ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-05-02-02-24-06
Максим Галкин*, признанный в России иностранным агентом, разместил в соцсетях фотографию своей жены, Аллы Пугачевой, после душа.
2024-05-04-17-39-14
Стас Михайлов довольно долго шёл к признанию и в конце концов добился статуса суперзвезды. Но как известно, у всего есть свои плюсы и минусы.
2024-05-09-19-46-28
В 2005 году в ДТП трагически погиб талантливый артист и политик Михаил Евдокимов. Тогда журналисты самых разных изданий разобрали жизнь Евдокимова до самых мельчайших...
2024-04-24-02-24-21
Не всегда врачи сразу ставят верный диагноз. Так произошло и с 28-летней Анникой, проживающей в Калифорнии. Медики заподозрили у нее синусит, а у девушки оказалась агрессивная форма...
2024-05-03-09-17-34
Российские медики требуют освободить из тюрьмы подсудимую по делу о «фейках» педиатра Надежду Буянову. Они также отправили обращение, в котором в стихотворной форме говорят о заслугах...

И ханты и манси верят в реинкарнацию. А чем еще они схожи и различаются?

По инф. cyrillitsa.ru   
31 Декабря 2021 г.
Изменить размер шрифта

На первый взгляд эти родственные народы трудно различить: и ханты, и манси относятся к уральской расе и считаются коренными народами древнего Урала. Похожи обские угры и внешне: у них низкий рост – около 155–160 сантиметров, субтильное телосложение, выраженные монголоидные черты. Но все-таки они разные.

И ханты и манси верят в реинкарнацию. А чем еще они схожи и различаются?

Расселение и род занятий

Манси (вогулы) раньше жили на западных склонах Уральских гор, но начиная с XI века были вытеснены оттуда сначала коми, а затем и русскими, и были вынуждены отступить в Зауралье. Главным занятием вогулов были и остаются охота, рыбалка и (у оседлых) скотоводство. Основное жилье у манси – чум, крытый берестой или шкурами, зимой – рубленые избы с земляной крышей, отапливаемые чувалом – очагом, сложенным из жердей, обмазанных глиной.

Ханты всегда жили восточнее Уральских гор, расселялись по долинам рек Иртыш, Васюган, Обь, Конда. Занимались охотой, рыбалкой, оленеводством, которое, возможно, переняли в своих соседей – ненцев. Жили в чумах, но на местах постоянной охоты или рыбалки ставили и деревянные избушки или делали землянки и полуземлянки, которые закрывали сверху дерном и землей.

Происхождение

И ханты и манси относят к потомкам древних и таинственных угров, которые пришли на Урал с юга – из степей Казахстана и лесостепей Западной Сибири. Антропологи считают, что манси сформировались в I тысячелетии в результате смешения угров с автохтонными племенами Урала – об этом говорит сочетание в культуре манси обычаев степняков и таежников. Самоназвание народа – манси — значит «человек» и происходит от праугорского слова mańćɜ, что означает «мужчина».

Ученые Вячеслав Григорьевич Моисеев и К. де ла Фуенте в статье «Популяционная история коренного населения Сибири» говорят о том, что антропологически и культурно манси схожи с селькупами (остяками-самоедами), живущими по соседству, и с саамами-лопарями, живущими на севере европейской части России, а генетически схожи с группами юкагиров, живущих на Чукотке.

История племен ханты тоже насчитывает около тысячи лет. Это народ образовался от смешения пришлых угров и аборигенных племен. Самоеды: нганасаны, ненцы и селькупы называли хантов «чужими» – «ярган». Ханты называли себя – хантэ, что значило – человек. Генетики наблюдают родство хантов с приуральскими народами и с народами Горного Алтая и Средней Азии. Но как единый народ ханты оформился из отдельных племен только при советской власти.

Организация

Народ манси разделяется на две социальные группы – фратрии. Одна называется Пор, вторая – Мось; группы имеют культурные различия. Во группе Пор преобладают традиции охотников и рыболовов Урала, тотемом группы считают медведя, а в группе Мось преобладают традиции степняков, ее члены считают своим предком прародительницу Калтащ. Невест манси всегда брали из другой группы. Социальная организация манси была сложной – у них были свои князья, которые владели дружинами, свои воеводы.

Мансийский письменный язык существует с 1931 года – на основе латинского алфавита, и с 1937 года – на основе кириллицы. Ханты более раздроблены этнически, у них существует не менее 13 диалектов, что осложняло создание письменности. Например, у них есть прииртышское, обдорское, приобское, сургутское, вах-васюганское, щурышкарское наречия. Письменность для некоторых диалектов была создана только в 1950-х годах.

Этнографы выделяют три крупные группы хантов: восточные, северные и южные, которые по большей части смешались в русским и татарским населением Прииртышья. Восточные ханты имеют палеосибирский характер культуры и наименьшее присутствие в их крови угорского компонента. А южные имеют ряд черт степняков – это культ коня и коновязи, танцы с саблями.
Религия

И тот и другой народы одухотворяют природу и верят в реинкарнацию людей. Их основными богами считаются верховный бог Нумии-Торум, его сын Полум-Торум, который заведует животным миром, Мир-суснэ-хум, надзиратель над миром людей, Калтащ-эква богиня земли и Хотал-эква богиня солнца. Есть боги луны, огня, грома: духи обитают в реках и в лесу, на горах и в небе. Мир разделен на три сферы – нижняя верхняя и мир людей.

Манси поклонялись Золотой бабе – некоему идолу, которого сказочник Бажов изобразил в виде Огневушки-поскакушки, и чтили Великого небесного лося. В каждом доме и в каждом поселении существовали свои тотемы в виде стрекоз и птиц. Манси верили в «Лесную деву» – Мис нэ, которая приносит охотнику удачу и почитали старика Йибы-ойка (филина). Они почитали выветренные скалы Урала как живых существ и праздновали «День медведя». Особо выделяется в их фольклоре легенды о Всемирном потопе.

Существовало у манси и реликтовое верование в великанов, которых они называли Мēӈквы. Якобы это были громадные охранники, стоящие на страже у языческих капищ, они агрессивны по отношению к людям, и охотники предпочитали обходить их стороной и всячески избегать встречи с ними.

Верования хантов включали в себя культ северного оленя, культ коня и коновязи, шаманизм был развит слабо. Шаман не участвовал в празднике медведя, который ханты справляли более скромно. Поскольку обширные места обитания народа хантов покрыты тундрой и болотами, было распространено поклонение антропоморфной лягушке — как некоему первопредку. Живым считалось все, что могло двигаться – снег, вода, дождь. Большим почетом пользовался «хозяин» Оби – «Старик Обский», его идол описывали так: «доска некая, нос аки труба жестяна, очеса стеклянны, роги на голове малы» (статья этнографа Е. Т. Карпушевой «Глобальная идея о глубинном родстве всего живого»). Ханты верили, что утопленники могут являться людям в виде русалок – человекорыб. Языческие капища ханты устраивали в скрытных местах, куда не допускали посторонних, а идолов в случае вынужденной миграции увозили с собой.

На нашем сайте читайте также:

По инф. cyrillitsa.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • «Белые» и «красные»: формула примирения
    От памятника Колчаку к памятнику Троцкому.
  • Связистка Вера, или Корреспондент по прозвищу Чижик
    Крымская наступательная операция проводилась с 8 апреля по 12 мая 1944 года и закончилась освобождением Крыма. Ее проводили войска 4-го Украинского фронта и Отдельной Приморской армии во взаимодействии с Черноморским флотом и Азовской военной флотилией. В этой операции принимала участие иркутянка Вера Андриановна Чегодаева (на гражданке корреспондент по прозвищу Чижик).
  • Дорогами войны
    21 мая исполнится 100 лет со дня рождения Бориса Васильева.
  • Дети войны. Документальный рассказ Евгения Корзуна
    Эту историю мне рассказал коллега по профессии. Он родом с Донской земли, вся его родня произошла из казачества, проживала и до сих пор проживает на Дону. А он после учебы в Москве обрел вторую родину в Сибири. Они подростками сполна хлебнули горечь немецко-фашистской оккупации.
  • Черемховские наступают: о чем говорят перестановки в правительстве
    Правительство в очередной раз пополнила обойма губернаторов, которых в Кремле посчитали годными к работе на федеральном уровне.
  • Размышления в Год семьи
    Мое послевоенное детство прошло в маленьком заполярном поселке. Домишки были неказистые, с удобствами во дворе, воду привозили на телеге, наливая пожарным шлангом через прорубленное в стене оконце двухсотлитровые бочки, много чего еще не хватало и в скромных магазинчиках того времени. А вот разновозрастной ребятни было много. И мы, мальчишки 10-12 лет, как-то мало обращали внимание на эти неудобства.
  • Полководцы Великой войны: рейтинг от Сталина
    А действительно – кто был лучшим с точки зрения Верховного главнокомандующего? Расхожая точка зрения – Жуков. Вот и Парад Победы 24 июня 1945 года принимал именно он. А командовал парадом Рокоссовский, что тоже символично – его нередко называют «вторым после Жукова». Однако львиная доля возвышения обоих полководцев (особенно Жукова) приходится на 1970-е годы и позже. А как ситуация выглядела в годы войны и первое время после Победы, пока страну возглавлял Сталин?
  • Правда о Победе
    История – служанка политики, взгляд на прошлое, исходящий из сиюминутной конъюнктуры? Или все-таки наука, одна из сфер наших знаний, требующая точности и беспристрастности?
  • «А иначе зачем на земле этой вечной живу?»
    К 100-летию со дня рождения Булата Окуджавы и Юлии Друниной.
  • Люди доброй воли Иммануила Канта
    Философ Иммануил Кант не бывал в Иркутской области. Он практически никогда не покидал родного Калининграда, триста лет назад и до 1946 года называвшегося Кенигсбергом. Но его философские труды, его идеи шагают и по Сибири. Особенно актуально их вспомнить в апреле.
  • Золотой век Зои Богуславской
    Зоя Богуславская – знаменитая российская писательница, эссеист, искусствовед и литературный критик, автор многочисленных российских и зарубежных культурных проектов, заслуженный работник культуры РФ.
  • БАМ – ССО – ВЛКСМ
    На прошлой неделе побывал сразу на нескольких мероприятиях, связанных с аббревиатурами, вынесенными в заголовок, и нахлынули воспоминания. Правда, они (воспоминания) выстроились в голове в обратном порядке, нежели в заголовке. Впрочем, так и было в истории. И в жизни…
  • Чутье. Рассказ Владислава Огаркова
    Эту историю поведал Эдуард Копица, мой знакомый, живший в северном Усть-Илимске. Водитель грузовиков и автобусов, простой и светлый человек, он очень любил природу и многое знал о ней. Увы, ушедший туда, откуда не возвращаются.
  • День Победы: страницы жизни Виктора Секерина
    Виктор Павлович Секерин в 70-е годы заведовал кафедрой и аспирантурой на факультете иностранных языков КГПИ. Он поражал эрудицией, смелостью, раскованностью, ораторским мастерством. Сердце его не выдержало перегрузок в 58 лет. О его жизни и пойдет речь.
  • Защитники, или Воспоминания новоявленного бравого солдата Швейка о превратностях воинской службы
    Почти вся история человечества прошла в войнах и вооруженных конфликтах. Причин тому множество, всех их и не перечислить, да и такой задачи автор не ставит. Куда интереснее вопрос о роли подготовки военных кадров для успешной защиты Отечества. Автору на примерах своей биографии представилась возможность рассказать, как его в очень давнюю эпоху готовили защищать свою страну. И первым моим рассказом будет повествование о начале моей воинской «карьеры» в послевоенной Одессе. Александр Табачник
  • Не судьба?
    Судьба некоторых книг складывается словно по драматическому сюжету. Недавно мне довелось ознакомиться с повестью Г.П. Баранова «Злой Хатиман. Записки военного разведчика», которая могла прийти к читателям ещё в конце 80-­х. Но не пришла. И вот тут интересно разобраться – почему...
  • Фронтовик, писатель, гражданин: сто лет Виктору Астафьеву
    1 мая исполнится 100 лет со дня рождения Виктора Астафьева
  • Какой была в СССР бытовая техника
    Президент Владимир Путин сказал, что «в СССР выпускали одни галоши». Такое высказывание задело многих: не одними галошами был богат Советский союз, чего стоила бытовая техника!
  • 90-е: лихие или бурные?
    «Эта песня хороша – начинай сначала!» – пожалуй, это и о теме 1990-х годов: набившей оскомину, однако так и не раскрытой до конца.
  • «…Я знаю о своем невероятном совершенстве»: памяти Владимира Набокова
    Владимир Набоков родился в Петербурге 22 апреля (10 апреля по старому стилю) 1899 года, однако отмечал свой день рождения 23-го числа. Такая путаница произошла из-за расхождения между датами старого и нового стиля – в начале XX века разница была не 12, а 13 дней.