XX века разница была не 12, а 13...
90-
«Эта песня хороша – начинай сначала!» – пожалуй, это и о теме 1990-х годов: набившей оскомину, однако так и не раскрытой до конца.
2024-04-25-13-26-41
Президент Владимир Путин сказал, что «в СССР выпускали одни галоши». Такое высказывание задело многих: не одними галошами был богат Советский союз, чего стоила бытовая...
2024-04-25-11-55-09
1 мая исполнится 100 лет со дня рождения Виктора Астафьева
2024-05-02-02-55-14
Зоя Богуславская – знаменитая российская писательница, эссеист, искусствовед и литературный критик, автор многочисленных российских и зарубежных культурных проектов, заслуженный работник культуры...

Трудные годы становления

Изменить размер шрифта

В 20-е годы XX века Иркутский университет переживал самый трудный период в своей истории – период становления. Гражданская война, затянувшаяся в Сибири до конца 1922 года, наложила свой отпечаток на жизнь коллектива преподавателей и студентов.

Фото: irkipedia.ru

Фото: irkipedia.ru

Не хватало буквально всего: продовольствия, топлива, одежды, медикаментов. Но главной бедой для университета было отсутствие книг. Ещё до официального открытия университета 16 октября 1918 года состоялось совещание его профессоров, на котором был рассмотрен вопрос об открытии библиотеки. Основой её стали личные библиотеки начальника отдела высших учебных заведений Временного Сибирского правительства В. Ю. Ульяновского и профессора В. И. Смирнова. Профессорам, которые следовали на работу в Иркутск из Томска и Уфы, было отправлено три и пять тысяч рублей соответственно на приобретение книг. Сотни книг поступили из личных библиотек профессоров университета. Совет университета в марте 1919 года создал библиотечную комиссию, которая должна была осуществлять общий надзор за правильным функционированием библиотеки, заниматься составлением каталога книг, имеющихся в фонде библиотеки и списка периодических изданий, но главное – приобретением новых книг и, в первую очередь, справочных изданий.

Благодаря этому библиотека стала не только крупнейшей в Сибири, но и в СССР. Решением ЦИК и СНК от 26 мая 1928 года она в числе 17 крупнейших библиотек страны получила право на приобретение бесплатного экземпляра каждой издаваемой в стране книги.

Не менее остро в начале 20-х годов стоял вопрос о продовольственном обеспечении преподавателей и студентов. И те и другие голодали, и их надо было спасать от недоедания. Выход был найден, прямо скажем, неординарный.

В июне 1920 года Сибревком принял постановление «О подготовке специалистов для народного хозяйства Сибири». В целях подготовки и выпуска специалистов все члены научных секций, профессорско-преподавательский состав и студенты вузов, в том числе Иркутского университета, считались мобилизованными на учебно-трудовой фронт. Во всех высших учебных заведениях организовывался летний трудовой семестр. Персонал вузов приравнивался к соответствующим категориям преподавателей высших военных учебных заведений с предоставлением тылового красноармейского пайка, а студенты приравнивались к курсантам военных учебных заведений.

Ректорату Иркутского университета вместе с деканами было поручено разработать программу летнего семестра. Это постановление действовало до конца 1924 года и помогло университету в какой-то мере облегчить продовольственное положение. В трудовой семестр студенты университета заготавливали дрова и уголь для нужд города и самого университета, а также принимали участие в сборе лекарственных трав.

Хочу отметить следующее: продовольственный паёк сотрудники университета 2-го и 3-го разрядов (к ним относились лаборанты, библиотекари, технические служащие) не получали. Им надо было помочь. В феврале 1922 года на общем собрании студентов было принято решение о создании продовольственного фонда для работников университета, не обеспеченных пайками. Согласно этому решению, каждый должен вносить в этот фонд по 5 фунтов (2 кг) муки ежемесячно.

Как видим, трудностей было много, но коллектив университета выстоял и даже вырос и окреп. В августе 1920 года был открыт рабочий факультет, а в сентябре уже приступили к занятиям 355 слушателей, среди которых было 173 рабочих, 50 крестьян и 192 служащих. Таким образом, университет, ещё очень молодой, проходивший стадию становления в труднейших условиях гражданской войны, одержал свою первую победу. И об этом прекрасно сказал профессор В. Т. Шевяков на совете университета, состоявшемся в мае 1922 года и обсудившим вопрос «О деятельности университета в условиях гражданской войны». Он отметил: «Нашему университету, очень ещё молодому, удалось не только преодолеть многочисленные невзгоды и трудности и пережить тяжёлые годы, но и значительно вырасти и окрепнуть». Эта героическая защита университета и вера в его жизнеспособность не остались незамеченными и в центре. Иркутский университет был оставлен на государственном обеспечении и тем самым приравнен к старым университетам.

Итак, гражданская война позади, а впереди большая работа: научная и учебная, хозяйственная и организаторская, культурная и воспитательная. Следует особо подчеркнуть, что с самого первого дня своего основания университет добивался установления не только межвузовских связей внутри страны, но и международных. Уже в декабре 1918 года, спустя полтора месяца после открытия университета об этом знали в США. Приведу в качестве факта один интересный документ. Это письмо из Владивостокского отделения Американского бюро печати, подписанное известным американским учёным Уильямом Расселом. Вот краткое его содержание: «Г-ну Рубинштейну, ректору Иркутского университета. Со следующим пароходом я покидаю Владивосток и заканчиваю своё путешествие в Сибирь. Выражаю Вам свою благодарность за оказанный мне хороший приём и за содействие. Надеюсь на дальнейшее сотрудничество».

С середины 20-х годов основной формой международных связей университета стал обмен научными изданиями и заграничные командировки преподавателей. Уже в 1925 году состоялся обмен научными трудами между ИГУ и университетом им. Коменского города Братиславы (Чехословакия) и в этом же году издания иркутских учёных были переданы Калифорнийскому университету (США). А в 1926 году Иркутский университет осуществлял обмен изданиями уже с 11 зарубежными вузами, среди которых были Мичиганский (США), Калькуттский (Индия), Базельский (Швейцария), Гельсингфорский (Финляндия), Берлинский, Римский и другие университеты. Международное признание Иркутского университета заключалось не только в обмене научными изданиями, но и происходило путём личных контактов зарубежных и иркутских профессоров.

Летом 1927 года ИГУ посетила делегация из американского университета (штат Колорадо). Американский профессор Т. Д . Кокерель не скрывал своего восторга от некоторых достижений иркутских учёных. В газете «Власть труда» 3 августа 1927 года он писал: «Посетив местный университет и осмотрев его коллекции, мы удивились той громадной кипучей работе, которая была проделана всего лишь за несколько лет. Особенное впечатление произвели работы по зоологии профессора В. Т. Шевякова, которые должны стать гордостью населения города Иркутска. Его экспонаты по зоологии для студентов лучше, чем у нас в Америке, а его труды по зоологии являются классическими».

О профессоре Шевякове необходимо написать особо. В. Т. Шевяков считался мировым авторитетом в области протистологии. Он являлся почётным профессором нескольких университетов: Петербургского, Гейдельбергского, Эбердинского (Шотландия) и Неаполитанского (Италия). В мае 1923 года в Иркутском университете было торжественно отмечено 35-летие научной деятельности В. Т. Шевякова. В этот день ему иркутский губисполком присвоил звание «Герой труда», а совет университета избрал первым почётным профессором.

Следует подчеркнуть, что во второй половине 20-х годов международные связи ИГУ ещё более расширились. В 1926 году в зарубежные командировки были отправлены: профессор В. Г. Дорогостайский (Япония), профессор медицины Н. И. Топорков (Гамбург, Германия), профессор права Т. Ю. Манс (Германия, Австрия).

В 20-е годы XX века Иркутский университет переживал самый трудный период в своей истории – период становления. Гражданская война, затянувшаяся в Сибири до конца 1922 года, наложила свой отпечаток на жизнь коллектива преподавателей и студентов. Не хватало буквально всего: продовольствия, топлива, одежды, медикаментов. Но главной бедой для университета было отсутствие книг. Ещё до официального открытия университета 16 октября 1918 года состоялось совещание его профессоров, на котором был рассмотрен вопрос об открытии библиотеки. Основой её стали личные библиотеки начальника отдела высших учебных заведений Временного Сибирского правительства В. Ю. Ульяновского и профессора В. И. Смирнова. Профессорам, которые следовали на работу в Иркутск из Томска и Уфы, было отправлено три и пять тысяч рублей соответственно на приобретение книг. Сотни книг поступили из личных библиотек профессоров университета. Совет университета в марте 1919 года создал библиотечную комиссию, которая должна была осуществлять общий надзор за правильным функционированием библиотеки, заниматься составлением каталога книг, имеющихся в фонде библиотеки и списка периодических изданий, но главное – приобретением новых книг и в первую очередь справочных изданий.

В рассматриваемый период Иркутский университет формировался не только как высшее учебное заведение, но и как центр научных исследований. Известно, что научный интерес к Сибири проявлялся и прежде. В Иркутске находилось Восточно-Сибирское отделение Российского географического общества ВСОРГО, которое занималось изучением края. С открытием университета и не без помощи ВСОРГО научные исследования Сибири и Дальнего Востока были продолжены. В начале 20-х годов в университете под руководством действительного члена Русского антропологического общества доцента ИГУ Б. Э. Петри формируется научно-исследовательский кружок «Народоведение» (первый в университете студенческий кружок). По замыслу руководителя, он создавался для изучения этнографии и археологии путём организации научных экспедиций. И действительно, кружок послужил основой для создания известных впоследствии во всём мире иркутских археологической и этнографической школ.

Профессора ИГУ  М. К. Азадовский и А. Г. Франк-Каменецкий

Профессора ИГУ  М. К. Азадовский и А. Г. Франк-Каменецкий

Кроме этнографических и археологических исследований преподаватели и студенты университета занимались научной работой и в других направлениях. Летом 1920 года была организована первая экспедиция по исследованию Аршанских минеральных вод. Участники её в течение трёх месяцев изучали состав, радиоактивность, температурный режим подземных источников курорта Аршан. Руководил экспедицией доцент университета А. В. Львов.

Позже экспедиции на Аршан проводились регулярно. Во время одной из них профессор ИГУ А. Г. Франк-Каменецкий произвёл химический анализ лечебных источников.

И, конечно же, учёные университета не могли оставить вне своего внимания озеро Байкал. Уже в 1922 году биологи организовали экспедицию с целью изучения кормовой базы омуля, хариуса и других промысловых рыб, а также для составления коллекции флоры Прибайкалья. Но постоянное и комплексное изучение озера началось с 1923 года, когда было принято постановление Государственного учёного совета «Об открытии биолого-географического научно-исследовательского института (БГНИИ) при Иркутском университете». В институте были сформированы четыре секции: биологическая, географическая, геофизическая и биохимическая. Первым директором института был назначен профессор Б. А. Сварчевский, который возглавлял его до 1930 года.

Следует особо отметить, что учёные ИГУ в 20-е годы добились хороших результатов и были отмечены высокими наградами. В 1925 году профессор М. К. Азадовский был награждён золотой медалью Русского географического общества, а Географическое общество СССР в 1927 году наградило ассистента ИГУ П. П. Хороших серебряной медалью. Оба учёных были награждены «за отличные достижения в исследовании этнографии Сибири».

В 20-е годы университет начал решать ещё одну задачу – подготовку кадров для коренных народов Сибири. Следует подчеркнуть, что уже при открытии педагогического факультета в 1921 году более двадцати мест выделялось для студентов-бурят, а при правовом отделении факультета открылись курсы для подготовки работников народных судов из представителей коренного населения. В 1925 году ректорат ИГУ, согласно постановлению ЦИК Бурят-Монгольской АССР, принял решение ввести обязательное изучение бурятского языка и культуры для студентов бурятской национальности. В этом же году при медицинском факультете была открыта двухгодичная фармацевтическая школа для подготовки квалифицированных аптечных работников, в том числе и для Бурят-Монгольской АССР.

Профессора и преподаватели открывшегося в Иркутске университета

Профессора и преподаватели открывшегося в Иркутске университета

Повышение роли университета в подготовке квалифицированных кадров для коренного населения Сибири наблюдалось в течение всего десятилетия. Например, на 1926–1927 учебный год из общего плана приёма в 570 человек 83 места (16%) отводилось для абитуриентов из национальных территорий. Таким образом, университет в 20-е годы, да и в последующие тоже (до тех пор, пока в Улан-Удэ и в Якутске не будут открыты свои вузы), сыграл, без преувеличения, огромную роль в становлении научной и преподавательской интеллигенции коренных народов Восточной Сибири.

Анализируя первое десятилетие в истории ИГУ, можно сделать бесспорный вывод: он состоялся как классический университет, несмотря на гигантские трудности в период его становления. Пожалуй, самую правдивую оценку университету дал нарком просвещения СССР А. В. Луначарский, побывавший в нём в 1928 году. В своей книге «Месяц по Сибири» он оставил интересные, на наш взгляд, впечатления о пребывании в ИГУ. Приведём некоторые из них.

«Иркутский университет расположен в целом ряде зданий: им занят бывший институт благородных девиц, генерал-губернаторский дворец и ещё какие-то строения – и всё ему мало! Многие кафедры университета интересны. На хорошем уровне поставлена работа кафедры фармакологии, коллектив которой ведёт большие исследования по лекарственным травам Прибайкалья. Живая работа происходит и на других кафедрах, как, например, кафедра физики или судебной медицины, которые оборудованы новейшей аппаратурой и современными приборами... Вообще в университете бьёт ключом живая мысль, и студенчество его интересно своей сибирской крепостью и большим количеством представителей национальных меньшинств».

Так, я бы сказал, весьма достойно, оценил наш университет нарком просвещения А. В. Луначарский в 10-ю годовщину существования.

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • Дети войны. Документальный рассказ Евгения Корзуна
    Эту историю мне рассказал коллега по профессии. Он родом с Донской земли, вся его родня произошла из казачества, проживала и до сих пор проживает на Дону. А он после учебы в Москве обрел вторую родину в Сибири. Они подростками сполна хлебнули горечь немецко-фашистской оккупации.
  • Черемховские наступают: о чем говорят перестановки в правительстве
    Правительство в очередной раз пополнила обойма губернаторов, которых в Кремле посчитали годными к работе на федеральном уровне.
  • Размышления в Год семьи
    Мое послевоенное детство прошло в маленьком заполярном поселке. Домишки были неказистые, с удобствами во дворе, воду привозили на телеге, наливая пожарным шлангом через прорубленное в стене оконце двухсотлитровые бочки, много чего еще не хватало и в скромных магазинчиках того времени. А вот разновозрастной ребятни было много. И мы, мальчишки 10-12 лет, как-то мало обращали внимание на эти неудобства.
  • Полководцы Великой войны: рейтинг от Сталина
    А действительно – кто был лучшим с точки зрения Верховного главнокомандующего? Расхожая точка зрения – Жуков. Вот и Парад Победы 24 июня 1945 года принимал именно он. А командовал парадом Рокоссовский, что тоже символично – его нередко называют «вторым после Жукова». Однако львиная доля возвышения обоих полководцев (особенно Жукова) приходится на 1970-е годы и позже. А как ситуация выглядела в годы войны и первое время после Победы, пока страну возглавлял Сталин?
  • Правда о Победе
    История – служанка политики, взгляд на прошлое, исходящий из сиюминутной конъюнктуры? Или все-таки наука, одна из сфер наших знаний, требующая точности и беспристрастности?
  • «А иначе зачем на земле этой вечной живу?»
    К 100-летию со дня рождения Булата Окуджавы и Юлии Друниной.
  • Люди доброй воли Иммануила Канта
    Философ Иммануил Кант не бывал в Иркутской области. Он практически никогда не покидал родного Калининграда, триста лет назад и до 1946 года называвшегося Кенигсбергом. Но его философские труды, его идеи шагают и по Сибири. Особенно актуально их вспомнить в апреле.
  • Золотой век Зои Богуславской
    Зоя Богуславская – знаменитая российская писательница, эссеист, искусствовед и литературный критик, автор многочисленных российских и зарубежных культурных проектов, заслуженный работник культуры РФ.
  • БАМ – ССО – ВЛКСМ
    На прошлой неделе побывал сразу на нескольких мероприятиях, связанных с аббревиатурами, вынесенными в заголовок, и нахлынули воспоминания. Правда, они (воспоминания) выстроились в голове в обратном порядке, нежели в заголовке. Впрочем, так и было в истории. И в жизни…
  • Чутье. Рассказ Владислава Огаркова
    Эту историю поведал Эдуард Копица, мой знакомый, живший в северном Усть-Илимске. Водитель грузовиков и автобусов, простой и светлый человек, он очень любил природу и многое знал о ней. Увы, ушедший туда, откуда не возвращаются.
  • День Победы: страницы жизни Виктора Секерина
    Виктор Павлович Секерин в 70-е годы заведовал кафедрой и аспирантурой на факультете иностранных языков КГПИ. Он поражал эрудицией, смелостью, раскованностью, ораторским мастерством. Сердце его не выдержало перегрузок в 58 лет. О его жизни и пойдет речь.
  • Защитники, или Воспоминания новоявленного бравого солдата Швейка о превратностях воинской службы
    Почти вся история человечества прошла в войнах и вооруженных конфликтах. Причин тому множество, всех их и не перечислить, да и такой задачи автор не ставит. Куда интереснее вопрос о роли подготовки военных кадров для успешной защиты Отечества. Автору на примерах своей биографии представилась возможность рассказать, как его в очень давнюю эпоху готовили защищать свою страну. И первым моим рассказом будет повествование о начале моей воинской «карьеры» в послевоенной Одессе. Александр Табачник
  • Не судьба?
    Судьба некоторых книг складывается словно по драматическому сюжету. Недавно мне довелось ознакомиться с повестью Г.П. Баранова «Злой Хатиман. Записки военного разведчика», которая могла прийти к читателям ещё в конце 80-­х. Но не пришла. И вот тут интересно разобраться – почему...
  • Фронтовик, писатель, гражданин: сто лет Виктору Астафьеву
    1 мая исполнится 100 лет со дня рождения Виктора Астафьева
  • Какой была в СССР бытовая техника
    Президент Владимир Путин сказал, что «в СССР выпускали одни галоши». Такое высказывание задело многих: не одними галошами был богат Советский союз, чего стоила бытовая техника!
  • 90-е: лихие или бурные?
    «Эта песня хороша – начинай сначала!» – пожалуй, это и о теме 1990-х годов: набившей оскомину, однако так и не раскрытой до конца.
  • «…Я знаю о своем невероятном совершенстве»: памяти Владимира Набокова
    Владимир Набоков родился в Петербурге 22 апреля (10 апреля по старому стилю) 1899 года, однако отмечал свой день рождения 23-го числа. Такая путаница произошла из-за расхождения между датами старого и нового стиля – в начале XX века разница была не 12, а 13 дней.
  • «Помогите!». Рассказ Андрея Хромовских
    Пассажирка стрекочет неумолчно, словно кузнечик на лугу:
  • «Он, наверное, и сам кот»: Юрий Куклачев
    Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола (1980).
  • Эпоха Жилкиной
    Елена Викторовна Жилкина родилась в селе Лиственичное (пос. Листвянка) в 1902 г. Окончила Иркутский государственный университет, работала учителем в с. Хилок Читинской области, затем в Иркутске.