ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ

Было раньше и так: носишь бороду – заплати налог

Алексей Филиппов, portal-kultura.ru   
09 Мая 2022 г.
Изменить размер шрифта

В XVIII веке русский народ стал разделенным. Видимыми маркерами, отделяющими привнесенную, европейскую культуру от традиционной, были европейское платье и бритые щеки. В середине апреля 1722 года, триста лет тому назад, Петр I продолжил свою долгую борьбу с бородами и «русским платьем». На этот раз она была развернута в другую сторону — бороды и зипуны должны были маркировать определенную религиозную группу, раскольников.

Было раньше и так: носишь бороду – заплати налог

«Его Императорское Величество будучи въ Сенатѣ сего Апрѣля.... указалъ подтвердить накрепко старой указъ о бородахъ, чтобъ платили по пятидесять рублей на годъ, и къ тому, чтобъ оные бородачи и раскольщики никакого иного платья не носили какъ старое, а именно: зипунъ съ стоячимъ клеенымъ козыремъ, ферези и однорядку съ лежачимъ ожерельемъ. Только расколыцнкамъ носить у оныхъ козыри краснаго сукна, чего для платья имъ краснымъ цвѣтомъ не носить».

В первой половине XVIII века полковник получал триста рублей в год. В 1747 году за пятьдесят рублей, которые раскольникам каждый год приходилось платить за бороду (а на самом деле за свою веру) можно было купить двух крепостных людей и двух лошадей.

Изменить внешний вид раскольников было невозможно, — на попытки вторгнуться в их жизнь они отвечали коллективными самосожжениями, самозакапываниями и добровольными смертями от голода. С бородами других подданных Петр I обошелся куда круче. За десять лет до этого, в 1705 году, он обложил бороды царедворцев, дворян и чиновников совершенно неподъемным, запретительным ежегодным налогом в шестьсот рублей. Крупные купцы платили сто, мелкие и посадские люди шестьдесят. Крестьян постоянный налог не коснулся, но при въезде и выезде из города с каждой крестьянской бороды брали по две деньги.

Заплатившим налог выдавали специальный знак с изображением бороды и усов и надписью «деньги взяты».

Платить такие деньги не мог никто, дворяне, купцы и посадские люди отказались от бород. Для крестьян серьезным расходом были и четыре деньги: пуд (16,38 килограмма) ржаной муки стоил двадцать копеек. Отправляясь в город, они должны были заплатить пятую часть его стоимости. Пуд ржаной муки в их скудных хозяйствах был очень значим.

Но в город мужики наведывались редко, деревня жила своим, замкнутым миром. От бород крестьяне отказываться не собирались.

Так русский народ стал разделенным, видимыми маркерами традиционной и привнесенной, европейской культуры были европейское платье и бритые щеки и бороды с зипунами. А староверы, к которым власть и после Петра I будет относиться с большим подозрением, оказались выделенными в отдельный, не вполне полноценный класс подданных империи, заметный издали из-за стоячих красных воротников. Они отличались трудолюбием и бережливостью, среди них была развита взаимная поддержка, староверы богатели. В конце XIX века их деньги пришли в промышленность. Историки спорят о том, в какой степени поддержка вышедших из староверов капиталистов революционного движения была связана с гонениями на их веру. Но это аукнулось империи и раньше, — во время пугачевского бунта. Пугачев в 1773 году жаловал тех, кто за ним пошел, «крестом, бородой и вечной волей»: среди составивших основу и самую боеспособную часть его войска яицких казаков было очень много раскольников.

В 1772 году Екатерина II отменила налог на бороды. В купеческом сословии брадобритие после этого не удержалось: описанное Островским и Лейкиным купеческое Замоскворечье, как правило, бородато.

Благородное сословие Российской империи бород не носило. Малое исключение составили славянофилы, в царствование Николая I вызывавшие сильнейшие подозрения властей.

Внешний вид царских подданных был строго регламентирован: усы могли носить только офицеры, чиновники были обязаны гладко бриться. Короткие бакенбарды они могли себе позволить лишь добившись значительного повышения по службе. Бороды реабилитировала Крымская война. Все началось на территории России, но мода пришла к нам из Европы.

Во время осады Севастополя английская армия тяжко страдала зимой: Великобритания была мировой мастерской, пионером в технических инновациях, но логистика и снабжение оказались провалены. Тогда появился кардиган, названная по имени одного из командиров британской кавалерии лорда Кардигана шерстяная кофта — английские военные утеплялись как могли. К тому же они перестали бриться: им было не до этого, а борода хорошо грела.

Когда армия вернулась в Англию, борода стала символом победы, признаком мужской брутальности. Это оказалось по настоящему круто, и новая мода стремительно покорила Европу. В России во времена Александра II борода была признаком здорового либерализма, при бородаче Александре III она стала символом русского духа, под знаком которого прошло это консервативное царствование. Бороду носил и Николай II: она еще была в моде.

В новой, большевистской России она тоже не была редкостью. Бороды украшали начальника Политического управления РККА Яна Гамарника и командарма второго ранга Павла Дыбенко. Это было признаком некоторой свободы, номенклатурной вольности. В конце тридцатых годов бородатый военачальник или крупный партийный работник уже стал невозможен.

После Большого террора бородачей в военной, партийной и государственной элите не осталось, их можно было найти разве что среди академических ученых. Когда в шестидесятые годы, на волне увлечения Хемингуэем, среди молодежи появилась мода на бороды, это казалось нехорошим, опасным признаком. Возглавив Госкомитет по радио и телевещанию при Совете министров СССР в 1970 году, Сергей Лапин запретил мужчинам бороды и брюки женщинам.

Сейчас мода на бороды и небритость то приходит, то уходит. Это стало символом неформального поведения и свободы, а заодно и приверженности традиционным ценностям. Бороду носят и западники-метросексуалы и нео-славянофилы. В наше время за бородой встают самые разные смыслы, но они совпадают в одном — бородачи не хотят быть такими, как все.

И тут впору вспомнить самый первый, английский налог на бороды. Когда те вошли в моду, его, в целях пополнения казны, в 1535 году ввел Генрих VIII. Этот налог просуществовал достаточно долго, со временем правила стали мягче. В конце XVI века, при Елизавете I, приходилось платить не за все бороды. Деньги брали только за те, что отрастали в течение двух недель — возраст бороды фискальные органы определяли на глазок. Убедиться в том, что люди платили, можно взглянув на мужские портреты елизаветинской эпохи: те, кто на них изображен, как правило, бородаты, и их бороды явно старше четырнадцати дней.

За прошедшие с тех пор без малого пятьсот лет положение бородачей определенно изменилось к лучшему. Государства больше не регламентируют внешний вид подданных.

Сейчас мода на бороды все еще процветает. И если бы налог на этот элемент украшательства лица власть брала в наши дни, наверное, объем вливаний в государственную казну был бы существенным. Ведь стоит только оглянуться и обязательно взгляд найдет мужчину с бородой. Бесплатной. Так что украшайте свои лица абсолютно безвозмездно, сильный пол!

На нашем сайте читайте также:

По инф. portal-kultura.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • Полководцы Великой войны: рейтинг от Сталина
    А действительно – кто был лучшим с точки зрения Верховного главнокомандующего? Расхожая точка зрения – Жуков. Вот и Парад Победы 24 июня 1945 года принимал именно он. А командовал парадом Рокоссовский, что тоже символично – его нередко называют «вторым после Жукова». Однако львиная доля возвышения обоих полководцев (особенно Жукова) приходится на 1970-е годы и позже. А как ситуация выглядела в годы войны и первое время после Победы, пока страну возглавлял Сталин?
  • Правда о Победе
    История – служанка политики, взгляд на прошлое, исходящий из сиюминутной конъюнктуры? Или все-таки наука, одна из сфер наших знаний, требующая точности и беспристрастности?
  • «А иначе зачем на земле этой вечной живу?»
    К 100-летию со дня рождения Булата Окуджавы и Юлии Друниной.
  • Люди доброй воли Иммануила Канта
    Философ Иммануил Кант не бывал в Иркутской области. Он практически никогда не покидал родного Калининграда, триста лет назад и до 1946 года называвшегося Кенигсбергом. Но его философские труды, его идеи шагают и по Сибири. Особенно актуально их вспомнить в апреле.
  • Золотой век Зои Богуславской
    Зоя Богуславская – знаменитая российская писательница, эссеист, искусствовед и литературный критик, автор многочисленных российских и зарубежных культурных проектов, заслуженный работник культуры РФ.
  • БАМ – ССО – ВЛКСМ
    На прошлой неделе побывал сразу на нескольких мероприятиях, связанных с аббревиатурами, вынесенными в заголовок, и нахлынули воспоминания. Правда, они (воспоминания) выстроились в голове в обратном порядке, нежели в заголовке. Впрочем, так и было в истории. И в жизни…
  • Чутье. Рассказ Владислава Огаркова
    Эту историю поведал Эдуард Копица, мой знакомый, живший в северном Усть-Илимске. Водитель грузовиков и автобусов, простой и светлый человек, он очень любил природу и многое знал о ней. Увы, ушедший туда, откуда не возвращаются.
  • День Победы: страницы жизни Виктора Секерина
    Виктор Павлович Секерин в 70-е годы заведовал кафедрой и аспирантурой на факультете иностранных языков КГПИ. Он поражал эрудицией, смелостью, раскованностью, ораторским мастерством. Сердце его не выдержало перегрузок в 58 лет. О его жизни и пойдет речь.
  • Защитники, или Воспоминания новоявленного бравого солдата Швейка о превратностях воинской службы
    Почти вся история человечества прошла в войнах и вооруженных конфликтах. Причин тому множество, всех их и не перечислить, да и такой задачи автор не ставит. Куда интереснее вопрос о роли подготовки военных кадров для успешной защиты Отечества. Автору на примерах своей биографии представилась возможность рассказать, как его в очень давнюю эпоху готовили защищать свою страну. И первым моим рассказом будет повествование о начале моей воинской «карьеры» в послевоенной Одессе. Александр Табачник
  • Не судьба?
    Судьба некоторых книг складывается словно по драматическому сюжету. Недавно мне довелось ознакомиться с повестью Г.П. Баранова «Злой Хатиман. Записки военного разведчика», которая могла прийти к читателям ещё в конце 80-­х. Но не пришла. И вот тут интересно разобраться – почему...
  • Фронтовик, писатель, гражданин: сто лет Виктору Астафьеву
    1 мая исполнится 100 лет со дня рождения Виктора Астафьева
  • Какой была в СССР бытовая техника
    Президент Владимир Путин сказал, что «в СССР выпускали одни галоши». Такое высказывание задело многих: не одними галошами был богат Советский союз, чего стоила бытовая техника!
  • 90-е: лихие или бурные?
    «Эта песня хороша – начинай сначала!» – пожалуй, это и о теме 1990-х годов: набившей оскомину, однако так и не раскрытой до конца.
  • «…Я знаю о своем невероятном совершенстве»: памяти Владимира Набокова
    Владимир Набоков родился в Петербурге 22 апреля (10 апреля по старому стилю) 1899 года, однако отмечал свой день рождения 23-го числа. Такая путаница произошла из-за расхождения между датами старого и нового стиля – в начале XX века разница была не 12, а 13 дней.
  • «Помогите!». Рассказ Андрея Хромовских
    Пассажирка стрекочет неумолчно, словно кузнечик на лугу:
  • «Он, наверное, и сам кот»: Юрий Куклачев
    Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола (1980).
  • Эпоха Жилкиной
    Елена Викторовна Жилкина родилась в селе Лиственичное (пос. Листвянка) в 1902 г. Окончила Иркутский государственный университет, работала учителем в с. Хилок Читинской области, затем в Иркутске.
  • «Открывала, окрыляла, поддерживала»: памяти Натальи Крымовой
    Продолжаем публикации к Международному дню театра, который отмечался 27 марта с 1961 года.
  • Казалось бы, мелочь – всего один день
    Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой год.
  • Так что же мы строим? Будущее невозможно без осмысления настоящего
    В ушедшем году все мы отметили юбилейную дату: 30-ю годовщину образования государства Российская Федерация. Было создано государство с новым общественно-политическим строем, название которому «капитализм». Что это за строй?