ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ

Почему Минкульт не пустил на большой экран фильм «Голод»?

По инф. polit.ru, vesma.today   
28 Декабря 2022 г.
Изменить размер шрифта

В ноябре 2022 фильм «Голод» должен был выйти в широкий прокат. В этой картине рассказывается о страшном голоде 1920-х годов в СССР, ставшем причиной, по меньшей мере, пяти миллионов смертей. Первый голод со Смутных времен, во время которого были зафиксированы случаи каннибализма. Но на большой экран лента так и не вышла. Минкульт отозвал прокатное удостоверение.

 Почему Минкульт не пустил на большой экран фильм «Голод»?

Премьера документального фильма «Голод» о событиях 1921–1923 гг. в СССР состоялась в сети 18 декабря. Кинообозреватель Полит.ру Кирилл Сафронов рассказал, что, на его взгляд, авторам удалось, а что — не очень.

Название этой рецензии — первая строчка стихотворения Максимилиана Волошина «Голод» (1923). Его отрывки звучат и в фильме:

«...Глодали псы оторванные руки
И головы. На рынке торговали
Дешевым студнем, тошной колбасой.
Баранина была в продаже — триста,
А человечина — по сорока.
Душа была давно дешевле мяса.
И матери, зарезавши детей,
Засаливали впрок. "Сама родила —
Сама и съем. Еще других рожу"...»

Если вы готовы к визуализации прочитанного и хотите подробнее узнать, что происходило с нами 100 лет назад, то, наверное, давно ждали премьеры фильма по сценарию Александра Архангельского (идея — Максим Курников, режиссер — Татьяна Сорокина) «Голод». Я тоже ждал. С 22 сентября 2020-го по 31 марта 2021-го на краудфандинговой платформе «Планета» шел сбор средств на эту картину (он оказался успешным). В ноябре 2022 фильм должен был выйти в широкий прокат, но 14 ноября Минкульт отозвал прокатное удостоверение «из-за многочисленных жалоб граждан, которые считают, что картина неуместна к показу и содержит провокационную и шокирующую информацию». Что ж. В случае с «Левиафаном» в январе 2015 размещение в интернете только сработало на руку авторам фильма (за несколько недель его посмотрели порядка 4 млн человек). Документальному кино, конечно, сложно тягаться с игровым, но и в инфополе других неразвлекательных премьер особо не ожидается, так что всё может быть.

Фильм — вернее, конечно, телефильм (не в том смысле, что его по телевизору покажут, а в смысле жанра) — получился пронзительным. Фото и видеохроника с живыми и мертвыми людьми, которые без преувеличения представляют из себя только «кожу да кости», статистика про трупоедство и каннибализм, приблизительные оценки в 5 млн человек погибших... Естественно, что всё это не может не прорваться даже через толстокожесть, которой наша психика отгораживается от новостей последнего года.

Телефильмом я его называю не в обиду, просто он так сделан. Происходящее на экране (час с небольшим) держится на десятке интервью с историками и экспертами в заявленной теме, редко картинка перебивается сегодняшними съемками пейзажей с коптера, чаще — архивными материалами, иногда (и это, безусловно, находка авторов) — фрагментами спектакля «Люди» (Татарского театра кукол «Экият» в Казани, режиссер — Г. Ибрагимов). Эти фрагменты если и не делают фильм художественным, то в любом случае разбавляют публицистичность повествования, прибавляя пробивных эмоций (чего только стоят деревянные столовые ложки, которые играют в спектакле роль могильных надгробий!).

Еще есть очень мощные картины художника Сергея Иванова, который во время голода отправился в Поволжье, чтобы «своими глазами увидеть Россию в ее нищете. Запечатлеть, во что превратилась земля, которая когда-то давала нам хлеб, а теперь обречена на беспросветный ужас». Его потомок Александр Барбера-Иванофф, рассказывая о предке, признается, что впервые предъявляет эти работы миру.

Пронзительная картина. Важная тема. Огромная работа. Но в конце остается ощущение, что чего-то ты недопонял, недорассказали тебе чего-то. После Первой мировой и Гражданской войн с их разграблением деревни крестьяне решили меньше сеять, чтобы реже бесплатно делиться с белыми-красными-государством. Плюс засуха. Которая то ли правда была, то ли просто ее Горький придумал, обращаясь к мировому сообществу с просьбой о помощи. Отозвался американец Герберт Гувер, приехал всех спасать с большими ресурсами. Отозвался европеец Фритьоф Нансен, приехал всех спасать с маленькими ресурсами. Нансен подчинялся требованиям советской власти, Гувер сумел продавить свои условия. Их (и не только их) гуманитарные миссии спасли столько, сколько смогли. Советская власть тем временем под шумок разграбила церкви, а в 1923-м стала продавать зерно за границу. Гувер и Нансен расстроились и уехали. Гувера у нас забыли, Нансену поставили памятник.

В принципе, при желании всё это можно прочесть даже в «Википедии». А фильм — даже телефильм — по идее должен быть устроен так, что зритель после его просмотра останется с каким-то содержанием, с какой-то мыслью, с чем-то, что может изменить лично его, зрителя, жизнь. Лично у меня после просмотра осталось ощущение, что мне активно пытаются объяснить, что советская власть плохая (ради бога, я и не спорил никогда), а европейцы и американцы хорошие (ОК). Но чего мне с этим делать, я категорически не понимаю. Вот Минкульт понимает: отобрать к черту прокатное удостоверение! Можно сказать, что я не ЦА, мне прабабушка про всё это рассказывала. Но тогда кто ЦА? Зрители Первого канала? Они едва ли это всё увидят. Остается ощущение, что какой-то это недодуманный исторпоп (по аналогии с научпопом). В жанре сказки. В смысле, что добрые герои абсолютно добрые, а злые — абсолютно злые. Такое хорошо бы в школе старшеклассникам показывать. Но лично мне очень бы хотелось бы, чтобы для такой страшной и важной темы и какое-то внятное содержание проросло, которое помогло бы узнать не о том, что происходило с нами 100 лет назад, а сказало бы что-то о том, что с нами происходит прямо сейчас.

Минкульт не разрешил показывать в кинотеатрах документальный фильм о голоде в Поволжье в 1920-е

Министерство культуры отозвало прокатное удостоверение у документального фильма «Голод», который повествует о поволжском голоде 1921-1923. Об этом сообщили двое из создателей картины — писатель и телеведущий Александр Архангельский и журналист Максим Курников.

Авторы рассказали, что Минкультуры обнаружило в фильме «сведения, распространение которых запрещено законодательством РФ». При этом не уточняется, о каких именно сведениях идет речь.

"Это не означает запрета на показ в принципе – закон разрешает демонстрацию без удостоверения «исключительно в культурно-просветительских целях в рамках осуществления уставной деятельности музеями, выставочными залами или образовательными организациями, реализующими основные и дополнительные образовательные программы». Плюс разрешено платное скачивание в онлайн-магазинах. Но это означает, что на большом экране, для которого фильм снят, показывать его в России больше нельзя.

Что же стало причиной для ограничения кино, в котором а) речь о событиях 1921-1923 годов, б) нет авторского текста, только цитаты и документы? в) все документы опубликованы или находятся в открытой части архивов? Ответ трагикомический.

В письме об отзыве ссылаются на подпункт Д пункта 20 правил выдачи прокатных удостоверений – «обнаружены сведения, распространение которых запрещено законодательством РФ». Каким же законодательством запрещено рассказывать о том, что в 1921-23 годах был голод? Что погибли более 5 млн человек? Что мир (далеко не весь, кстати) переступил через идеологию и проявил солидарность со страдающими жителями России? И благодаря этому было спасено более 10 млн? Это предательство собственной истории, предательство семейной памяти.

Ладно. Бог судья принимавшим решение. Будем показывать в музеях, выставочных залах и университетах. Надеемся, что в конце этого года фильм (без английских титров) появится на одной из площадок YouTub’а. Когда это произойдет, я сообщу", - написал Архангельский.

UPD: комментарий министерства культуры:

«Министерство культуры Российской Федерации приняло решение об отзыве прокатного удостоверения документального фильма «Голод» Татьяны Сорокиной, рассказывающего о голоде 1920-х годов в СССР.
Это решение связано с многочисленными жалобами на данную картину, поступившими в Минкультуры России от граждан. Фильм «Голод» был охарактеризован ими как неуместный для показа.

Граждане указывают на содержание провокационной и шокирующей аудиовизуальной информации. Всё это, по мнению зрителей, может вызвать острую негативную реакцию в обществе, в связи с чем принято решение об отзыве прокатного удостоверения».

Фильм «Голод» Курников и Архангельский сняли вместе с продюсером Татьяной Сорокиной.
Съемки начались в 2021 году.Средства на него были собраны в интернете — люди отправили авторам на съемки более пяти миллионов рублей.

Голод в Поволжье 1921—1922 — массовый голод во время Гражданской войны в России. Согласно данным официальной статистики, голод охватил 35 губерний. Регионы Южного Урала и Поволжья пострадали наиболее длительно и массово. Пик голода пришёлся на осень 1921 — весну 1922 года, хотя случаи массового голодания в отдельных регионах регистрировались с осени 1920 года до начала лета 1923 года.

Голод обернулся не менее чем шестью миллионами погибших, ростом заболеваемости во всех возрастных группах населения и сокращением продолжительности жизни.

В ходе борьбы с голодом советское правительство впервые приняло помощь от капиталистических стран. Для получения средств для борьбы с голодом советское государство производило изъятие церковных ценностей, что стало дополнительным средством гонений на религиозные организации.

На нашем сайте читайте также:

По инф. vesma.today, Polit.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • Полководцы Великой войны: рейтинг от Сталина
    А действительно – кто был лучшим с точки зрения Верховного главнокомандующего? Расхожая точка зрения – Жуков. Вот и Парад Победы 24 июня 1945 года принимал именно он. А командовал парадом Рокоссовский, что тоже символично – его нередко называют «вторым после Жукова». Однако львиная доля возвышения обоих полководцев (особенно Жукова) приходится на 1970-е годы и позже. А как ситуация выглядела в годы войны и первое время после Победы, пока страну возглавлял Сталин?
  • Правда о Победе
    История – служанка политики, взгляд на прошлое, исходящий из сиюминутной конъюнктуры? Или все-таки наука, одна из сфер наших знаний, требующая точности и беспристрастности?
  • «А иначе зачем на земле этой вечной живу?»
    К 100-летию со дня рождения Булата Окуджавы и Юлии Друниной.
  • Люди доброй воли Иммануила Канта
    Философ Иммануил Кант не бывал в Иркутской области. Он практически никогда не покидал родного Калининграда, триста лет назад и до 1946 года называвшегося Кенигсбергом. Но его философские труды, его идеи шагают и по Сибири. Особенно актуально их вспомнить в апреле.
  • Золотой век Зои Богуславской
    Зоя Богуславская – знаменитая российская писательница, эссеист, искусствовед и литературный критик, автор многочисленных российских и зарубежных культурных проектов, заслуженный работник культуры РФ.
  • БАМ – ССО – ВЛКСМ
    На прошлой неделе побывал сразу на нескольких мероприятиях, связанных с аббревиатурами, вынесенными в заголовок, и нахлынули воспоминания. Правда, они (воспоминания) выстроились в голове в обратном порядке, нежели в заголовке. Впрочем, так и было в истории. И в жизни…
  • Чутье. Рассказ Владислава Огаркова
    Эту историю поведал Эдуард Копица, мой знакомый, живший в северном Усть-Илимске. Водитель грузовиков и автобусов, простой и светлый человек, он очень любил природу и многое знал о ней. Увы, ушедший туда, откуда не возвращаются.
  • День Победы: страницы жизни Виктора Секерина
    Виктор Павлович Секерин в 70-е годы заведовал кафедрой и аспирантурой на факультете иностранных языков КГПИ. Он поражал эрудицией, смелостью, раскованностью, ораторским мастерством. Сердце его не выдержало перегрузок в 58 лет. О его жизни и пойдет речь.
  • Защитники, или Воспоминания новоявленного бравого солдата Швейка о превратностях воинской службы
    Почти вся история человечества прошла в войнах и вооруженных конфликтах. Причин тому множество, всех их и не перечислить, да и такой задачи автор не ставит. Куда интереснее вопрос о роли подготовки военных кадров для успешной защиты Отечества. Автору на примерах своей биографии представилась возможность рассказать, как его в очень давнюю эпоху готовили защищать свою страну. И первым моим рассказом будет повествование о начале моей воинской «карьеры» в послевоенной Одессе. Александр Табачник
  • Не судьба?
    Судьба некоторых книг складывается словно по драматическому сюжету. Недавно мне довелось ознакомиться с повестью Г.П. Баранова «Злой Хатиман. Записки военного разведчика», которая могла прийти к читателям ещё в конце 80-­х. Но не пришла. И вот тут интересно разобраться – почему...
  • Фронтовик, писатель, гражданин: сто лет Виктору Астафьеву
    1 мая исполнится 100 лет со дня рождения Виктора Астафьева
  • Какой была в СССР бытовая техника
    Президент Владимир Путин сказал, что «в СССР выпускали одни галоши». Такое высказывание задело многих: не одними галошами был богат Советский союз, чего стоила бытовая техника!
  • 90-е: лихие или бурные?
    «Эта песня хороша – начинай сначала!» – пожалуй, это и о теме 1990-х годов: набившей оскомину, однако так и не раскрытой до конца.
  • «…Я знаю о своем невероятном совершенстве»: памяти Владимира Набокова
    Владимир Набоков родился в Петербурге 22 апреля (10 апреля по старому стилю) 1899 года, однако отмечал свой день рождения 23-го числа. Такая путаница произошла из-за расхождения между датами старого и нового стиля – в начале XX века разница была не 12, а 13 дней.
  • «Помогите!». Рассказ Андрея Хромовских
    Пассажирка стрекочет неумолчно, словно кузнечик на лугу:
  • «Он, наверное, и сам кот»: Юрий Куклачев
    Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола (1980).
  • Эпоха Жилкиной
    Елена Викторовна Жилкина родилась в селе Лиственичное (пос. Листвянка) в 1902 г. Окончила Иркутский государственный университет, работала учителем в с. Хилок Читинской области, затем в Иркутске.
  • «Открывала, окрыляла, поддерживала»: памяти Натальи Крымовой
    Продолжаем публикации к Международному дню театра, который отмечался 27 марта с 1961 года.
  • Казалось бы, мелочь – всего один день
    Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой год.
  • Так что же мы строим? Будущее невозможно без осмысления настоящего
    В ушедшем году все мы отметили юбилейную дату: 30-ю годовщину образования государства Российская Федерация. Было создано государство с новым общественно-политическим строем, название которому «капитализм». Что это за строй?