ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-04-18-05-38-49
Владимир Набоков родился в Петербурге 22 апреля (10 апреля по старому стилю) 1899 года, однако отмечал свой день рождения 23-го числа. Такая путаница произошла из-за расхождения между датами старого и нового стиля – в начале XX века разница была не 12, а 13...
90-
«Эта песня хороша – начинай сначала!» – пожалуй, это и о теме 1990-х годов: набившей оскомину, однако так и не раскрытой до конца.
2024-04-25-13-26-41
Президент Владимир Путин сказал, что «в СССР выпускали одни галоши». Такое высказывание задело многих: не одними галошами был богат Советский союз, чего стоила бытовая...
2024-04-25-11-55-09
1 мая исполнится 100 лет со дня рождения Виктора Астафьева
2024-05-02-02-55-14
Зоя Богуславская – знаменитая российская писательница, эссеист, искусствовед и литературный критик, автор многочисленных российских и зарубежных культурных проектов, заслуженный работник культуры...

Отчий Дон

Изменить размер шрифта

kazachata

Представители более чем двухсот национальностей сегодня считают Ростовскую область своей малой родиной.

Из скифов — в казаки

Так уж повелось, что донская земля всегда оказывалась на перекрестке великих переселений народов и древних торговых путей. Какие только завоеватели не отметились в привольных диких степях — скифы, сарматы, аланы, гунны, печенеги... Чьи только купцы не везли товары с Дона и на Дон — античные греческие, византийские, средневековые итальянские... Все они сменяли друг друга, оставляя свой отпечаток в уникальной местной полиэтнической культуре.

Ближе к нашему времени эта донская самобытность получила продолжение в культуре казачества, где изначально не было места угрюмой региональной замкнутости и национальной розни. И откуда бы им взяться, если вольное донское воинство по преимуществу пополняли беглые пассионарии из глубин России да потомки обескровленных в бесконечных сражениях степняков. Пробиться в казаки тогда мог каждый, если был смел, инициативен и к военному делу пригоден. И никто не считался — христианин ты или буддист, татарин или калмык. Главное — был бы казак по духу!

Историки вспоминают, что в свое сословие казаки не чурались принимать «иноверцев», обладавших необходимыми навыками и умениями. Примеров такой удивительной для той эпохи «толерантности» хватает. Еще в конце XV века, когда казачество только зарождалось, крымский хан Менгли-Гирей жаловался своему союзнику великому князю Московскому Ивану III на бесчинства азовских казаков-татар, отнявших у него награбленную под Киевом добычу. А через 300 лет мировую известность получила казачья конница, которая, громя Наполеона, дошла в составе русских войск до Парижа.

Не только старинные обычаи, совместные походы и войны лежали в основе феноменального «интернационализма», присущего жителям донской земли. Но, конечно же, и торговля. Она процветала в вольных степях, начиная с древнегреческого Танаиса и турецкого Азова. Спустя столетия неподалеку от этих древних городов-базаров поднялся Ростов-на-Дону, уже к концу XIX века заслуживший прозвание «русский Чикаго». И снова секретом необыкновенной живучести новоявленных донских коммерсантов стала их готовность жить в мире и согласии с соседями — представителями разных народов — ради общего блага и процветания.

Этническая вольница

Общеизвестно, что самыми удачливыми купцами в дореволюционном Ростове считались армяне. В Нахичеванской-на-Дону армянской общине вам покажут документы, относящиеся к грандиозному миграционному проекту двухсотлетней давности. Его авторство принадлежит императрице Екатерине II. В 1778 году она удовлетворила прошение 12 000 крымских армян, просивших о переселении в Россию, чтобы избавиться от бесчинств и притеснений ханской власти. Великий исход армянских переселенцев из Крыма на Дон организовал и обеспечил сопровождением сам Александр Васильевич Суворов, в жилах которого, по преданию, текла и армянская кровь.

Уже в ноябре 1779 года высочайшей грамотой близ крепости св. Димитрия Ростовского (будущего центра Ростова-на-Дону) были основаны город Нор-Нахичеван и пять сел.

Показательно, что окрестное казачество без лишних споров провело межевание земель в пользу новоиспеченной армянской колонии. Их пределы никто не думал оспаривать, даже когда бурно растущий Ростов почувствовал тесноту.

...Сегодня мало кто вспомнит межевую полосу между Ростовом и Нахичеванью, ставшей одним из районов донской столицы почти век назад. Практически растворились национальные границы и в сознании горожан. Ныне армяне такие же ростовчане, как и прочие. Ну разве что пекут тонкий лаваш и вялят суджук — и то, и другое по вкусу всем донским жителям. И еще на свадьбах у них звучит зурна. Правда, в последнее время, все реже...

Однако, несмотря на несчетное количество межэтнических браков, на общий быт и нивелирующую всех и вся городскую культуру, ростовские армяне не страдают забвением корней. Да и местные власти отнюдь не заинтересованы в том, чтобы потускнела одна из самых заметных составляющих самобытной донской культуры. Неудивительно, что делегация армян на состоявшемся недавно I Конгрессе народов Дона «Столица ста лиц» была среди наиболее представительных и активных. Еще бы — ведь армянская диаспора представлена сегодня четырьмя крупными городскими общинами, молодежной организацией, действующим со времен СССР (вот уже на протяжении четырех десятилетий) Музеем русско-армянской дружбы. И это не говоря о шести храмах, причем апостольская церковь Сурб Арутюн построена всего четыре года назад.

«Этническое многообразие — несомненный ресурс развития Ростовской области. Именно поэтому так важно сохранять переданное нам предыдущими поколениями межнациональное согласие, — сказал, выступая в начале июня на I Конгрессе народов Дона губернатор РО Василий Голубев. — Если обратиться к истории, то на Дону всегда жили в многоэтничной среде. Здесь люди никогда не делились по этническому, религиозному принципу, по принципу крови».

Содружество, а не плавильный котел

Слова Василия Голубева справедливы в отношении не только донских армян, но и представителей всех 206 национальностей, проживающих сегодня на территории Ростовской области. Есть здесь и немалое землячество выходцев из совсем уж далеких от Дона земель — корейцев. В прошлом году отмечалась юбилейная дата — 150-летие переселения корейцев в Россию. За прошедшие полтора века корейской диаспоре пришлось пережить разное — и подъемы, и трагедии. Не миновали ее репрессии. Однако к концу 50-х, моменту появления на Дону первых корейских семей, народ был полностью реабилитирован и освобожден от запрета на работу и ограничений в выборе места проживания. Свободных корейцев Дон привлек возможностями зарождавшейся в регионе новой сельскохозяйственной отрасли — рисоводства.

Годы прошли, и корейские переселенцы внесли свою лепту в жизнь многонационального края. Она не ограничилась вкладом в одно только сельское хозяйство, хотя ростовчане давно знают: продукция, выращенная на корейских полях, — всегда самая вкусная и свежая. Одновременно не столь заметно, но эффективно шел рост числа корейцев-предпринимателей, управленцев, представителей властных структур. Это неудивительно, учитывая, что, по последним данным статистики, у россиян корейской национальности один из самых высоких уровней образования в стране.

Здесь нелишне отметить, что именно в Ростовской области для представителей разных народов, населяющих регион, открываются широчайшие образовательные и карьерные возможности. Донской край просто обязывает к этому его традиционное звание «ворот Кавказа». То, что эти ворота широко и гостеприимно открыты, подтверждают большинство приезжих из кавказских республик, которые давно уже не ощущают себя чужаками на донской земле.

Противники России на Западе в очередной раз пытаются реализовать план ее развала. Как обычно, в центре замысла — провоцирование национальных конфликтов. Методику противодействия этой не оригинальной западной политике еще три года назад привел в своей статье «Россия: национальный вопрос» Владимир Путин: «Нам необходима стратегия национальной политики, основанная на гражданском патриотизме. Любой человек, живущий в нашей стране, не должен забывать о своей вере и этнической принадлежности. Но он должен прежде всего быть гражданином России и гордиться этим. Никто не имеет права ставить национальные и религиозные особенности выше законов государства. Однако при этом сами законы государства должны учитывать национальные и религиозные особенности».

Линия президента ложится в основу Стратегии развития Ростовской области до 2030 года, которую по инициативе нынешнего врио губернатора РО Василия Голубева сейчас вырабатывают на открытых дискуссионных площадках и в рабочих группах представители донской власти, общественности и научного сообщества.

Василий Голубев не скрывает, что в ближайшие 15 лет региону следует учитывать не только вызовы в социально-экономической сфере, но и опасность межэтнических конфликтов, инспирированных извне.

У Дона уже имеется печальная возможность наблюдать последствия таких конфликтов на примере соседнего Донбасса — ведь зона боевых действий находится в каких-нибудь нескольких десятках километров от донской границы. Пришлось не только видеть со стороны, но и на себе почувствовать, что такое война и каковы вызванные ею беды. В рамках помощи населению сопредельной территории донской регион принял более 40 000 украинских беженцев. Для них были развернуты пункты временного размещения, многих приняли к себе на проживание семьи дончан. Один только ростовчанин Игорь Греков приютил у себя в доме более чем 600 беженцев, за что был объявлен украинским судом «пособником террористов».

«Дон всегда принимал людей, которые бежали от насилия, несправедливости, давал им кров и надежду на новую жизнь, — прокомментировал Василий Голубев украинские судебные инсинуации. — Мы должны быть верны этим принципам».

Совершенно очевидно, что принципы национального согласия и взаимопомощи будут развиваться на Дону и дальше. Так же как и иммунитет к национализму и этнической розни. Ведь этот иммунитет был и остается основой выработанного веками донского казачьего духа.

По инф. portal-kultura.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • Черемховские наступают: о чем говорят перестановки в правительстве
    Правительство в очередной раз пополнила обойма губернаторов, которых в Кремле посчитали годными к работе на федеральном уровне.
  • Размышления в Год семьи
    Мое послевоенное детство прошло в маленьком заполярном поселке. Домишки были неказистые, с удобствами во дворе, воду привозили на телеге, наливая пожарным шлангом через прорубленное в стене оконце двухсотлитровые бочки, много чего еще не хватало и в скромных магазинчиках того времени. А вот разновозрастной ребятни было много. И мы, мальчишки 10-12 лет, как-то мало обращали внимание на эти неудобства.
  • Полководцы Великой войны: рейтинг от Сталина
    А действительно – кто был лучшим с точки зрения Верховного главнокомандующего? Расхожая точка зрения – Жуков. Вот и Парад Победы 24 июня 1945 года принимал именно он. А командовал парадом Рокоссовский, что тоже символично – его нередко называют «вторым после Жукова». Однако львиная доля возвышения обоих полководцев (особенно Жукова) приходится на 1970-е годы и позже. А как ситуация выглядела в годы войны и первое время после Победы, пока страну возглавлял Сталин?
  • Правда о Победе
    История – служанка политики, взгляд на прошлое, исходящий из сиюминутной конъюнктуры? Или все-таки наука, одна из сфер наших знаний, требующая точности и беспристрастности?
  • «А иначе зачем на земле этой вечной живу?»
    К 100-летию со дня рождения Булата Окуджавы и Юлии Друниной.
  • Люди доброй воли Иммануила Канта
    Философ Иммануил Кант не бывал в Иркутской области. Он практически никогда не покидал родного Калининграда, триста лет назад и до 1946 года называвшегося Кенигсбергом. Но его философские труды, его идеи шагают и по Сибири. Особенно актуально их вспомнить в апреле.
  • Золотой век Зои Богуславской
    Зоя Богуславская – знаменитая российская писательница, эссеист, искусствовед и литературный критик, автор многочисленных российских и зарубежных культурных проектов, заслуженный работник культуры РФ.
  • БАМ – ССО – ВЛКСМ
    На прошлой неделе побывал сразу на нескольких мероприятиях, связанных с аббревиатурами, вынесенными в заголовок, и нахлынули воспоминания. Правда, они (воспоминания) выстроились в голове в обратном порядке, нежели в заголовке. Впрочем, так и было в истории. И в жизни…
  • Чутье. Рассказ Владислава Огаркова
    Эту историю поведал Эдуард Копица, мой знакомый, живший в северном Усть-Илимске. Водитель грузовиков и автобусов, простой и светлый человек, он очень любил природу и многое знал о ней. Увы, ушедший туда, откуда не возвращаются.
  • День Победы: страницы жизни Виктора Секерина
    Виктор Павлович Секерин в 70-е годы заведовал кафедрой и аспирантурой на факультете иностранных языков КГПИ. Он поражал эрудицией, смелостью, раскованностью, ораторским мастерством. Сердце его не выдержало перегрузок в 58 лет. О его жизни и пойдет речь.
  • Защитники, или Воспоминания новоявленного бравого солдата Швейка о превратностях воинской службы
    Почти вся история человечества прошла в войнах и вооруженных конфликтах. Причин тому множество, всех их и не перечислить, да и такой задачи автор не ставит. Куда интереснее вопрос о роли подготовки военных кадров для успешной защиты Отечества. Автору на примерах своей биографии представилась возможность рассказать, как его в очень давнюю эпоху готовили защищать свою страну. И первым моим рассказом будет повествование о начале моей воинской «карьеры» в послевоенной Одессе. Александр Табачник
  • Не судьба?
    Судьба некоторых книг складывается словно по драматическому сюжету. Недавно мне довелось ознакомиться с повестью Г.П. Баранова «Злой Хатиман. Записки военного разведчика», которая могла прийти к читателям ещё в конце 80-­х. Но не пришла. И вот тут интересно разобраться – почему...
  • Фронтовик, писатель, гражданин: сто лет Виктору Астафьеву
    1 мая исполнится 100 лет со дня рождения Виктора Астафьева
  • Какой была в СССР бытовая техника
    Президент Владимир Путин сказал, что «в СССР выпускали одни галоши». Такое высказывание задело многих: не одними галошами был богат Советский союз, чего стоила бытовая техника!
  • 90-е: лихие или бурные?
    «Эта песня хороша – начинай сначала!» – пожалуй, это и о теме 1990-х годов: набившей оскомину, однако так и не раскрытой до конца.
  • «…Я знаю о своем невероятном совершенстве»: памяти Владимира Набокова
    Владимир Набоков родился в Петербурге 22 апреля (10 апреля по старому стилю) 1899 года, однако отмечал свой день рождения 23-го числа. Такая путаница произошла из-за расхождения между датами старого и нового стиля – в начале XX века разница была не 12, а 13 дней.
  • «Помогите!». Рассказ Андрея Хромовских
    Пассажирка стрекочет неумолчно, словно кузнечик на лугу:
  • «Он, наверное, и сам кот»: Юрий Куклачев
    Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола (1980).
  • Эпоха Жилкиной
    Елена Викторовна Жилкина родилась в селе Лиственичное (пос. Листвянка) в 1902 г. Окончила Иркутский государственный университет, работала учителем в с. Хилок Читинской области, затем в Иркутске.
  • «Открывала, окрыляла, поддерживала»: памяти Натальи Крымовой
    Продолжаем публикации к Международному дню театра, который отмечался 27 марта с 1961 года.