ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ

Под синим небом Атагая

Альбина ШИРОБОКОВА, председатель Союза ТОС Иркутской области   
23 Апреля 2024 г.
Изменить размер шрифта

«Не вопреки, но благодаря» – так объясняет успехи в своей работе Любовь Анатольевна Ванцай, руководитель центра славянской культуры и ТОС «Славяне» в поселке Атагай Нижнеудинского района. Все удалось благодаря поддержке жителей, объединившихся в ТОС, и слаженному взаимодействию с администрацией.

Под синим небом Атагая

В Нижнеудинском районе проживает самая малочисленная народность России – тофы, или, как их называли раньше, карагасы. Есть и целые бурятские деревни, как, например, Кушун. И там, и там работают центры, сохраняющие культуру этих народов. Но и славянская культура требует поддержки и защиты.

Летом 2020 года «Славяне» получили свой первый грант, одержав победу в областном конкурсе ТОС. Общественники получили чуть более 100 тысяч рублей на создание Славянской слободы – территории в центре поселка, которая и музей, и парк, и игровой комплекс, и поле для посадки льна.

Если музеем и парком сложно нынче удивить, то поле льна и мастерская по его обработке – это весьма необычно. И потрясающе трудоемко. А ведь когда-то Нижнеудинский район славился своим льном.

Вот посмотрите, каким непростым оказался этот процесс.

Посев

Сеют лен 21 мая (по старому стилю) в день Олены-льняницы в теплую, влажную землю. Едва появились светло-зеленые стебельки – надо начинать прополку. Молодой лен после прополки легко распрямляется, растет очень быстро. В народной примете сказано: «Лен две недели цветет, четыре недели спеет, на седьмую – семя летит».

Когда лен цветет, словно опускается на поле синь северного неба. Но одно дело любоваться этой красотой, другое – теребить.

Теребление

Это один из самых трудоемких процессов обработки льна. Вытеребить его надо до праздника Успения, к концу августа. Выходили в поле рано утром, по росе; женщинам помогали дети. Рукой захватывали стебельки льна у самой земли, вырывали с корнем, горстями. Сколько же раз надо было поклониться льну-батюшке до самой земли! 8 горстей связывали в сноп. Снопы рядами расставляли на полосе для сушки.

Обмолот (околачивание)

Подсохшие снопы везли с поля в гумно. На пол его укладывали снопы и деревянными колотушками били по льняным головкам. Околачивание было любимым занятием молодежи и детей. Они работали с азартом, соревновались. Выколоченное семя заметали метлой в большую кучу, а затем провеивали лопатами на ветру. Льняное семя хранили в крепких холщовых мешках в сусеках, а обмолоченные снопы увозили обратно на поле, потому что наступало время расстила.

Расстил

Ночами в августе падает на скошенные луга крупная холодная роса. От ночной влаги стебель становился хрупким; волокно отделялось от стебля, приобретало серо-стальной цвет. В старину говорили, что от росы лен «вылеживался». Женщины развязывали обмолоченные снопы и расстилали лен рядами тонким слоем на земле. Пока лен расстилали на поле, дома из обмолоченных семян били масло.

Битье масла

Льняное семя сушили, затем толкли в ступе; истолченную массу в горшке ставили в истопленную печь. Потом ее, еще горячую, заворачивали в плотную холщовую ткань и клали в колоду под пресс. Под колоду ставили посуду, куда капало густое льняное масло. Хранили его в стеклянной посуде, защищенной от света. Остатки семян после битья масла – жмых – скармливали скоту. Льняное масло кормило, освещало, лечило.

Масло было излюбленным продуктом питания на Руси, особенно во время постов. Его наливали в лампадки, висящие в красном углу, в плошки, стоящие на столах. Льняное масло художники использовали для изготовления олифы, которая необходима для написания икон. Простывшего и заболевшего человека поили чаем с льняным маслом, чтобы ослабить боль и сухость в горле.

Подъем льна и сушка

Августовские ночные росы и сентябрьские дожди мочили лен в течение 3-4 недель. Женщины собирали его, снова связывали в небольшие снопики. Поднятый лен везли сушить. Н. А. Деревнина вспоминает: «Сушили лен в бане, на повете, потом на полатях. Но самые нетерпеливые хозяйки несли его сразу в избу и сушили на широкой русской печи. Высушенный лен имеет неказистый вид: темный, сухой, ломкий, занозистый. И только сами мастерицы знают, как идет превращение невзрачного стебелька в белоснежную ткань».

Мятка

Сухие, легко ломающиеся стебли льна (тресты) мяли на специальных приспособлениях – мялках. Со стебля с треском сыпалась кострика, оставалось серое, нежное, прочное волокно.

Женщина брала горсть тресты для мятки, это называлось повесмо. 50 повесмов – это пяток, 100 повесмов – это кирбь. За день хорошая работница мяла по 3 кирби (300 горстей льна)!

Измятую тресту сушили на печи или на полатях. Кострика шла на подстилку скоту. От мятки переходили к трепанию.

Трепание

Измятый лен необходимо очистить от остатков кострики. Левой рукой держали повесмо на весу, правой били по нему тонким ребром деревянного инструмента, который называется трепало. Трепало для женщины – то же, что топор для мужчины. Недаром существовала пословица: «Смотри молодца из бани, девицу – из трепальни».

Трепание – тяжелая и грязная работа. За день трепки стены и окна покрывались серой льняной пылью, а женщины закрывали свои лица платками. Чтобы сделать эту работу более приятной, не такой скучной и монотонной, женщины деревни собирались вместе. Пустой хлев, баня, нежилая изба – все подходило для такой работы. Во время трепания пели, сочиняли частушки, подшучивали друг над другом, смеялись, делились новостями. В день «Льняницы» устраивали льняные смотрины – выносили вытрепанный лен на показ: у кого лучше. В общении работа спорилась, трудности и горести казались не такими страшными.

Очесывание

Отрепанный лен держали в сухости, затем начинали очесывать. Очес проходил в две стадии. Очес крупной железной щеткой. Получалось волокно самого низкого сорта (изгреби). Очес мелкой щеткой, сделанной из щетины. Получалось волокно среднего качества (пачеси). Оставшееся в повесме волокно – самое лучшее (собственно лен). После очеса наступало время пряжи.

Прядение

Льняную одежду носили много лет, передавая по наследству. Полотенца, скатерти переходили от бабушек внучкам, служили нескольким поколениям.

Очесанный лен расшиньгивали (взбивали, пушили), раскладывали на столе, спрыскивали водой и скатывали в куделю. Прясть начинали с раннего детства. Для ребенка – куделя маленькая, для подростка – побольше, для взрослой женщины – большая. Был обычай ходить прясть к соседям, в другой дом, потому что на людях за пряжей не задремлешь, будешь стремиться сделать не меньше других. Совместная пряжа называлась супрядки.

Песни, шутки, сказки, игры на таких супрядках разнообразили утомительную, однообразную работу. Важно было не только заготовить много пряжи, но и обработать ее: перемотать, перевязать, вымыть.

Обработка пряжи

Пряжу с веретен перематывали на мотовило, считая и перевязывая нити. 60 нитей называли пасмо. Для хорошего холста из 9 веретен наматывали 1 мот (девятерник). Это была основа будущего холста.

Пряжу мотали не только для счета, но и для дальнейшей обработки. Моты тщательно мыли, вымораживали во время мартовских утренников. Постепенно пряжа из темно-серой становилась все светлее. Готовые для тканья моты были светло-серебристые. По количеству и качеству мотов судили о трудолюбии хозяйки и ее дочерей. В семье, где были дочери на выданье, а мотов не было, и о свадьбе мечтать было нечего.

Наконец, наступал момент, который завершал долгую цепочку от льняного стебелька до льняного полотна.

Тканьё

Мастерицы ткали на ручном ткацком станке, который называется кросны.

Весной на поветь (чердак) выставляли малые воробы и с их помощью сматывали пряжу из мотов на тюрики. Затем малые воробы сменялись большими, которые иначе назывались сновалкой. С помощью вороб ткачиха готовила основу – горизонтальную нить ткани. Одной из важных деталей станка является челнок с берестяной чивцой, на которой намотана уточная нить. На чивцу пряжу наматывают с тюриков, при этом используют скально.

На кроснах ткали простую ткань и узорницу. Для узорной ткани на станке было 4, а то и 8 нитченок и подножек; такая работа требовала высочайшего мастерства. За день ткачиха могла соткать одну стену простого холста; две стены (около 15 метров) назывались концом.

Холст из тонкой пряжи шел на белье, рубашки, полотенца.

Использовали пестрядь для шитья фартуков, сарафанов, кокеток, мужских рубах. Сшитая из такой ткани одежда была более привлекательна, чем из простого холста. Кроме того, она была «ноская», т. е. служила долго.

Выбеливание ткани

Весной холсты белили (бучили) в золе, а затем на снегу. Зола должна быть чистой, просеянной, лучше всего из ольхи. Летом белили на чистом лугу, у озера или реки, часто макая холсты в воду. Готовый холст складывали в сундуки и коробьи. В раннем детстве девочке клали в коробью первый холст, затем ежегодно добавляли, так и накапливалось приданое.

Крашение ткани

Выбеленный льняной холст красив необычайно! Однако в быту часто требовались ткани «немаркие», менее пачковитые, поэтому белые холсты окрашивали. Краски дарила сама природа: цветная глина, кора ивы, ольхи, дуба, сажа, корни растений. Цветовая палитра была скромной: красный, черный, синий цвета, реже – зеленый. Однако женщины создавали рисунки необычайной красоты и яркости. На то они и мастерицы!

Крашением холста завершался долгий и трудный льняной цикл, который длился целый год: от посева до посева.

Признайтесь, теперь вам не кажется дорогой одежда из льна?

  • Расскажите об этом своим друзьям!