ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ

Как технически и внешне менялся крейсер «Аврора»

Андрей Райн, histrf.ru   
11 Июня 2022 г.
Изменить размер шрифта

Герой Цусимского сражения, вестник революции, один из главных символов Санкт-Петербурга и один из немногих в России плавучих музеев – это все о нем, о крейсере «Аврора». Многие помнят его по кинокадрам, по картинкам, или же видели его лично. Но так ли он выглядел, когда был еще на проектных досках инженеров или когда давал залп холостым снарядом октябрьским вечером? Давайте поговорим о том, как менялся внешне и технически легендарный корабль.

Как технически и внешне менялся крейсер «Аврора»

Тип «Диана»

В 1881 году в Российской империи был принят план двадцатилетнего строительства флота. Однако к концу XIX века политическая ситуация изменилась. Угроза войны сначала с Великобританией, а затем с Германией заставила в 1895 году дополнительно заложить два бронепалубных крейсера первого ранга для действий в акватории Балтийского моря. Чуть позже серию расширили до трех кораблей. Третьим крейсером и стала «Аврора», перенявшая имя от парусного военного корабля.

Как технически и внешне менялся крейсер «Аврора»

  • Размещение артиллерии на Авроре по состоянию на май 1905 года

Изменения в конструкцию вносились уже на этапе проектирования: вместо планируемых изначально 203-миллиметровых орудий главного калибра установили десять 152 мм, а тридцать пушек вспомогательного 6-фунтового калибра 57 мм заменили двадцатью 75-миллиметровыми, доработаны некоторые системы в связи с новейшими тенденциями военной науки.

Первая пятилетка

И тем не менее корабль, спущенный на воду в 1900-м, получился, хоть и не устаревшим, но устаревающим. Из-за проблем с машинным ходом его доводили до ума целых три года, после чего приняли на вооружение.

Угроза со стороны Англии и Германии пока что миновала, и «Аврора» отправилась через суэцкий маршрут в неспокойный в политическом плане Тихий океан. При выходе из Красного моря корабль был застигнут новостью о начале русско-японской войны и получил приказ срочно возвращаться в Кронштадт. Таким образом получились импровизированные ходовые испытания, которые «Аврора» неплохо выдержала. Вскоре «Авроре» пришлось вновь отправиться на Дальний Восток, но уже в составе Второй Тихоокеанской эскадры. На этот раз корабль прошел путь до конца, но лишь для того, чтобы получить многочисленные повреждения в ходе Цусимского сражения. У «Авроры» в результате около 30 попаданий были повреждены или выведены из строя некоторые орудия малого и главного калибров, котлы, паропроводы, труба, дальномерный пост.

«Аврора» и другие уцелевшие суда сумели дойти до американского порта – в Манилу, где заключили договоры на ремонт с местными компаниями. Однако пришлось кое-чем пожертвовать. С корабля были сняты замки орудий и детали паровых машин (впрочем, не все, так как во время тайфунов корабль давал ход, чтобы не сдрейфовать на мель). После подписания мира «Аврора» получила снятые детали обратно и взяла курс на Родину, и моряки уже знали о случае с броненосцем «Потемкин» и о событиях 1905 года.

Как технически и внешне менялся крейсер «Аврора»

  • Повреждения «Авроры» после Цусимского сражения

Дома с корабля сняли еще несколько 75-миллиметровых орудий – этот калибр становился уже неактуальным в условиях современной войны. При этом были установлены дополнительные 152-миллиметровые пушки. Убрали ненужные торпедные аппараты и полностью заменили систему пожаротушения на новейшую. Упразднили марсы, установили щиты на палубные орудия и дополнительные бронелисты на рубку, провели генеральный ремонт котлов.

В мировых войнах

В Первую мировую боевая ценность «Авроры» была уже неудовлетворительной, и корабль вновь переоборудовали в минировщик. По палубе проложили рельсы, организовали хранилища для мин. Убрали остальные 75-миллиметровые орудия, установив 152-миллиметровые пушки с систершипа «Диана».

Как технически и внешне менялся крейсер «Аврора»

  • Как технически и внешне менялся крейсер «Аврора»

В 1916 году корабль встал на ремонт в Петрограде: кормовую и носовую пушку переносили ближе к центру, организовывали пункт командования зенитной артиллерии, меняли радиооборудование и обновляли жилые помещения.

На корабле действовала ячейка РСДРП, на носу какое-то время стояли пулеметы, чтобы успокаивать толпу или матросов, но от этих нагнетающих противоречия мер быстро отказались. Тем не менее залп с «Авроры» стал символическим сигналом к штурму Зимнего дворца. Многие забывают, что с «Авроры» по радио было передано написанное В. И. Лениным воззвание «К гражданам России!» К 1922 году корабль был разоружен в Константиновском доке, но уже в 1923 году вместо 152-миллиметровых пушек на «Аврору» установили новые – 130 мм, а также организовали зенитную артиллерию в виде 76-миллиметровых пушек и пулеметов «Максим».

После этого обновления корабль использовался как учебный, ходил в рейсы в основном вокруг Скандинавии, к 1930 году машины корабля износились, скорость сильно упала. В 1936 году часть котельных отделений была закрыта, корабль выводился буксиром в открытое море для практики курсантов, в иное время служил учебным, но был пришвартован.

К 1941 году списанию «Авроры» помешала война. Крейсер был оснащен 45-миллиметровыми зенитными пушками и включен в ПВО Кронштадта. Ни о каких походах не могло быть и речи. Корабль получил повреждения и лег на грунт, на нем остались только вахты.

На вечной службе

В 1946 году после гримировки «Аврора» участвует в съемках фильма «Крейсер «Варяг», в 1956 году крейсер превращен в музей. Долгие годы за состоянием корабля особо не следили.

Как технически и внешне менялся крейсер «Аврора»

  • Современные интерьеры корабля

Капитальный ремонт кораблю «прописали» в конце XX века. С 1984 по 1987 годы в ходе ремонта целые части и многие детали корабля поменяли на новодел, оригинальные части днища и обшивки корпуса до сих пор лежат недораспиленными в Ручьях, на побережье Финского залива, машины тоже превратили в декорации. Были заменены электропроводка и система пожарной безопасности. По сути, во многом корабль был превращен в макет.

Однако ремонт 2014-2016 годов показал, что оригинальности конструкции был нанесен не такой уж большой ущерб. Последние ремонтные работы были направлены на то, чтобы придать «Авроре» максимально аутентичный вид, поэтому сейчас на Петроградской набережной мы можем наблюдать корабль, более схожий со своим первозданным обликом, чем то судно, что стояло там во второй половине XX века.

На нашем сайте читайте также:

По инф. istrf.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • Дети войны. Документальный рассказ Евгения Корзуна
    Эту историю мне рассказал коллега по профессии. Он родом с Донской земли, вся его родня произошла из казачества, проживала и до сих пор проживает на Дону. А он после учебы в Москве обрел вторую родину в Сибири. Они подростками сполна хлебнули горечь немецко-фашистской оккупации.
  • Черемховские наступают: о чем говорят перестановки в правительстве
    Правительство в очередной раз пополнила обойма губернаторов, которых в Кремле посчитали годными к работе на федеральном уровне.
  • Размышления в Год семьи
    Мое послевоенное детство прошло в маленьком заполярном поселке. Домишки были неказистые, с удобствами во дворе, воду привозили на телеге, наливая пожарным шлангом через прорубленное в стене оконце двухсотлитровые бочки, много чего еще не хватало и в скромных магазинчиках того времени. А вот разновозрастной ребятни было много. И мы, мальчишки 10-12 лет, как-то мало обращали внимание на эти неудобства.
  • Полководцы Великой войны: рейтинг от Сталина
    А действительно – кто был лучшим с точки зрения Верховного главнокомандующего? Расхожая точка зрения – Жуков. Вот и Парад Победы 24 июня 1945 года принимал именно он. А командовал парадом Рокоссовский, что тоже символично – его нередко называют «вторым после Жукова». Однако львиная доля возвышения обоих полководцев (особенно Жукова) приходится на 1970-е годы и позже. А как ситуация выглядела в годы войны и первое время после Победы, пока страну возглавлял Сталин?
  • Правда о Победе
    История – служанка политики, взгляд на прошлое, исходящий из сиюминутной конъюнктуры? Или все-таки наука, одна из сфер наших знаний, требующая точности и беспристрастности?
  • «А иначе зачем на земле этой вечной живу?»
    К 100-летию со дня рождения Булата Окуджавы и Юлии Друниной.
  • Люди доброй воли Иммануила Канта
    Философ Иммануил Кант не бывал в Иркутской области. Он практически никогда не покидал родного Калининграда, триста лет назад и до 1946 года называвшегося Кенигсбергом. Но его философские труды, его идеи шагают и по Сибири. Особенно актуально их вспомнить в апреле.
  • Золотой век Зои Богуславской
    Зоя Богуславская – знаменитая российская писательница, эссеист, искусствовед и литературный критик, автор многочисленных российских и зарубежных культурных проектов, заслуженный работник культуры РФ.
  • БАМ – ССО – ВЛКСМ
    На прошлой неделе побывал сразу на нескольких мероприятиях, связанных с аббревиатурами, вынесенными в заголовок, и нахлынули воспоминания. Правда, они (воспоминания) выстроились в голове в обратном порядке, нежели в заголовке. Впрочем, так и было в истории. И в жизни…
  • Чутье. Рассказ Владислава Огаркова
    Эту историю поведал Эдуард Копица, мой знакомый, живший в северном Усть-Илимске. Водитель грузовиков и автобусов, простой и светлый человек, он очень любил природу и многое знал о ней. Увы, ушедший туда, откуда не возвращаются.
  • День Победы: страницы жизни Виктора Секерина
    Виктор Павлович Секерин в 70-е годы заведовал кафедрой и аспирантурой на факультете иностранных языков КГПИ. Он поражал эрудицией, смелостью, раскованностью, ораторским мастерством. Сердце его не выдержало перегрузок в 58 лет. О его жизни и пойдет речь.
  • Защитники, или Воспоминания новоявленного бравого солдата Швейка о превратностях воинской службы
    Почти вся история человечества прошла в войнах и вооруженных конфликтах. Причин тому множество, всех их и не перечислить, да и такой задачи автор не ставит. Куда интереснее вопрос о роли подготовки военных кадров для успешной защиты Отечества. Автору на примерах своей биографии представилась возможность рассказать, как его в очень давнюю эпоху готовили защищать свою страну. И первым моим рассказом будет повествование о начале моей воинской «карьеры» в послевоенной Одессе. Александр Табачник
  • Не судьба?
    Судьба некоторых книг складывается словно по драматическому сюжету. Недавно мне довелось ознакомиться с повестью Г.П. Баранова «Злой Хатиман. Записки военного разведчика», которая могла прийти к читателям ещё в конце 80-­х. Но не пришла. И вот тут интересно разобраться – почему...
  • Фронтовик, писатель, гражданин: сто лет Виктору Астафьеву
    1 мая исполнится 100 лет со дня рождения Виктора Астафьева
  • Какой была в СССР бытовая техника
    Президент Владимир Путин сказал, что «в СССР выпускали одни галоши». Такое высказывание задело многих: не одними галошами был богат Советский союз, чего стоила бытовая техника!
  • 90-е: лихие или бурные?
    «Эта песня хороша – начинай сначала!» – пожалуй, это и о теме 1990-х годов: набившей оскомину, однако так и не раскрытой до конца.
  • «…Я знаю о своем невероятном совершенстве»: памяти Владимира Набокова
    Владимир Набоков родился в Петербурге 22 апреля (10 апреля по старому стилю) 1899 года, однако отмечал свой день рождения 23-го числа. Такая путаница произошла из-за расхождения между датами старого и нового стиля – в начале XX века разница была не 12, а 13 дней.
  • «Помогите!». Рассказ Андрея Хромовских
    Пассажирка стрекочет неумолчно, словно кузнечик на лугу:
  • «Он, наверное, и сам кот»: Юрий Куклачев
    Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола (1980).
  • Эпоха Жилкиной
    Елена Викторовна Жилкина родилась в селе Лиственичное (пос. Листвянка) в 1902 г. Окончила Иркутский государственный университет, работала учителем в с. Хилок Читинской области, затем в Иркутске.